Глава I. Развитие экзистенциализма и экспрессионизма на рубеже XIX – XX веков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Развитие экзистенциализма и экспрессионизма на рубеже XIX – XX веков



Введение

Актуальность темы исследования. Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) представляет собой одну из самых значимых фигур русской художественно-философской реальности рубежа ХIХ-XX веков. Художник слова, философ, мыслитель, публицист, продолжатель традиций Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, Л. Андреев стал одним первых отечественных писателей, в чьем творчестве проявились черты экзистенциализма. Ряд воззрений Андреева предвосхищает, а отчасти даже определяет философские формулы и идеи французского экзистенциализма.

Отчетливо выраженный экзистенциальный тип художественного сознания, сближающий работы Л. Андреева с европейской модернистской литературной типологией, отчасти обусловлен тем, что появившийся в нашей стране рубежа XIX-XX веков русский экзистенциализм развивался в контексте единой экзистенциальной традиции Европы. Разумеется, восприятие мира автора напрямую связано со периодом грядущих великих потрясений начала ХХ века.

Экзистенциальная проза Андреева пребывает на стыке философии и литературы, отвечая на вопросы о смысле жизни человеческого существования, она синтезирует в себе достоинства всех видов познания. В противовес обычной художественной прозе, направленной на самовыражение, экзистенциальная проза исследует индивидуума в пограничной ситуации. Исследование подобного рода (любви, дружбы, одиночества, свободы и смерти) в текстовом пространстве экзистенциального творчества преобразуется в форму философской аргументации. Отличительной чертой произведений Леонида Андреева является эстетическая утонченность и эмоциональная насыщенность, лишь усугубляющая затрагиваемые в них «пограничные» вопросы бытия. Отчасти именно подобное своеобразие и экзистенциальная направленность философской прозы Андреева нашло широкий отклик у современников и оказало значительное влияние на развитие российского литературного самосознания рубежа веков. Все вышесказанное и послужило актуальностью выбранной нами темы

Степень разработанности проблемы. Леонида Андреева можно назвать одним из самых малоизученных и сложных отечественных писателей-философов, невзирая на разнообразие научной и критической литературы, посвященной автору. Литературное наследие Л. Андреева достаточно широко исследовано и представлено в мемуарных, научных, публицистических и популярных формах, полемических статьях, книгах, очерках, рецензиях. Однако творчество писателя в его экзистенциальном аспекте изучено недостаточно, несмотря на то, что каждый исследователь упоминал наличие отдельных черт и мотивов экзистенциализма в прозе Л. Андреева.

Цель диссертационной работы: исследование прозы Леонида Андреева сквозь призму анализа его экзистенциального творчества.

Объект исследования: творчество Леонида Андреева.

Предмет исследования: экзистенциональные аспекты прозы Андреева.

В соответствии с этим в работе ставятся следующие задачи:

- охарактеризовать многообразие и специфику литературных методов и направлений на рубеже XIX-XX веков;

- изучить репрезентацию эстетики и поэтики экзистенциализма в литературе конца XIX – начале XX вв.;

- выделить художественно-эстетические принципы экспрессионизма;

- выявить концепцию «экзистенциального человека» в произведениях Леонида Андреева;

- проанализировать экзистенциальную проблематику и экспрессионистскую эстетику в литературном наследии Л. Н. Андреева;

- рассмотреть творчество Л. Андреева в контексте европейской модернистской литературной традиции.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем: пристальное внимание к текстам автора, которого традиционно практически не рассматривают в курсе истории литературы; расширение списка анализируемого материала; установление элементов поэтики экспрессионизма в прозе Андреева, что до сих пор в литературоведении является спорным и малоизученным вопросом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем экзистенциализма в литературе и философии. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы для разработки и чтения специальных курсов по истории литературы, философии и философии гуманитарных наук.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

 


Глава I. Развитие экзистенциализма и экспрессионизма на рубеже XIX – XX веков

Глава II. Экзистенциализм и экспрессионизм прозы Л. Н. Андреева

Заключение

Подведем итоги работы и сделаем ряд выводов. Итак, анализ экзистенциальной прозы Андреева показал, что, находясь на границе между
литературой и философией, она отвечает на вопросы о смысле жизни человеческого существования и содержит в себе достоинства как художественного, так и философского познания.

