Основные школы, направления и течения в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные школы, направления и течения в философии



Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Аналитическая философия – доминирующее направление в англо-американской философии ХХ в. Ориентирована на прояснение языка, строгость и точность терминологии; осторожно относится к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.

Венский кружок – организован в 1922 М. Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета («кафедре Маха»). Участники кружка выступили как представители неопозитивизма (логического позитивизма), выдвинув программу обновления научного и философского знания на основе математической логики и принципа верификации.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия.

Географическая школа – направление философии истории, рассматривающее географическое положение и природно-климатические условия в качестве определяющего фактора развития общественной жизни народов. Основоположником географической школы является французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755), автор труда о «Духе законов».

Герменевтика – направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие осмысления бытия; учение о понимании и интерпретации текстов и бытия.

Даосизм – учение о дао или «пути вещей». Основоположником Драсизма принято считать Лао-цзы.

Детерминизм – учение об определенности сущего, его обусловленности и необходимости. Детерминизм оппонирует индетерминизму.

Догматизм – способ мышления, твердо придерживающийся представлений и положение, которые воспринимаются как абсолютно истинные, неизменные. Догматизм противположен скептицизму.

Досократики - древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. до н.э.), а также их преемники в 4 в. до н.э. Главный предмет размышлений досократиков – космос. Досократиков подразделяют на представителей ионийской (милетской) школы с присущими ей эмпиризмом, акцентом на чувственное восприятие мира и италийское (пифагореизм и элеаты) направление, характеризующееся приоритетом рационально-логических начал, интересом к числовой структуре вещей.

Дуализм – ориентация на выделение в мире двух противоположных начал (например, духа и материи). Дуализм соотносится с монизмом и плюрализмом.

Идеализм – учения, ориентированных в интерпретации мироустройства на доминирование духовного. Первое употребление термина идеализма – в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом).

Идеализм объективный – онтологическая позиция, принимающая за начало мира объективно существующие идеи, личный («Я» Фихте) или безличный всеобщий дух (Гегель), мыслящие монады (Лейбниц) и др. Объективный идеализм противопоставляется субъективному идеализму.

Идеализм субъективный – сводит существование мира к его восприятию субъектом (Беркли).

Иррационализм – направление в эпистемологии, согласно которому определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательное.

Кинизм – течение в античной философии, основателем которого был Антисфен (ученик Сократа). Киники отвергали условности общества, проповедуя естественный (собачий) образ жизни. В современном мире трансформировался в цинизм и опрощенчество.

Критицизм – философско-методологическая позиция, характеризующаяся антидогматизмом, уста­новкой на анализ собственных оснований мышления, на вы­яснение границ применимости фундаментальных понятий и методов.

Материализм – онтологическая позиция, утверждающая первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Марксизм – учение, создателями которого были К. Маркс и Ф. Энгельс. Ключевыми идеями марксизма является материалистическое понимание истории и учение об общественно-экономических формациях.

Милетская школа – школа древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Нигилизм – акцентированное отрицание ценностей. По Ницше: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос «Зачем?»»

Номинализм – направление в схоластике, считавшее понятие лишь именем.

Перипатетическая школа – обозначение философской школы Аристотеля.

Персонализм – направление философии, акцентируюущее неповторимость и максимальную ценность личности.

Пифагореизм – древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует Вселенную.

Позитивизм – восходящее к О. Конту течение философии, полагающее единственным источником истинного («положительного») знания эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность метафизики.

Постмодернизм – современный тип философствования, дистанцирующийся от классической, но и от неклассической традиций Нового времени, от присущего этим традициям онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма.

Прагматизм – течение в философии, сформировавшееся в американской философии в конце XIX – начале XX в. (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи). Согласно прагматизму, истинно то, что приводит к достижению цели, успеху и продвижению.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) – эпистемологическая позиция, согласно которой всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения, либо понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Родоначальник рационализма – Р. Декарт. Рационализм оппонирует эмпиризму.

Реализм (лат. realis – действительный, вещественный) – направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей.

Релятивизм (от лат. relativus относительный) – установка на абсо­лютизацию относительности и условности содержания познания.

Сенсуализм – эпистемологическая позиция, признающее ощущения единственным и достоверным источником познания.

Скептицизм – философская концепция, утверждающая относительность истины. Призывает безразлично и невозмутимо относиться ко всему – скептицизм. Скептицизм оппонирует догматизму.

Солипсизм (лат. solus ipse – только сам) – онтологическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое – единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.

Софистика – учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов, платных учителей ораторского искусства. Их внимание привлекали логические уловки, основанные на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий.

