Практическое занятие 4.2. Диалектика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 4.2. Диалектика



Вопросы для обсуждения:

1. Объективная диалектика как способ эмпирического описания мира (на материалах конкретного философского учения).

2. Субъективная диалектика как метод теоретического конструирования (на материалах конкретного философского учения).

Темы докладов и сообщений:

- «Майевтика Сократа (на материале диалога Платона «Менон»)»,

- «Эвристика эклектики»,

- «Гегелевская диалектика права и неправа»

Тема философского эссе: «Рассуждение о методе».

Термины: диалог, майевтика, противоречие, взаимопроникновение противоположностей, дедукция и индукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному.

Задачи и упражнения:

1) Выделите диалектические пассажи в «Дао дэ цзин». Постройте аналогичные рассуждения.

2) Проанализируйте и прокомментируйте пифагорейские противоположности.

3) На примере рисуночной модели Тай Цзи проиллюстрируйте диалектику Инь и Ян.

4) Прочитайте данное немецким философом-идеалистом Георгом Гегелем описание диалектики становления в его работе «Наука логики». Выделите в абстрактно-общем виде модель диалектического анализа.

Сравните выделенную вами модель с тем описанием «диалектического», которое дает Гегель в «Энциклопедии философских наук».

5) Известен «закон диалектики», который формулируется как переход количественных изменений в качественные изменения. Попробуйте на основе парных категорий философий содержательно сформулировать возможные «законы диалектики».

6) Во фрагменте «Образец платоновской диалектики» немецкий философ Ганс Гадамер в своем труде «Истина и метод» пишет: «Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим». Выберите из повседневных разговоров или других источников суждение, которое вы бы хотели истолковать диалектически в указанном смысле и предложите его для обсуждения на практическом занятии.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что общего и различного между диалектикой и эклектикой?

2) Что общего и различного между диалектикой и софистикой?

3) Как формулируется триадическая формула диалектического мышления?

4) Какой способ мышления противопоставляется диалектике?

5) Какие философы, философские школы и течения ярко демонстрировали диалектический способ мышления?

6) Какие законы диалектики формулировались в марксистско-ленинской философии?

Тесты для самоконтроля:

1. Первым античным диалектиком считается:

а) Платон,

б) Пифагор,

в) Сократ,

г) Гераклит.

2. Обоснование дедуктивного метода принадлежит:

а) Фрэнсису Бэкону,

б) Рене Декарту,

в) Баруху Спинозе,

г) Готфриду Лейбницу.

3. Философское направление, развившее диалектику Гегеля как учение о взаимосвязи и развитии:

а) философия жизни,

б) марксизм,

в) экзистенциализм,

г) аналитическая философия.

4. Диалектика – это:

а) учение о структуре мироздания,

б) теория, описывающая движение материальных тел,

в) учение о развитии и всеобщих взаимосвязях,

г) наука о многообразии мира.

5. Основной закон диалектики, формулируемый в диалектическом материализме:

а) закон единства и борьбы противоположностей,

б) закон отрицания отрицания,

в) закон перехода количественных изменений в качественные изменения,

г) закон трех стадий.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 34-35, 65-66.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 128-135.

Дополнительная литература:

Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 426–435.

Гегель. Наука логики. В 3-х т. Т. 1. М., 1970. С. 140-146.

Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 205-209, 217-227.

 

Тема 5. ТЕЛЕОЛОГИЯ

Практическое занятие 5.1.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема смысла жизни

2. Холизм

Темы докладов и сообщений:

- «Русские философы о смысле жизни: прагматическая экспликация»,

- «Человек-дробь, или идея цельности в русской культуре»,

- «Эвдемонизм»,

- «Фракталы».

Темы философских эссе:

- «Выборы моей жизни: кем бы мог и могу еще стать (нереализованные возможности)»

- «Конец … и вновь начало»,

- «Подвиги, которые я совершил(а)»,

- «Если я умру завтра…»,

- «Как бы я хотел(а) умереть?»

Термины: габитус, изоморф, меризм, перфекционизм, финализм, холизм, эвдемонизм.

Задачи и упражнения:

1) Переформулируйте вопрос о смысле жизни в версию, разрешимую для вас.

2) Выявите и опишите изоморфные структуры в праве.

3) Проиллюстрируйте принцип неразрывности формы и содержания на материалах учения о формах государствах и о формах права.

4) Обоснуйте или опровергните высказанный в «Речи о достоинстве человека» тезис Дж. Пико делла Мирандола о «хамелеонстве» человека. Есть у человека собственный образ? Что вам представляется наиболее удивительным в человеке?

5) Прочитайте фрагмент французского философа-материалиста Пьера Гассенди «О новизне мира» (из работы «Свод философии Эпикура»). Проблематизируйте его положение о невечности мира. Проведите альтернативное рассуждение.

6) По какому основанию в юриспруденции дифференцируются материальное и формальное право. Что понимается под «материей» права?

Вопросы для самоконтроля:

1) Как бы вы интерпретировали проблему соотношения цели и средств?

2) Какие течения в философии тяготеют к холизму?

3) Каким образом решается проблема соотношения целого и части в механицизме и органицизме?

4) Какую позицию выражает принцип Анаксагора «Все – во всем» – меризма или холизма?

6) Как вы понимаете, что такое совершенство? Приведите примеры более и менее совершенного.

Тесты для самоконтроля:

1. Примат частей по отношению к целому подчеркивали:

а) атомисты,

б) платоники,

в) перипатетики,

г) редукционисты.

2. Принцип нераздельность формы и материи:

а) гилеморфизм,

б) гомоформизм,

в) изоморфизм,

г) метаморфизм.

3. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

а) дхарма,

б) карма,

в) нирвана,

г) сансара.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 204-207.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 120-128.

Дополнительная литература:

Гассенди П. Свод философии Эпикура // Гассенди П. Сочинения в 2-х т. М., 1965. Т. 1. С. 191-192.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-и тт. М., Т. 1. С. 506-511.

Смысл жизни: Антология./Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина. М., 1994. 592 с.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.57 (0.009 с.)