Философичность прозы Андреева имеет собственные определенные очертания и соприкасается с философией там, где писатель выходит за рамки
подробного описания внешней реальности, натуралистических деталей и
сосредотачивается на внутренней жизни человека. Необходимо отметить, что в отличие от остальной художественной прозы, по сути, направленной на выражение себя, экзистенциальная проза является исследованием человека в «пограничной ситуации». И подобного рода исследование любви, дружбы, одиночества, смерти и свободы в ее текстовом пространстве приобретает черты философской аргументации. Произведения Леонида Андреева отличаются эмоциональной насыщенностью и эстетической утонченностью, что еще более усугубляет затрагиваемые писателем «пограничные» вопросы бытия. Можно сказать, что подобными своеобразием и нестандартностью философской прозы Андреева и объясняется то, что она нашла широкий отклик у современников и оказала значительное воздействие на развитие русского литературного самосознания рубежа XIX-ХХ веков.

В ходе изучения экзистенциального творчества Леонида Андреева
становится очевидным, что для более удобной литературной
формы своего экзистенциального мировосприятия автор отдает предпочтение жанру рассказа, рамки которого дают возможность наиболее полно, динамично и лаконично представить свое видение экзистенциальной проблематики.

Уникальность Л. Андреева-художника состоит в том, что писатель экспериментировал в поисках формы, в которой можно наиболее полно передать свое трагическое мироощущение, свой пессимистический пафос. Андреев экспериментировал и с литературными направлениями, и со стилевыми течениями, а «реализм как художественный метод в процессе творчества трансформировал в экзистенциальное письмо»[205]. Уже в его первых литературных опытах проглядывают элементы и фрагменты экзистенциального характера. Немалое внимание в его произведениях уделяется именно человеку экзистенциальному.

Изучив материалы по проблеме, можно сделать вывод, что концепция «экзистенциального человека» в произведениях Леонида Андреева неизбежно включает в себя тему одинокого человека, которого влечет за собой беспощадный рок. В философском творчестве писателя эта тема является одной из центральных, поскольку писатель сам носил в себе «подлинный хаос»[206], «трагическое чувство вечности, небытия, хаоса, мировой пустоты»[207]. Основным его направлением становится абсолютное одиночество в огромном мире, полном людьми. Для экзистенциального человека Л. Андреева обычным состоянием души является внутреннее трансцендентное наказание, на которое тот обрек себя сам него. Подобное состояние дает человеку стимул к перманентной борьбе, приводящей к саморазрушению. Ситуация отчуждения, сначала вынужденного, а потом и добровольного отчуждения человека от мира, выбирающего замкнутое пространство вместо вселенной – вот что характеризует персонажей Андреева. Чтобы не сломаться, их разум самоустраняется и самоуничтожается, поскольку андреевский человек осознает: свобода является только самообманом, а жизнь всего лишь стеклянной клеткой. Однако писатель отрицает экзистенциальное уподобление свободы смерти, поскольку считает последнюю не более чем переходом из одной тюрьмы в другую.

Характер экзистенциальная проблематики и экспрессионистской эстетики в литературном наследии Л. Н. Андреева, а также ракурс ее рассмотрения достаточно обоснованно позволяют причислить Леонида Андреева к основоположникам как русской, так и европейской экзистенциальной литературной традиции. Однако этот факт никоим образом не исключает и не преуменьшает экспрессионистскую эстетику его творчества, «низводя» ее на уровень поэтики. Напротив, нестандартное экзистенциальное видение мира Л. Андреевым «не могло быть воплощено вне его синтезирующей поэтики, объединяющей открытия и возможности экспрессионизма, импрессионизма, символизма и «смеховой» культуры»[208].