Стоицизм – школа античной философии, наиболее известными представителями которой являются Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Согласно стоикам, необходимо освободиться от страстей, жить, повинуясь природе, необходимости и разуму. Стоик мужественно переносит все невзгоды жизни и удары судьбы.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать учения авторитетных учителей и текстов.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое со­бытие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключаю­щего свободный выбор и случайность.

Феноменализм – учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами ма­териального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувствен­ных компонентов (ощущений, «чувственных данных», сенсибилий и т. п.).

Фикционализм (от лат. fictio – выдумка, вымысел) – философская ориентация, считающая человеческое позна­ние системой фикций, практически оправданных, но не име­ющих объективного теоретического значения

Экзистенциализм – течение философии, описывающее ситуацию человеческого существования в мире («заброшенность в мир», случайность нашего присутствия, фактичность, конечность, темпоральность, трансцендирование, «направленность на...», «не-знание» и др.)

Эклектика – смешение различных, зачастую противоположных точек зрения философских взглядов, теоретических посылок, оценок и т.п.

Элейская школа – древнегреческая школа кон. 6– 5 вв. до н. э., в которую входили Парменид, Зенон Элейский и Мелисс Самосский. Полагая, что чувства дают ложные мнения, стремились постичь истину путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего.

Эмпиризм – эпистемологическая позиция, признающая чувственный опыт единственным источником знания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Родоначальник эмпиризма – Ф. Бэкон. Эмпиризм оппонирует рационализму.

Эссенциализм – представление о том, что для познания предмета необходимо выявить его сущность, заключающуюся в строго определенных параметрах.

Основные области философии и философские дисциплины

Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, изучающий ценности.

История философии - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.

Метафизика – учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия.

Методология – учение о способах организации и построения деятельности человека.

Моральная философия – нравственная практическая философия, этика.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Онтология – учение о бытии; раздел философии, описывающий мир.

Практическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий этику и политику.

Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие человеческого общества, его структуру и развитие.

Телеология – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

Теоретическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий логику и метафизику.

Феноменология – раздел философии, изучающий явленность мира в опыте.

Философия истории – концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Большое значение придается борьбе за культуру.

Философия науки – философская дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и раз­вития знания.

Философия образования – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогичес­кой деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и со­здания новых образовательных институции и систем.

Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основаниях, границы и возможности политики, о соотно­шении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального.

Философия права – философская дисциплина, исследующая ценность права, соотношение права и справедливо­сти, права и закона, права и силы, а также философские проблемы юридических наук.

Философия религии – достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно ре­лигии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онтотеологических, этико-антропологических и сотериологических проблем.

Философия техники – область философских ис­следований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

Философия языка – исследовательская область философии, в которой анализируется взаимосвязь мышления и языка, выявляется конституирующая роль язы­ка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания

Философская антропология – раздел философии, изучающий человека.

Философская компаративистика – об­ласть историко-философских изысканий, предметом кото­рой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Во­стока и Запада.

Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая искусство и эстетическое отношение к действительности (прекрасное и безобразное и т.п.)

Персоналии

Августин Блаженный Аврелий (354-430) – представитель зрелой патристики. Наиболее значительными произведениями: «Исповедь» (400) и «О граде Божьем» (413-426).

Анаксагор (500-428 до н.э.) – ученик Анаксимена, основоположник афинской школы философии. Описывал мир как бесчисленное множество «семян вещей» («подобочастных» – гомеомериям), которые упорядочивает мировой «ум» («нус»), Выдвинул идею «все – во всем», т.е. утверждал, что «во всем заключается часть всего».

Анаксимандр (610-540 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик и последователь Фалеса. Считал первоначалом апейрон – нечто качественно неопределенное и бесконечное.

Анаксимен (585-525 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик Анаксимандра. Как первоначало рассматривал воздух – самую бескачественная из всех стихий: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».

Аристотель (384–322 до н.э.) – ученик Платона и наставник Александра Македонского. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Предметом «первой философии» считал сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели.

Беркли Джордж (1685-1753) – английский философ, представитель солипсизма, в котором основным является положение «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет.

Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) – римский философ, один из основоположников средневековой схоластики. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – генеральный прокурор, лорд-канцлер Великобритании. Основоположник эмпиризма, предложивший в труде «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) использовать эксперимент и систематическую индукцию. В 1627 Бэкон публикует утопию «Новая Атлантида».

Витгенштейн Людвиг (1889-1952) – австрийский философ, один из основателей аналитической философии. Основная идея его «Логико-философского трактата» (1921) состоит в том, что философия есть деятельность по прояснению языка и устранению неточностей выражения мыслей.

Вольтер (1694-1778) – французский философ, лидер французского Просвещения XVIII в. и наставник короля Пруссии Фридриха II.

