Практическое занятие 1.2. Философское мировоззрение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 1.2. Философское мировоззрение



Дебаты: «Запад есть Запад, Восток есть Восток…»: рефлексивная коммуникация мудрости Запада и Востока (на материалах даосизма и пифагореизма).

Вопросы для обсуждения:

1. Мудрость и глупость.

2. Польза и вред философии

Термины: мудрость, буддизм, даосизм, конфуцианство, софистика, схоластика, гуманизм, аналитическая философия

Темы докладов и сообщений:

- «Философы и власть»,

- «Эразм Роттердамский о мудрости и глупости»;

- «Николай Кузанский о docta ignorantia»;

- «У. Джеймс о врагах философии».

Темы философских эссе:

- «Основной вопрос современности»,

- «Духовная ситуация времени»,

- «Вопрос, на который не нахожу ответа».

Задачи и упражнения:

1) Ознакомившись с текстами «Золотых пифагорейских стихов» и «Дао дэ цзин», рассказать, какие изречения понравились, а также покритиковать показавшиеся сомнительными высказывания.

2) Дать письменный критический комментарий к некоторым мыслям Фридриха Ницше, изложенным в его работе «Злая мудрость». Для образца используйте замечания Франсуа Мари Вольтера к «Мыслям» Блеза Паскаля.

3) Оценить ответы Фалеса на вопросы египетского царя и предложить собственные версии (по работе Плутарха «Пир семи мудрецов»).

Вопросы Амасиса, царя египетского Ответы царя Эфиопии Фалес
Возражения Ответы
Что всего старше? Время. Ведь время есть и про­шедшее, и настоящее, и будущее; и то время, которое для нас будущее, несомненно моложе нынешних людей и предметов. Бог, ибо он безначален.
Что всего больше? Мироздание.   Простран­ство: ибо мироздание объемлет все остальное, а оно объемлет и само мироздание.
Что всего ра­зумней? Истина Не отличать истину от разума — не все ли равно, что не отличать свет от глаза? Время: ибо иное оно уже открыло, а иное еще откроет.
Что всего прекрасней? Свет А солнце? Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него, как часть.
Что всего неотъемлемее? Смерть Смерть не всем присуща – в тех, кто жив, ее нет. Надежда: ибо она есть и у тех, у кого больше ничего нет.
Что всего полезнее? Бог Ответ о богах и демонах дерзостен и опасен Добродетель: ибо, если пользоваться ею во благо, она и все остальное делает полезным.
Что всего вреднее? Демон Порок: ибо он боль­ше всего вещей портит своим присутствием.
Что всего сильнее? Удача Что крепче всего и сильнее всего, то не бывает так переменчива Неизбежность: она одна неколебима.
Что всего лег­че? Сладость   Естественное: ибо даже приятное часто вызывает отвращение.

 

4) Методом свободной вариации в фантазии переформулировать вопросы: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?», «Что такое человек?», – которые немецкий философ Иммануил Кант считал главными в философии. Обобщить постановки вопросов, предложенные Кантом.

5) Изучая в течение курса работы классиков философии, подберите 2-3 мысли, которые вы оцениваете афористичные и глубокие по содержанию. Подобно французскому философу Блезу Паскалю начните писать собственные «Мысли».

6) Прочитайте изречения древнегреческих мудрецов. Сформулируйте собственную сентенцию, обобщающую свой жизненный опыт.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других типов мировоззрения?

2) Какова структура философского знания?

3) Каковы основные отличия философской мысли Древнего Востока и Запада?

4) В чем проявилось своеобразие философской мысли Средневековья?

5) Укажите отличительные особенности философии Нового времени по сравнению со средневековой философией.

6) Назовите направления современной философии Запада, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций.

Тесты для самоконтроля.

1. Характерные черты восточной философии:

а) мистицизм,

б) экстравертность,

в) теоретичность,

г) практичность.

2. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы.

3. Основные проблемы схоластики:

а) бытия и небытия,

б) веры и разума,

в) судьбы человека,

г) доказательства бытия Бога.

4. Отметьте представителей французского Просвещения:

а) Вольтер,

б) Петр Абеляр,

в) Шарль Луи Монтескье,

г) Жан-Поль Сартр.

5. На современном этапе развития философии влиятельны такие течения как:

а) синтетическая философия,

б) перипатетизм,

в) аналитическая философия,

г) постмодернизм.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 5-32.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 9-29.

Дополнительная литература:

Вольтер. Философские письма // Вольтер. Философские сочинения. М., 1989. С. 190–226.

Дао Дэ Цзин. Книга о пути и силе / пер. с кит. и комментарии А. Кувшинова. Красноярск, 1998.

Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000. С. 7-21.

Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. С.720-768.

Пифагорейские золотые стихи с комментарием Гиерокла. М., 1995.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 2010.

Тема 2. ОНТОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.011 с.)