В представлении Л. Андреева, свобода является основой бытия и человеческой экзистенции. Эстетика андреевской свободы не имеет степени, она не способна вырасти или выродиться. Свобода либо существует, либо отсутствует в принципе. Писатель отчасти отождествляет свободу и принуждение, поскольку последнее, глубоко укоренившееся в природе необходимости человеческого существования, могло бы быть пронизано свободой. Именно по этой причине многие его персонажи бунтуют и восстают против бытия мира воли. Философия бунта становится ключевым моментом для понимания экзистенциального смысла свободы Андреева, трагичной по своей сути, так как рождается она из внутреннего раздвоения человеческого духа, который бьется над неразрешимыми вопросами бытия. Человеческий разум в равной степени служит свободе и несвободе.

Итак, основными экзистенциальными проблемами становятся проблемы добра и зла, свободы и смерти, одиночества и страха. В своих произведениях Андреев провозглашает самоценность жизни и призывает к размышлениям о бытийной картине мира, в которой каждый человек совершенно одинок, теряя подлинные жизненные ориентиры до наступления кризисной ситуации. Персонажи Л. Андреева попадают под власть идеи, испытывают страх перед хаосом бытия и неизбежно трагически погибают. Говоря же о экспрессионистской эстетике в работах писателя, необходимо упомянуть двойственную природу его художественного метода, симбиоз модернизма и реализма, в котором, однако преобладает реалистичное письмо, когда нередко Андреев делает персонажа своим заместителем. Эстетика писателя содержит элементы символизации, гротеска и экспрессионистской плакатности, что делает его авторский стиль оригинальным и уникальным.

Также в ходе исследования нами был изучен экзистенциальный аспект творчества Л. Андреева, дающий возможность ввести творчество российского писателя в контекст европейской модернистской литературной традиции. Частично эту тему уже освещали А. Григорьев, В. Келдыш, Л. Силард и С. Кирсис, и более подробное освещение этой темы позволило нам с другой, новой стороны взглянуть на творческую эволюцию Леонида Андреева.

Исследование показало, что сравнение творчества Л. Андреева с другими писателями-экзистенциалистами в контексте европейской модернистской литературной традиции подтверждает существование «перекличек» образов, мыслей, приемов и идей, что дает основание говорить об аллюзиях и реминисценциях андреевского творчества и европейских экзистенциалистов. Многие моменты роднят произведения Л. Андреева, Ж.-П. Сартра и А. Камю. В области формы европейские экзистенциалисты продолжают поиск, начатый Леонидом Андреевым и максимально сближаются с экспрессионистами и футуристами.


Список литературы

 

1. Андреев JI.Н. Мои записки. - Берлин, 1908.

2. Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919). - М.; Спб.: АШепеит; Феникс, 1994.

3. Андреев Л.Н. Дневник (1897). – ОГЛМТ. - № 15.

4. Андреев Л.Н. Дневник. - РАЛ (Русский архив в Лидсе), 1890.

5. Андреев Л.Н. Зарубежная литература ХХ века. – М.: Высшая школа, 1996.

6. Андреев Л.Н. Когда мы, мертвые, пробуждаемся. - М., 1996.

7. Андреев Л.Н. Леонид Андреев о своей повести. - Биржевые ведомости, 1908. - № 10797. 6 ноября.

8. Андреев Л.Н. Письма о театре. – СПб.: Шиповник, 1914. - №22.

9. Андреев Л.Н. Правила добра. – Электронный ресурс. http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/text_0460.shtml

10. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012.

11. Баевский В.С. Экзистенциализм. – Вестник Удмуртского университета, 2012. - №5-4.

12. Бальмонт К.Д. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2011.

13. Басинский П.В. Материалы к биографии. Л. Андреев. - М., 2001.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

15. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. – М., 1984.

16. Беззубов В.И., Карлик Л.С. Художественное пространство в прозе Л. Андреева. – Тарту, 1979. – №491.

17. Белый А. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. Александр Блок в воспоминаниях современников: В. 2 т. Т. I. - М.: Художественная литература, 1980.

18. Белый А. Символизм как миропонимание: Сборник. – М.: Республика, 1994.

19. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. - М., 1992.

20. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский). - СПб.: РХГИ, 2001.

21. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М., 1999.

22. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX-XX вв. Судьба России. - М., 1997.

23. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990.

24. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

25. Блок А. Избранное. - М., 1995.

