Практическое занятие 6.2. Экзистенциализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 6.2. Экзистенциализм



Вопросы для обсуждения:

1. Пограничные ситуации и фундаментальные экзистенциалы.

2. Абсурд.

Темы докладов и сообщений:

- «Камю о смертной казни: логика абсурда»,

- «Рильке и экзистенциализм».

Тема философского эссе: «Экзистенциальная речь о …»

Термины: историчность, коммуникация, пограничная ситуация, трансцендирование, экзистенциал, экзистенция.

Задачи и упражнения

1) Приведите примеры абсурда.

2) Прочитайте фрагмент «Абсурд и самоубийство» из «Мифа о Сизифе» французского философа-экзистенциалиста Альбера Камю. Проведите праксеологический анализ самоубийства в ситуациях, описанных А. Камю, а также применительно к тем ситуациям, которые вам знакомы.

3) Ознакомьтесь с записями о свидетельствовании из «Метафизического дневника» французского философа-экзистенциалиста Габриэля Марселя. Предложите фактологический комментарий по вопросу: как соотносятся метафизические проблемы свидетельствования и практические проблемы использования свидетелей в юридическом процессе? Начните свой «метафизический дневник» по вопросам права. Сделайте в нем до конца семестра 3-4 записи.

4) Вспомните фундаментальные выборы, сформировавшие вашу жизнь. Насколько они определили ее перспективу?

5) Были вашей биографии решающие встречи?

6) Оцените подлинность своего существования: живете ли вы сейчас настоящей жизнью?

Вопросы для самоконтроля:

1) Приведите примеры пограничных ситуаций

2) В чем эвристический смысл «доведения до абсурда»?

3) Чем отличается абсурд от глупости и заблуждения?

4) В чем состоит специфика позитивного экзистенциализма?

5) В чем заключается экзистенциальная функция скандала?

6) В каком смысле человек является собственным проектом?

Тесты для самоконтроля.

1. Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Камю, Хайдеггер являются представителями:

1) позитивизма;

2) феноменологии;

3) персонализма;

4) экзистенциализма.

2. Главная проблема философского экзистенциализма:

а) исследование законов объективного мира,

б) проблема человеческого существования,

в) исследование ценностей человеческого общества,

г) вопросы об общественном прогрессе.

3. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что:

а) в нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение;

б) человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться;

в) что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока;

г) человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 113-118.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 144-150.

Дополнительная литература:

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. 224 с.

Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Сочинения в пяти томах. Харьков, 1997. Т. 2. С. 7-10.

Камю А. Размышления о гильотине // Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М., 2003. С. 137-198.

Марсель Г. Метафизический дневник // Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 82–85.

Тема 7. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Практическое занятие 7.1.

Вопросы для обсуждения:

1. Здравый смысл.

2. Теория отражения.

Термины: агностицизм, априоризм, гносеология, догматизм, здравый смысл интуитивизм, концепт, рационализм, перцепт, скептицизм, эмпиризм.

Темы докладов и сообщений:

- «Секст Эмпирик против ученых»,

- «Гностицизм»,

- «Спор гуманистов Возрождения о достоинстве юриспруденции и медицины: эпистемологическое измерение».

Задачи и упражнения

1) Сформулируйте какой-нибудь тезис и, следуя примеру логиков Древней Индии, постройте для него антитетралемму.

2) Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер в трактате «Бытие и время» использует термин «соподразумевание». Используя различные аффиксы и ориентируясь как на реперные точки на лексемы «предрассудок», «соизволение», «послевкусие», постройте несколько терминов, обозначающих отдельные моменты духовной деятельности.

3) Опишите роль механизма зеркального отражения в развитии познавательного отношения.

4) Прочитайте фрагмент письма Эпикура Геродоту, посвященный «видностям». Насколько убедительно объяснение Эпикуром познания? Как вы себе представляете, что такое описываемые Эпикуром «мысленный бросок» («бросок мысли»)?

5) Сравните скептицизм и критицизм. Что между ними общего и различного?

6) Зафиксировав в окружающей действительности глупость или абсурд, попробуйте интерпретировать их посредством формулы немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Вопросы для самоконтроля:

1) Какие варианты решения проблемы познаваемости мира сложились в истории философии?

2) Дайте характеристику эмпиризма и рационализма Нового времени.

3) Чем, по Вашему мнению, объясняется господствующее положение различных школ иррационализма в западноевропейской философии XX века?

4) В чем оправданность догматизма?

5) Каким образом возможная интерпретация концепции врожденных идей с позиции эволюционной эпистемологии?

Тесты для самоконтроля.

1. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

2. Немецкий философ, который осуществил гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:

1) Гегель;

2) Кант;

3) Фихте;

4) Лейбниц.

3. «Агностицизм» понимается как:

а) учение, утверждающее принципиальную познаваемость мира;

б) учение, исследующее границы человеческого познания;

в) учение, отрицающее принципиальную познаваемость мира;

г) учение, ставящее под сомнение возможность познания мира.

4. К рациональному познанию относятся:

а) мышление,

б) суждение,

в) предвидение,

г) интуиция.

5. Методы эмпирического познания:

а) наблюдение,

б) конструирование,

в) моделирование,

г) эксперимент.

Основная литература:

Миронов В.В. Философия: учебник. М., 2011. С. 154-156, 159-166.

Философия права: учебник / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005. С. 98-104.

Дополнительная литература:

Гарэн Э. Рождение гуманизма: от Франческо Петрарки до Колюччо Салютати // Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., 1986. С. 41-63.

Эпикур. Письмо Геродоту // Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 292–306.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.16 (0.008 с.)