Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по использованию активных и интерактивных форм проведения занятий

Поиск

 

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, философско-психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий позволяет создать такой образовательный климат, при котором все студенты участвуют в накоплении теоретических и фактических знаний, ведут диалог по обсуждаемым вопросам. Это позволяет решить три основные задачи:

Первая задач – способствовать выработке навыков выделения и концентрации публично значимой информации и делиться ею с аудиторией;

Вторая задача – формирование умения доходчиво излагать и убежденно отстаивать свою позицию; вырабатывать навыки ораторского мастерства и публичного выступления.

Третья задача научить студентов выделять практический аспект из полученных на семинаре знаний, вырабатывать и принимать соответствующие решения в профессиональной деятельности.

Указанные задачи позволяют студентам приобрести новые знания, сверить свои ответы, участвовать в дискуссии, применить полученные знания на практике, а преподавателю – осуществить контроль за приростом знаний каждого студента, оценить их ораторские навыки и возможности применять теорию к практике и на практике.

Комментирование текстов (фрагментов) текстов.

Данная форма работы предполагает подборку преподавателем текстов (фрагментов) по конкретным темам изучаемого курса, индивидуальное консультирование студентов по формальным и содержательным требованиям, предъявляемым к работе такого характера. Задание выполняется студентами индивидуально в письменной форме и должно включать объяснение основных понятий и положений текста, рассуждения студента по поводу анализируемых в работе проблем и по возможности его собственные критические замечания.

Активные формы индивидуальной самостоятельной работы

Сравнительный анализ текстов.

Данная форма работы требует от студентов глубокого и свободного владения анализируемыми текстами. Для анализа студенту предлагаются два или более текстов, логически или тематически связанных друг с другом. Задание может быть выполнено по выбору студента либо в форме «текстового диалога», реконструирующего полемику философов по той или иной проблеме, либо в форме краткого резюме, подводящего итоги анализа.

Интерпретационный анализ текста.

Данная форма индивидуальной контролируемой работы направлена на приобретение студентами навыков восприятия и понимания текста, а также умения его толкования с различных теоретических позиций. В качестве конкретных заданий могут применяется такие формы, как «прямая интерпретация» текста, интерпретация с позиций «за» и «против», «игра» с текстом. Работа может быть выполнена студентами письменно или в форме устного сообщения, которое озвучивается в аудитории. В последнем случае предполагается, что озвучиваются и другие версии интерпретации данного текста, что может явиться условием для последующей дискуссии.

Фактологический анализ текста.

Данная форма контролируемой самостоятельной работы представляет собой проведение студентом исследования, направленного на выяснение исторического контекста создания определенной философской работы, определения ее места и значения в логике развития философской мысли данной эпохи и философской традиции в целом.

Такая форма работы позволит студенту не только глубже усвоить содержание данного текста, но и обратиться к анализу закономерностей развития историко-философского процесса. Для подобного рода исследования преподавателем предлагаются небольшие по объему, но весьма значимые по содержанию работы того или иного мыслителя.

Концептуальная деконструкция и реконструкция.

Данная форма индивидуальной контролируемой работы направлена на формирование умений анализировать теоретические положения и синтезировать новые, оригинальные теоретические положения.

Анализ осуществляется путем поэлементной деконструкции теоретического положения, рассматриваемого в различных горизонтах и перспективах. Затем осуществляется либо его реконструкция путем дополнения недостающими элементами, либо конструирование нового положения на основе вовлечения и обобщения нового эмпирического материала.

Примерные методики проведения коллективных интерактивных занятий

К практическому занятию 1.2: Дебаты «Запад есть Запад, Восток есть Восток…»: рефлексивная коммуникация мудрости Запада и Востока (на материалах даосизма и пифагореизма).

Данное занятие целесообразно проводить на первоначальном этапе изучения курса, когда только инициируется рефлексия личного мировоззрения и формируются ожидания в отношении эвристики философских учений.