26. Блок А.А. О назначении поэта. – Электронный ресурс. http://dugward.ru/library/pushkin/blok_o_naznachenii.html

27. Блок А.А. Ответ Мережковскому. - Русский современник, 1924. - № 3. – Электронный ресурс. http://dugward.ru/library/blok/blok_otvet_merejkovskomu.html

28. Богданов А.В. Между стеной и бездной (Леонид Андреев и его творчество). – М., 1990.

29. Бодлер Ш., Готье Т. Цветы зла. – М.: Азбука, 2014.

30. Бондарева Н.А. Главная тема творчества Леонида Андреева. – Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. - №3 (15).

31. Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 2000.

32. Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. - СПб., 1994.

33. Бушковская Е.Ф. Макс Бирбом как проповедник декаданса («Защита косметики»). - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. - №160.

34. Великовский А.С. В поисках утраченного смысла. – М., 1979.

35. Волжанин О. JI.Н. Андреев на заре литературной деятельности. - Вестник литературы, 1920. - № 3 (15).

36. Газданов Г.И. Вечер у Клэр. С того берега: Писатели русского зарубежья о России. Произведения 20-30 гг. Кн. II. - М., 1992.

37. Гайбарян О.Е. История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 веков. – Электронный ресурс. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/gajbaryan-konec-19-nachalo-20/index.htm

38. Гесен С.И. Лев Толстой как мыслитель. Избранные сочинения. - М., 1998.

39. Горький М. Леонид Андреев. Мемуары (1923). – Электронный ресурс. http://dashkov.com.ua/russian_classic/andreev_ln/m_gorkiy___leonid_andreev.mp3.804/?page=10

40. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л.: Гидрометиоиздат, 1990.

41. Гусев С.С. Парадокс позитивизма. Русский позитивизм. - СПб.: Наука, 1995.

42. Гусева Т.К. Гармония и хаос Леонида Андреева. – Филологические науки, 2012. - №2.

43. Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3 тт. Т. 2. - М.: Гнозис, 2001.

44. Гюбнер Ф. Экспрессионизм в Германии. Экспрессионизм: Сборник статей. - М., 1923.

45. Деблин А., Эдшмид К. Манифесты экспрессионизма. – Крещатик, 2012. - №2.

46. Доливо-Добровольский А.В. Николай Гумилев: поэт и воин. Кн.1. - СПб.: Русская военная энциклопедия, 2005.

47. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. – М., 2002.

48. Западова JI.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда
Искариот». - Русская литература, 1997. - № 3.

49. Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. - М., 1983.

50. Золя Э. Собрание сочинений: В 26 тт. Т. 24. - М., 1966.

51. Иванов В.И. Собрание сочинений в 6 тт. – Электронный ресурс. http://emiz.biz/viewtopic.php?p=227622

52. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). - Л., 1976.

53. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. - М.: Политиздат, 1990.

54. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999.

55. Кант И. Критика способности суждения. – Электронный ресурс. https://bookmate.com/reader/q6c7pBZ5

56. Кафка Ф. Рассказы. – М.: Иностранная литература, 1964. - №1.

57. Келдыш В.А. Реализм и неореализм. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. - М., 2000.

58. Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма. - Ученые записки Тартуского университета, 1985. – № 645.

59. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. – Л., 1976.

60. Козлова Н.Н. Соцреализм: производители и потребители. - М., 1995.

61. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. - М., 1990.

62. Конт О. Общий обзор позитивизма. - М. 2011.

63. Крелль М. О новой прозе. Экспрессионизм. – М., 1923.

64. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм. – М., 1972.

65. Лейдерман Н.Л. Эстетические принципы экспрессионизма и его судьба в русской литературе. – Филологический класс, 2007. - №18.

66. Литературное наследство. – М., 1965. - №72.

67. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М., 1991.

68. Лютц А.П. Проза Леонида Андреева: от реализма к экзистенциальному мировидению. – Филологические науки, 2012.

69. Мандельштам О. Утро акмеизма. «Об искусстве». - М.: Искусство, 1995.

70. Матанцева Л.В. Ранняя проза Г. Газданова в контексте эстетики и поэтики экзистенциализма. – Литературоведение, Вестник СамГУ, 1999. – №1.

