Практическое занятие 9.2. Право на переломе эпох



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 9.2. Право на переломе эпох



Вопросы для обсуждения:

1. Юридический позитивизм: стадиализация, вариации, интерпретации.

2. Тематизация права в постмодернистской философии.

Доклады и сообщения:

- «Проект «Паноптикума» Иеремии Бентама»,

- М. Фуко и деятельность «Группы информации по тюрьмам»».

Термины: утилитаризм, позитивное право, позитивизм, нормативизм, Паноптикум, паноптицизм, постмодернизм.

Задачи и упражнения

1) «Ложное право»: найти нормы права, которые фиксируют мнимые, иллюзорные права, обязанности, запреты и пр.

2) Философская вариация по Гегелю: взять параграф из «Философии права» Гегеля и написать свой вариант дополнения и примечания.

3) Найти неопределенности и неясные места в первой главе Гражданского кодекса Российской Федерации.

4) Выделите моменты правоохранительной деятельности, в которой существует проблема публичности (зрелищности) и приватности (конфиденциальности).

5) Основываясь на игровой модели правосудия Й. Хейзинги и современных игровых технологиях, предложите мероприятия по дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности.

6) Исходя из теоремы Ж. Бодрийяра о проклятой стороне вещей, оцените вклад преступности в развитие общества.

Вопросы для самоконтроля:

1) Для какого направления философии права характерен юридический догматизм?

2) Как соотносятся положения позитивизма и юридического позитивизма?

3) С какими историческими событиями связан кризис юридического позитивизма?

4) Вспомните определение права и скажите, можно ли считать его позитивистским?

5) Какие аспекты права получили освещение в постмодернистской философии?

6) Какие практические действия следовали (и могут вытекать) из постмодернистской философииправа

Тесты для самоконтроля.

1. Согласно Фридриху Энгельсу и Карлу Каутскому, юридическое мировоззрение стало господствующим в:

а) античности,

б) средние века,

в) Новое время,

г) Новейшее время.

2. Юридический догматизм характерен для представителей:

а) платонизма,

б) естественно-правовой школы,

в) нормативизма,

г) социально-правовой школы.

3. Формула Г. Радбруха применялась судами после окончания:

а) 30-летней войны,

б) 1-й мировой войны,

в) 2-й мировой войны,

г) холодной войны.

4. «Ступенчатая концепция права» была предложена:

а) Джоном Ролзом,

б) Полем Рикером,

в) Гансом Кельзеном,

г) Гербертом Хартом.

5. Теорему о проклятой стороне вещей формулировал:

а) Джон Ролс,

б) Поль Рикер,

в) Жан Бодрийяр,

г) Герберт Харт.

6. Автором книги «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» является:

а) Жак Деррида,

б) Густав Радбрух,

в) Мишель Фуко

г) Юлиус Эвола.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 131-139.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 304-314.

Дополнительная литература:

Бодрийяр Ж. Теорема о проклятой стороне вещей // Прозрачность зла. М., 2000. С. 157-166.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М., 1987.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 93-105.


 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Рабочей программой дисциплины «Философия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 54 часов.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по философии, необходимая для полного усвоения программы курса. Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с философской литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса философии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. На самостоятельную работу студентов отводится половина всего времени (54 час.), которое предусмотрено учебным планом на изучение студентами философии. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую философскую подготовку невозможно. Освоение программы курса философии предполагает, что на самостоятельное изучение философии студент должен предусматривать в среднем по три часа в неделю на протяжении всего семестра.

Самостоятельная работа студента включает в себя следующее:

- работа над лекционным курсом;

- выполнение заданий к практическим занятиям;

- чтение и конспектирование философской литературы;

- написание курсовой работы;

- подготовка к экзамену.

Работа над лекционным курсом.

Лекции по философии – дают систематическое изложение материала курса с учетом последних достижений философской мысли, в них освещаются важнейшие проблемы философии, осмысление которых способствует выработке навыков творческого изучения философии.

Лекции необходимо записывать на основе предоставленного раздаточного материала, выделяя в них главные теоретические положения и их эмпирическое обоснование (примеры, основной фактический материал). В записях лекций следует оставлять большие поля, на которых необходимо отмечать наименование основных вопросов, рассматриваемых в лекции, делать различные пометки.

Работа над лекционным курсом должна быть регулярной. Накануне лекции необходимо прочитать текст предыдущей лекции и желательно ознакомиться с указанной проблематикой по учебнику, тогда новая тема лекции будет легче восприниматься.