Вынесенная на обсуждение проблема предоставляет студентам возможность продемонстрировать знание текстов культуры, духа и специфики двух фундаментальных философских культур. Важной целью данного занятия является также усвоение в процессе взаимной критики основных принципов, выдвинутых представителями даосизма и пифагореизма, и обретение студентами навыков философской дискуссии.

Подготовка данного занятия предполагает ряд этапов:

1) Предварительная консультация преподавателя со студентами, в процессе которой обозначаются наиболее значимые аспекты заявленной проблемы и рекомендуется литература, необходимая для содержательного воспроизведения обозначенных традиций;

2) Изучение студентами в рамках самостоятельной работы рекомендованной литературы с целью выбора понравившихся положений, а также критики показавшихся сомнительными высказываний.

3) Разделение студентов на практическом занятии на две подгруппы, каждая из которых будет репрезентировать одну из альтернативных философских культур;

4) Моделирование дискуссии между представителями этих традиций с элементами взаимной критики их теоретических позиций, включающее поочередное со стороны каждой подгруппы:

- изложение понравившихся мыслей,

- аргументированная критика этих мыслей оппонентами,

- защита от оппонирования,

- опровержение контраргументов.

Далее следует поочередное со стороны каждой подгруппы:

- аргументированная критика показавшихся сомнительными высказываний;

- защита этих высказываний пропонентами,

- опровержение аргументации.

4) Подведение итогов дискуссии в конце занятия, демонстрирующее значение принципа партийности философии и необходимости философского самоопределения личности.

Для подготовки к дебатам студентам предлагается следующие источники:

Дао Дэ Цзин. Книга о пути и силе / пер. с кит. и комментарии А. Кувшинова. Красноярск, 1998.

Пифагорейские золотые стихи с комментарием Гиерокла. М.: Гнозис. 1995. 121 с.

К практическому занятию 3.1: деловая игра «Утешение философией».

Деловая игра направлена на формирование умений оценки поступков и переоценки ценностей. В предлагаемой игре моделируется процесс, напоминающий по форме организации судебный процесс.

Процесс начинает «кающийся» – участник, излагающий историю своих бедствий в жанре исповеди. Очень важно, чтобы участник выступил эмоционально, глубоко раскаиваясь в своих деяниях и намерениях, в сделанном и несделанном.

Продолжает процесс «обвинитель», который в жанре инвективы (обличения) акцентирует виновность кающегося, констатирует тяжесть его поступков и их последствий, неискренность и фальшивость раскаяния, что требует возложения на него суровой ответственности.

«Защитник» в жанре апологии беззастенчиво защищает кающегося, оправдывая его и обвиняя обстоятельства непреодолимой силы, окружающих и т. п., а также оценивает его деяния в позитивной модальности.

«Утешитель» снимает избыточную драматизацию исповедующегося, показывая положительные моменты свершившегося, готовя его к сознательному принятию неотъемлемости его судьбы в ее историчности и намечая перспективы дальнейшего жизненного пути.

Деловая игра может инициироваться также жанром «жалобы», разыгрываясь далее по изложенной выше схеме.

Для основательной подготовки деловой игры инициатор процесса должен заблаговременно письменно подготовить проспект своей «исповеди» (или «жалобы»), для того чтобы другие участники процесса смогли обдумать свои речи.

Для подготовки к дебатам студентам предлагается следующие источники:

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Боэций. Утешение философией // Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.

К практическому занятию 5.1: мозговой штурм «Рефлексия здравоохранения и правоохранительной деятельности в синергетической перспективе».

Целью занятия является освоение представление современного детерминизма и выработка умений применять их для прогнозирования закономерных тенденций развития профессиональной деятельности. В качестве концептуальной основы современного детерминизма рассматриваются мировоззренческие представления синергетики.

Для проведения занятия группа разделяется на четыре команды.