71. Меньшиков М.О. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998.

72. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. – М.: Книжная палата, 1991.

73. Метерлинк М. Избранные произведения. — М., 1996.

74. Михайловский Б.В. Русская литература XX века. - М., 1939.

75. Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева: Монография. – Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2005.

76. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

77. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1989.

78. Ницше Ф.В. Казус Вагнера. – М.: Азбука, 2012.

79. Ницше Ф.В. Сочинения: В 2 тт. - М., 1990.

80. Ницше Ф.В. Философия в трагическую эпоху. - М., 1994.

81. Павлова Н.С., Юрьева Л.М. Экспрессионизм. История всемирной литературы: в 8 тт. – М.: Наука, 1983-1994.

82. Поляков М. Велимир Хлебников. Мировоззрение и поэтика. - М., 1986.

83. Резникова Н.В. Огненная память: Воспоминания о Алексее Ремизове.

84. Река Е.В. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю. – М.: Молодой ученый, 2013. - № 9.

85. Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. – М.: Федерация, 1930.

86. Розанов В. Русский «реалист» об евангельских событиях и лицах. - Новое время, 1907. - № 11260.

87. Серен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

88. Сломский В. Михаил Михайлович Бахтин - философ известный и неизвестный. - Брест: БрГУ, 2013.

89. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М.: Республика, 1996.

90. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк). - М., 1991.

91. Спивак Р. С. Л. Андреев и экзистенциализм.- Электронный ресурс. http://languagc.psu.ru/bin/view.cgi?art=0047&lang=rus

92. Спивак Р.С. Феномен творчества в осмыслении русской литературы начала XX века («Иуда Искариот» и «Самсон в оковах» Л. Андреева). - Филологические науки, 2001. - №6.

93. Тихомиров А. Экспрессионизм. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1980.

94. Толмачев В.М. Экспрессионизм: конец фаустовского человека. - М, 2003.

95. Томас Манн. Гете и Толстой. Собрание сочинений: в 10 тт. Т. 9. – М.: 1959-1961.

96. Топоров В.Л. Предисловие к антологии «Сумерки человечества». - М., 1990.

97. Тэн И.А. Введение в историю английской литературы. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Издательство Московского университета, 1987.

98. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.

99. Ховардсхолм Э. Модернизм: исследование понятия в историко-философском плане. - М., 1986.

100. Хренов Н.А. Искусство как средство реформирования культуры: опыт символизма (начало). – Культура культуры, 2015. - №3 (7).

101. Чуковский К.И. Л. Андреев большой и маленький. - СПб, 1911.

102. Чулков Г.И. Книга о Леониде Андрееве. - М., 1997.

103. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

104. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1900.

105. Ясперс К. Философия: в 3 тт. Т 1. Просветление экзистенции. - М.: Канон+РООИ, 2012.


[1] Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский). - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 348.

[2] Белый А. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. Александр Блок в воспоминаниях современников: В. 2 т. Т. I. - М.: Художественная литература, 1980. - С. 207.

[3] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М., 1900. – С. 104.

[4] Кант И. Критика способности суждения. – Электронный ресурс. https://bookmate.com/reader/q6c7pBZ5

[5] Ницше Ф.В. Казус Вагнера. – М.: Азбука, 2012. – С. 15.

[6] Ницше Ф.В. Философия в трагическую эпоху. - М., 1994. - С. 194.

[7] Белый А. Символизм как миропонимание: Сборник. – М.: Республика, 1994. – С. 184.

[8] Блок А.А. О назначении поэта. – Электронный ресурс. http://dugward.ru/library/pushkin/blok_o_naznachenii.html

[9] Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. – М.: Книжная палата, 1991. – С. 5.

[10] Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. - М., 1992. – С. 71.

[11] Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 73.

[12] Там же. – С. 20.

[13] Бодлер Ш., Готье Т. Цветы зла. – М.: Азбука, 2014. – С. 7.

[14] Бушковская Е.Ф. Макс Бирбом как проповедник декаданса («Защита косметики»). - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2013. - №160. – С. 99.

[15] Меньшиков М.О. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998. – С. 37.