Конспект лекции необходимо дополнять материалами из первоисточников, справочной литературы и учебников более подробно раскрывающий и иллюстрирующий содержание выделенных положений, терминов, биографические сведения о персоналиях и пр. Целесообразно включить ваши мысли, примеры по затронутым вопросам, отметить аспекты профессиональной деятельности юриста, для которых имеет значение изучаемая тема.

При изучении лекционного материала необходимо вести записи всех непонятных вопросов для того, чтобы проконсультироваться с преподавателем непосредственно при встрече или обсудить эти вопросы на практическом занятии.

Подготовка к практическим занятиям.

Работа на практическихзанятияхпреследует несколько целей:

во-первых, изучение основных философских принципов, законов и категорий философии, их содержания и взаимосвязями;

во-вторых, освоение навыков философского анализа различных типов мировоззрения

в-третьих, формирование навыков использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа;

в-четвертых, выработку умения применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;

в-пятых, овладение навыками генерации идей, аргументации и полемики.

Подготовка к практическому занятию не должна носить одноразовый характер. Опыт показывает, что изучение материала к практическим занятиям следует проводить минимум в два этапа. Особенности работы человеческого мышления мозга таковы, что решение сложных задач и понимание нового материала обеспечиваются только после осоредствующей работы бессознательного. Поэтому систематическая подготовка – это важное условие не только хорошей готовности к занятию, но и успешного усвоения такого сложного предмета, каким является философия.

В связи с этим для практическихзанятий предлагаются такие темы, которые закрепляют и расширяют материал лекционного курса, но, что очень важно, не дублируют их, позволяют вплотную поработать с источниками – текстами работ философов разных эпох и направлений.

Подготовка докладов и сообщений

Некоторые частные вопросы предлагаемых тем могут быть представлены в виде докладов или сообщений (продолжительностью не более 10 минут) с последующим обсуждением.

Докла­ды и сообщения позволяют студентам продемонстрировать знания, творческую самостоятельность, умение читать и понимать первоисточники и научные тексты, систематизировать и интерпретировать философские знания. В развитие докладов и сообщений затем пишутся курсовые работы. Обязательным условием их подготовки является использование дополнительной литературы.

Доклад представляет собой аргументированное, мотивированное и обоснованное изложении оригинальной идеи по какому-либо вопросу в рамках темы практического занятия. В докладе актуализируется представляющая интерес ситуация и ставится вопрос, в отношении которого излагаются типовые решения. Далее докладчик проблематизирует типовые решения и формулирует фактологические и методологические основания, позволяющие выдвинуть новое решение вопроса. Предложение решение иллюстрируется и комментируется в перспективе возможных его приложений.

В докладе недопустим плагиат, а также подмена изложения оригинальной идеи пересказом известных точек зрения. Для экспозиции современного состояния вопроса целесообразно использовать энциклопедическую литературу по философии. Рекомендуется узнать мнение товарищей по поставленному вопросу. При формулировании идеи следует обратить внимание на ее небанальность и эвристичесую значимость.

Текст доклада по объему не должен превышать 6,5 тыс. знаков.

Сообщение представляет собой презентацию систематизированной и обобщенной информации, основных идей и положений, содержащихся в выбранном первоисточнике из творческого наследия классиков философской мысли. В рамках сообщения необходимо представить автора и название первоисточника, охарактеризовать эпоху и место философа в философском процессе, восприятие современниками первоисточника. Далее доводится информации о целях и структуре выполненной работы, основные идеи, которые сформулировал автор, его аргументы и иллюстрации. Следует обратить внимание на подбор наиболее ярких цитат из текста первоисточника, эвристичность для аудитории приводимых идей и положений.

Недопустима подмена изложения положений и идей автора представляемого первоисточника пересказом вводных статей и материалов последующих исследований. Задача выступающего – продемонстрировать личное понимание текста первоисточника и философской ценности, сформулированных в нем идей. Не менее важно усвоение умения донести философские идеи классиков до разнородной аудитории.

Обсуждение докладов и сообщений длится не более 7-8 минут. Оно состоит в выдвижение вопросов и последующих ответах. В конце обсуждения преподаватель комментирует сообщение и дает ему оценку.

Разумеется, обсуждение докладов и сообщений может быть плодотворным только в том случае, если все студенты достаточно глубоко изучили проблему в пределах основной и дополнительной литературы по плану каждого практического занятия.

Работа с источниками и современной философской литературой позволяет студенту приобщиться к сокровищнице человеческой мысли, выработать мировоззренческие ориентиры, овладеть методологией научного познания.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.006 с.)