Команда «методологов» выделяет общие и специфические проблемы здравоохранения и правоохранительной деятельности, которые решаются с позиций детерминизма и индетерминизма (норма и патология, норма права и девиантное поведение, заболеваемость и преступность, этиология болезней и преступлений, эпидемические волны и волны преступности, правопорядок и пр.).

Команда «синергетиков» резюмирует основные идеи синергетики в сравнении с классическим детерминизмом и формулирует ожидания и критерии синергетического подхода к развитию изучаемых процессов деятельности.

Команда «медиков» с позиций синергетического подхода интерпретирует и обобщает опыт различных отраслей здравоохранения и предлагает мероприятия по развитию правоохранительной деятельности.

Команда «юристов» с позиций синергетического подхода интерпретирует и обобщает опыт различных отраслей правоохранительной деятельности и предлагает мероприятия по развитию здравоохранения деятельности.

Итоги мозгового штурма подводят «методологи» и «синергетики», которые выявляют оригинальные идеи и упущенные возможности.

Для подготовки к дебатам студентам предлагается следующая литература:

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.

К практическому занятию 6.2: круглый стол «Феномен любви: конфликт интерпретаций».

Проведение занятия по данной теме предполагает осмысление студентами акцентированного внимания в западной философии к проблеме любви и гендерной специфики подхода к ее решению.

В ходе проведения занятия студенты на основе диалога Платона «Пир», а также изучения работ других мыслителей по данной проблеме, представляют различные концептуальные модели ее решения. Занятие также предполагает реконструкцию особенностей подхода к решению данной проблемы не только посредством выявления принципиального сходства в различных концепциях, но и посредством сравнительного анализа рассмотрения проблемы с мужской и женской точек зрения.

С этой целью к занятию в составе студенческой группы выделяются мужская подгруппа и оппонирующая ей женская подгруппа.

Участники мужской подгруппы готовит доклады, которые лаконично реконструируют речи персонажей платоновского диалога «Пир». В каждой реконструкции дается критическая оценка предыдущей по диалогу речи, указываются ее достоинства и недостатки. Затем обосновывается выбор другой точки зрения, которая позволяет представить феномен любви в новой перспективе.

Участники женской подгруппы готовят доклады, интерпретирующие феномен любви с женской точки зрения. В каждом докладе показывается маскулинность речей персонажей «Пира», обращается внимание на недостаточность мужской интерпретации любви. Затем обосновывается и формулируется женская интерпретация любви.

В заключение круглого стола преподаватель подводит итоги, выделяя оригинальные интерпретации и характеризуя общий контекст состоявшегося обсуждения.

Для подготовки к дебатам студентам предлагается следующие источники:

Платон. Пир // Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. М., 1970.

Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. О Любви // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.

К практическому занятию 6.2: ролевой диспут «Право естественное и противоестественное».

Проведение данного занятия предполагает распределение между студентами по их выбору ролей представителей наиболее направлений в философии права – юснатурализма и юридического позитивизма.

Для организации диспута необходима предварительная подготовка, в процессе которой студенты не только осмысливают сущность и логику развития проблемы, но и «входят в роль», т. е. детально изучают работы представляемого направления, переосмысливают социокультурные основания философской позиции с целью более адекватного ее воспроизведения. Дискуссия также не исключает, а, напротив, предполагает активное участие всех студентов, которые организуются в группы поддержки позиции одного из направлений. Кроме того, преподавателем назначается группа из трех человек, выступающих в роли судей, которые следят за корректностью прохождения диспута и осуществляют содержательное подведение его итогов.

В ходе подготовки занятия преподаватель проводит консультации как со студентами, представляющими основных действующих лиц диспута, так и с группами поддержки. Преподаватель формулирует вопросы и обозначает аспекты, которые должны быть освещены в ходе дискуссии, ориентирует студентов на необходимую для подготовки литературу. Совместными усилиями прорабатывается сценарий диспута.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.012 с.)