[16] Ховардсхолм Э. Модернизм: исследование понятия в историко-философском плане. -М., 1986. - С. 460.

[17] Бальмонт К.Д. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2011. – С. 286.

[18] Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. – С. 212.

[19] Ницше Ф.В. Сочинения: В 2 тт. - М., 1990. - Т. 1. - С. 109.

[20] Блок А. Избранное. - М., 1995. – С. 264.

[21] Доливо-Добровольский А.В. Николай Гумилев: поэт и воин. Кн.1. - СПб.: Русская военная энциклопедия, 2005. - С. 230.

[22] Мандельштам О. Утро акмеизма. «Об искусстве». - М.: Искусство, 1995. – С. 49.

[23] Соловьев В.С. Оправдание добра. - М.: Республика, 1996. – С. 37.

[24] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л.: Гидрометиоиздат, 1990. – С. 471.

[25] Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. - СПб., 1994. - С. 63.

[26] Келдыш В.А. Реализм и неореализм. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. - М., 2000. - С. 291.

[27] Козлова Н.Н. Соцреализм: производители и потребители. - М., 1995. – С. 150.

[28] Золя Э. Собрание сочинений: В 26 тт. Т. 24. - М., 1966. – С. 254.

[29] Там же. – С. 260.

[30] Тэн И.А. Введение в историю английской литературы. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Издательство Московского университета, 1987. – С. 101.

[31] Конт О. Общий обзор позитивизма. - М. 2011. - С. 154.

[32] Гусев С.С. Парадокс позитивизма. Русский позитивизм. - СПб.: Наука, 1995. – С. 12.

[33] Гайбарян О.Е. История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 веков. – Электронный ресурс. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/gajbaryan-konec-19-nachalo-20/index.htm

[34] Золя Э. Собрание сочинений: В 26 тт. Т. 24. - М., 1966. – С. 255.

[35] Хренов Н.А. Искусство как средство реформирования культуры: опыт символизма (начало). – Культура культуры, 2015. - №3 (7). – С. 76.

[36] Иванов В.И. Собрание сочинений в 6 тт. – Электронный ресурс. http://emiz.biz/viewtopic.php?p=227622

[37] См.: Гайбарян О.Е. История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 веков. – Электронный ресурс. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/gajbaryan-konec-19-nachalo-20/index.htm

[38] Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 13.

[39] Серен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С. 96.

[40] Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3 тт. Т. 2. - М.: Гнозис, 2001. – С. 86.

[41] Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. - М., 1983. – С. 96.

[42] Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991. – С. 23.

[43] Там же.

[44] Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 74.

[45] Ясперс К. Философия: в 3 тт. Т 1. Просветление экзистенции. - М.: Канон+РООИ, 2012. – С. 28.

[46] Газданов Г.И. Вечер у Клэр. С того берега: Писатели русского зарубежья о России. Произведения 20-30 гг. Кн. II. - М., 1992. – С. 20.

[47] Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999. – С. 137.

[48] Матанцева Л.В. Ранняя проза Г. Газданова в контексте эстетики и поэтики экзистенциализма. – Литературоведение, Вестник СамГУ, 1999. – №1. - С. 144.

[49] Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 79.

[50] Там же. – С. 79-80.

[51] Серен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – С. 99.

[52] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. - М.: Политиздат, 1990. – С. 28.

[53] Там же. – С. 29.

[54] Там же.

[55] Река Е.В. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю. – М.: Молодой ученый, 2013. - № 9. – С. 485.

[56] Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 92.

[57] Баевский В.С. Экзистенциализм. – Вестник Удмуртского университета, 2012. - №5-4. – С. 156.

[58] См.: Тихомиров А. Экспрессионизм. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. - М., 1980. - С. 32.

[59] Павлова Н.С., Юрьева Л.М. Экспрессионизм. История всемирной литературы: в 8 тт. – М.: Наука, 1983-1994. – С. 333.

[60] Андреев Л.Г. Зарубежная литература ХХ века. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 47.

[61] Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 73.

[62] Деблин А., Эдшмид К. Манифесты экспрессионизма. – Крещатик, 2012. - №2. – С. 40.

