Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие 4.2. ДиалектикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Объективная диалектика как способ эмпирического описания мира (на материалах конкретного философского учения). 2. Субъективная диалектика как метод теоретического конструирования (на материалах конкретного философского учения). Темы докладов и сообщений: - «Майевтика Сократа (на материале диалога Платона «Менон»)», - «Эвристика эклектики», - «Гегелевская диалектика права и неправа» Тема философского эссе: «Рассуждение о методе». Термины: диалог, майевтика, противоречие, взаимопроникновение противоположностей, дедукция и индукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Задачи и упражнения: 1) Выделите диалектические пассажи в «Дао дэ цзин». Постройте аналогичные рассуждения. 2) Проанализируйте и прокомментируйте пифагорейские противоположности. 3) На примере рисуночной модели Тай Цзи проиллюстрируйте диалектику Инь и Ян. 4) Прочитайте данное немецким философом-идеалистом Георгом Гегелем описание диалектики становления в его работе «Наука логики». Выделите в абстрактно-общем виде модель диалектического анализа. Сравните выделенную вами модель с тем описанием «диалектического», которое дает Гегель в «Энциклопедии философских наук». 5) Известен «закон диалектики», который формулируется как переход количественных изменений в качественные изменения. Попробуйте на основе парных категорий философий содержательно сформулировать возможные «законы диалектики». 6) Во фрагменте «Образец платоновской диалектики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» пишет: «Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим». Выберите из повседневных разговоров или других источников суждение, которое вы бы хотели истолковать диалектически в указанном смысле и предложите его для обсуждения на практическом занятии. Вопросы для самоконтроля: 1) Что общего и различного между диалектикой и эклектикой? 2) Что общего и различного между диалектикой и софистикой? 3) Как формулируется триадическая формула диалектического мышления? 4) Какой способ мышления противопоставляется диалектике? 5) Какие философы, философские школы и течения ярко демонстрировали диалектический способ мышления? 6) Какие законы диалектики формулировались в марксистско-ленинской философии? Тесты для самоконтроля: 1. Первым античным диалектиком считается: а) Платон, б) Пифагор, в) Сократ, г) Гераклит. 2. Обоснование дедуктивного метода принадлежит: а) Фрэнсису Бэкону, б) Рене Декарту, в) Баруху Спинозе, г) Готфриду Лейбницу. 3. Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии: а) философия жизни, б) марксизм, в) экзистенциализм, г) аналитическая философия. 4. Диалектика – это: а) учение о структуре мироздания, б) теория, описывающая движение материальных тел, в) учение о развитии и всеобщих взаимосвязях, г) наука о многообразии мира. 5. Основной закон диалектики, формулируемый в диалектическом материализме: а) закон единства и борьбы противоположностей, б) закон отрицания отрицания, в) закон перехода количественных изменений в качественные изменения, г) закон трех стадий. Основная литература: Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 34-35, 65-66. Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 128-135. Дополнительная литература: Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 426–435. Гегель. Наука логики. В 3-х т. Т. 1. М., 1970. С. 140-146. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 205-209, 217-227.
Тема 5. ТЕЛЕОЛОГИЯ Практическое занятие 5.1. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема смысла жизни 2. Холизм Темы докладов и сообщений: - «Русские философы о смысле жизни: прагматическая экспликация», - «Человек-дробь, или идея цельности в русской культуре», - «Эвдемонизм», - «Фракталы». Темы философских эссе: - «Выборы моей жизни: кем бы мог и могу еще стать (нереализованные возможности)» - «Конец … и вновь начало», - «Подвиги, которые я совершил(а)», - «Если я умру завтра…», - «Как бы я хотел(а) умереть?» Термины: габитус, изоморф, меризм, перфекционизм, финализм, холизм, эвдемонизм. Задачи и упражнения: 1) Переформулируйте вопрос о смысле жизни в версию, разрешимую для вас. 2) Выявите и опишите изоморфные структуры в праве. 3) Проиллюстрируйте принцип неразрывности формы и содержания на материалах учения о формах государствах и о формах права. 4) Обоснуйте или опровергните высказанный в «Речи о достоинстве человека» тезис Дж. Пико делла Мирандола о «хамелеонстве» человека. Есть у человека собственный образ? Что вам представляется наиболее удивительным в человеке? 5) Прочитайте фрагмент французского философа-материалиста Пьера Гассенди «О новизне мира» (из работы «Свод философии Эпикура»). Проблематизируйте его положение о невечности мира. Проведите альтернативное рассуждение. 6) По какому основанию в юриспруденции дифференцируются материальное и формальное право. Что понимается под «материей» права? Вопросы для самоконтроля: 1) Как бы вы интерпретировали проблему соотношения цели и средств? 2) Какие течения в философии тяготеют к холизму? 3) Каким образом решается проблема соотношения целого и части в механицизме и органицизме? 4) Какую позицию выражает принцип Анаксагора «Все – во всем» – меризма или холизма? 6) Как вы понимаете, что такое совершенство? Приведите примеры более и менее совершенного. Тесты для самоконтроля: 1. Примат частей по отношению к целому подчеркивали: а) атомисты, б) платоники, в) перипатетики, г) редукционисты. 2. Принцип нераздельность формы и материи: а) гилеморфизм, б) гомоформизм, в) изоморфизм, г) метаморфизм. 3. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме: а) дхарма, б) карма, в) нирвана, г) сансара. Основная литература: Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 204-207. Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 120-128. Дополнительная литература: Гассенди П. Свод философии Эпикура // Гассенди П. Сочинения в 2-х т. М., 1965. Т. 1. С. 191-192. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-и тт. М., Т. 1. С. 506-511. Смысл жизни: Антология./Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина. М., 1994. 592 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.007 с.) |