Гадамер Ганс-Георг (1900-2002) – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание есть открытый исторический процесс, в котором всякий интерпретатор и всякое интерпретируемое уже включены в определенную традицию понимания.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1830) – немецкий философ, один из главных представителей школы немецкой классической философии. Наиболее известные работы: «Феноменологии духа» и «Наука логики».

Гераклит (ок. 540 - ок. 480 до н.э.) – ионийский философ из Эфеса. Был прозван «темным» (за глубокомысленность) и «плачущим» (за трагическую серьезность) мыслителем. Первоначалом всего он считал огонь – суть «логос».

Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ-материалист. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).

Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии.

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ-рационалист, известный основоположением изречением «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»). Наиболее известная работа «Рассуждение о методе» (1637).

Демокрит из Абдеры (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист.

Зенон Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) – представитель элейской школы, ученик и приемный сын Парменида. Сформулировал апории, направленные против возможности движения: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий».

Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. В трех фундаментальных работ «критического периода» – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» исходит из требования о том, что любое философское исследование должно базироваться на критике познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

Конт Огюст (1798-1857) – французский философ-позитивист, автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830-1842). Вся история человечества, согласно Конту, подчиняется «закону трех стадий»: теологической (фиктивной), метафизической (отвлеченной) и научной (позитивной).

Конфуций (552-479 до н.э.) – древнекитайский философ. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа».

Кьеркегор Серен (1813-1855) датский философ, основоположник экзистенциализма.

Лао-цзы (V в. до н.э.) древнекитайский философ, живший в, легендарный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзин» – «Книги о пути и благой силе».

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ. Рассматривал мир в завершенности и непрерывности, как совокупность монад, находящихся в предустановленной гармонии.

Локк Джон (1632-1704) - английский философ. Развивал учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Полагал, что душа это «чистая доска», и только опыт записывает на ней какое-то содержание.

Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом создавший философское учение, получившее название диалектического и исторического материализма.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель «философии жизни». Известен учение о сверхчеловеке, изложенным в работе «Так говорил Заратустра...» (1883),

Парменид (кон. VI - нач. V в. до н.э.) – основоположник элейской школы. Сформулировал принцип тождества бытия и мышления: «мыслить и быть одно и то же», – согласно которому, реально лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует.

Пиррон (ок. 360-280 до н.э.) – древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес); верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма. Рекомендовал воздержание от суждений, поскольку «ничуть не более это, чем то».

Пифагор Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Настаивал на том, что все есть число.

Платон (427-348 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа. В его учении существование мира вещей зависит от мира идей (прообразов вещей)

Протагор (ок. 480-340 до н.э.) – известнейший из софистов; близок к Периклу. Главное положение философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии».

Семь мудрецов – группа исторических лиц 7–6 вв. до н.э., жизненная мудрость которых стала известна всей Элладе. Наиболее известные афоризмы: «Всему свое время» (Питтак), «Познай самого себя» (Фалес), «Ничего сверх меры» (Солон, Хилон), «Наибольшее богатство – ничего не желать» и др.

Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Задачу философии видел в самопознании человека, что выражено в его призыве «Познай самого себя».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Исходя из принципа всеединства, строил систему «цельного знания», которая высшей задачей и конечным результатом духовного развитиячеловечества объявляла синтез науки, философии и религии.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) – нидерландский философ. Для Спинозы ум (мышление) и протяженность (материальные тела) являются лишь атрибутами единственной субстанции, которая является причиной самой себя (causa sui).

Фалес (640-562 до н.э.) – основатель милетской школы, один из «семи мудрецов». Полагал, что первоосновой мира является вода.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) – представитель школы немецкой классической философии. В своем «наукоучении» в качестве исходного принципа избирает Я, представляя мир как не-Я.

Фома Аквинский (1225-1274) – систематизатор схоластики. В 1879 г. папским указом его учение, томизм, было узаконено в качестве официального философского учения во всех католических учебных заведениях.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист; ученик Э. Гуссерля.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ. Кантовское понятие «вещь-в-себе» он отождествил с волей – подлинной, хотя и скрытой, реальностью мира

Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, представитель «философии жизни». Наиболее известная пабота «Закат Европы».

Эпиктет (греч. Epictetus – не имя собственное, а разговорное прозвище раба – «приобретенный») (50-125) – греческий философ-стоик. Существующий порядок вещей, учил он, не зависит от нас и нам не по силам его изменить.

Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист. Полагал, что возможность случайного отклонения атомов обусловливает наличие у человека свободы воли. Главная ценность жизни, по мнению Эпикура, заключена в наслаждении, которое есть свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Эразм Роттердамский (1469-1536) – нидерландский гуманист, автор бестселлера «Похвала глупости» (1509).

Юм Дэвид (1711-1776) – английский философ-агностик. Осознание реального характера причинных связей Юм именовал верой: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации».


ПРИЛОЖЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.154.234 (0.055 с.)