[63] Крелль М. О новой прозе. Экспрессионизм. – М., 1923. – С. 71.

[64] Блок А.А. Ответ Мережковскому. - Русский современник, 1924. - № 3. – Электронный ресурс. http://dugward.ru/library/blok/blok_otvet_merejkovskomu.html

[65] Топоров В.Л. Предисловие к антологии «Сумерки человечества». - М., 1990. - С. 6.

[66] Гюбнер Ф. Экспрессионизм в Германии. Экспрессионизм: Сборник статей. - М., 1923. - С. 55.

[67] Томас Манн. Гете и Толстой. Собрание сочинений: в 10 тт. Т. 9. – М.: 1959-1961. - С. 523.

[68] Резникова Н.В. Огненная память: Воспоминания о Алексее Ремизове. - Беркли, 1980. – С. 66.

[69] Поляков М. Велимир Хлебников. Мировоззрение и поэтика. - М., 1986. – С. 23.

[70] Толмачев В.М. Экспрессионизм: конец фаустовского человека. - М, 2003. - С. 400.

[71] См.: Сломский В. Михаил Михайлович Бахтин - философ известный и неизвестный. - Брест: БрГУ, 2013.

[72] См.: Лейдерман Н.Л. Эстетические принципы экспрессионизма и его судьба в русской литературе. – Филологический класс, 2007. - №18. – С. 90-97.

[73] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 345.

[74] Лютц А.П. Проза Леонида Андреева: от реализма к экзистенциальному мировидению. – Филологические науки, 2012. – С. 37.

[75] Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). - Л., 1976. – С. 65.

[76] Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 20.

[77] Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). - Л., 1976. – С. 6.

[78] См.: Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам. - М., 2000. - С. 4-12.

[79] Бондарева Н.А. Главная тема творчества Леонида Андреева. – Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. - №3 (15). – С. 43.

[80] Михайловский Б.В. Русская литература XX века. - М., 1939. - С. 321.

[81] Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. – М.: Федерация, 1930. – С. 164.

[82] Гусева Т.К. Гармония и хаос Леонида Андреева. – Филологические науки, 2012. - №2. – С. 24.

[83] Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919). - М.; Спб.: АШепеит; Феникс, 1994. – С. 197.

[84] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 166-167.

[85] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 492.

[86] Спивак Р. С. Л. Андреев и экзистенциализм.- Электронный ресурс. http://languagc.psu.ru/bin/view.cgi?art=0047&lang=rus

[87] Чуковский К.И. Л. Андреев большой и маленький. - СПб, 1911. – С. 55.

[88] Чулков Г.И. Книга о Леониде Андрееве. - М., 1997. - С. 584.

[89] Там же. – С. 586.

[90] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 67.

[91] Богданов А.В. Между стеной и бездной (Леонид Андреев и его творчество). – М., 1990. - С. 19.

[92] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 91.

[93] Бондарева Н.А. Главная тема творчества Леонида Андреева. – Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. - №3 (15). – С. 45.

[94] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 123-124.

[95] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 493.

[96] Там же. Т. 1. – С. 256.

[97] Там же. Т. 1. – С. 526.

[98] Там же. Т. 1. – С. 34.

[99] Там же. Т. 2. – С. 599.

[100] Там же. Т. 2. – С. 210.

[101]Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919). - М.-СПб., 1994. - С. 62-63.

[102] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 38.

[103] Там же. Т. 1. – С. 36.

[104] Андреев Л.Н. Когда мы, мертвые, пробуждаемся. - М., 1996. – С. 25.

[105] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 488.

[106] Там же.

[107] Там же. – С. 489.

[108] Там же. – С. 478.

[109] Гусева Т.К. Гармония и хаос Леонида Андреева. – Филологические науки, 2012. - №2. – С. 27.

[110] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 394.

[111] Там же. – С. 433.

[112] Там же.

[113] Андреев Л.Н. Когда мы, мертвые, пробуждаемся. - М., 1996. – С. 410.

[114] Там же. – С. 411.

[115] Басинский П.В. Материалы к биографии. Л. Андреев. - М., 2001. - С. 576.

[116] Там же. – С. 572.

[117] Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева: Монография. – Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2005. – С. 260.

[118] Волжанин О. JI.Н. Андреев на заре литературной деятельности. - Вестник литературы, 1920. - № 3 (15). - С. 4.

[119] Там же. – С. 5.

[120] Горький М. Леонид Андреев. Мемуары (1923). – Электронный ресурс. http://dashkov.com.ua/russian_classic/andreev_ln/m_gorkiy___leonid_andreev.mp3.804/?page=10

[121] См.: Западова JI.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда
Искариот». - Русская литература, 1997. - № 3. - С. 83.

[122] Спивак Р.С. Феномен творчества в осмыслении русской литературы начала XX века
(«Иуда Искариот» и «Самсон в оковах» Л. Андреева). - Филологические науки, 2001. - №6. - С. 14.

[123] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 243.

[124] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М., 1991. - С. 173.

[125] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 245.

[126] Там же.

[127] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 246.

[128] Там же.

[129] Розанов В. Русский «реалист» об евангельских событиях и лицах. - Новое время, 1907. - № 11260. – С. 9.

[130] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 247.

[131] Там же. – С. 242.

[132] Горький М. Леонид Андреев. Мемуары (1923). – Электронный ресурс. http://dashkov.com.ua/russian_classic/andreev_ln/m_gorkiy___leonid_andreev.mp3.804/?page=10

[133] Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. - М., 1990. - С. 145.

[134] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 249.

[135] Там же. – С. 303.

[136] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М., 1991. - С. 176.

[137] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 137.

[138] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 139.

[139] Там же. - С.164.

[140] Гесен С.И. Лев Толстой как мыслитель. Избранные сочинения. - М., 1998. - С. 568.

[141] Гесен С.И. Лев Толстой как мыслитель. Избранные сочинения. - М., 1998. - С. 573.

[142] Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. – М., 1984. - С. 38.

[143] Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX-XX вв. Судьба
России. - М., 1997. - С. 183.

[144] Андреев Л.Н. Правила добра. – Электронный ресурс. http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/text_0460.shtml

[145] Андреев Л.Н. Дневник. - РАЛ (Русский архив в Лидсе), 1890. – С. 27-28.

[146] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 139.

[147]Андреев Л.Н. Дневник (1897). – ОГЛМТ. - № 15. - С.208.

[148] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 153.

[149] Там же. – С. 222.

[150] Там же. – С. 223.

[151]Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 226.

[152] Там же. – С. 227.

[153] Там же.

[154] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 229.

[155] Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 148.

[156] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 30-31.

[157] Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

[158] Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. – Электронный ресурс. http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l72/l72-005-.htm

[159] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 493.

[160] Там же. – С. 498.

[161] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 498.

[162] Андреев JI.Н. Мои записки. - Берлин, 1908. - С. 7.

[163] Леонид Андреев о своей повести. - Биржевые ведомости, 1908. - № 10797.
6 ноября.

[164] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 489.

[165] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 492.

[166] Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М., 1999. - С. 79.

[167] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 494.

[168] Там же.

[169] Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990. - С. 199.

[170] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 136.

[171] Там же. - С. 137.

[172] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 150.

[173] Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк). - М., 1991. - С. 323.

[174] Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма. - Ученые записки Тартуского университета, 1985. – № 645. – С. 122.

[175] Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм. – М., 1972. – С. 21.

[176] См: Великовский А.С. В поисках утраченного смысла. – М., 1979.

[177] Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма. - Ученые записки Тартуского университета, 1985. – № 645. – С. 124.

[178] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 290.

[179] Чулков Г.И. Книга о Леониде Андрееве. - М., 1997. - С. 585.

[180] Блок А.А. О назначении поэта. – Электронный ресурс. http://dugward.ru/library/pushkin/blok_o_naznachenii.html

[181] Чуковский К.И. Л. Андреев большой и маленький. - СПб, 1911. – С. 56.

[182] Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999. – С. 33.

[183]Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999. – С. 34.

[184]Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999. – С. 37.

[185] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 612.

[186] Там же.

[187]Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999.– С. 39.

[188] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 616.

[189] Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012. – С. 617.

[190] Там же.

[191] Там же. – С. 618.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.069 с.)