Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Структура философского знания.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 2. Структура философского знания. Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии. Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Тема 3. Античная философия. Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии. Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля. Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм. Неоплатонизм.
Тема 4. Средневековая философия. Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия. Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса. Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам.
Тема 10. Природа и происхождение сознания Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».
Тема 11. Познание как предмет философского анализа. Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания.Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания. Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.(2 ч)
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы, структура, исторические типы. 2. Предмет и основные проблемы философии. 3. Социальная роль философии и философа. 4. Является ли философия наукой? 5. Место и роль философии в современной культуре.
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5. / www.desepetij.ho.ua/texts/berlin-philosophy.doc
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16./ www.guseinov.ru/publ/Utopia.html
3. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6. www.americapro.ru/uchebny-j-material/nikiforov-a-l-yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoj.html
4. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. 2009. № 1. С.5-10. www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/5876
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002. www.lib.philosophical.ru/ilenkov/philosophyandculture.html
Методические рекомендации Философия представляет собой поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия, то есть вопросы наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. На семинаре предполагается знакомство с точками зрения различных авторов, представленные в статьях из философских журналов, которые указаны в списке. В первом вопросе следует рассмотреть понятие мировоззрения, выяснить его элементы, структуру, рассказать об исторических типах. Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий? Ознакомьтесь со статьей И.Берлина из списка литературы. Во втором вопросе следует раскрыть содержание предмета философии. Почему предмет философии так обширен? Какие проблемы попадают в круг исследования философии? В третьем вопросе следует разобраться, какова роль философии в жизни общества. В чем проявляется эта роль? Играет ли философ и если «да», то какую, роль в жизни общества? Ознакомьтесь со статьей В.С.Степина из списка литературы. В четвертом вопросе следует раскрыть сложную проблему соотношения философии и науки. Является ли философия наукой? Должна ли философия быть наукой? Каким критериям научности соответствует философское знание? Рассмотрите точку зрения А.Л. Никифорова по этому вопросу. Согласны ли Вы с ней? В последнем вопросе следует поразмышлять над изменением места и роли философии в современной культуре. Почему возникает такая повестка дня? Можно ли в этом усматривать кризисе явления в самой современной философии? В данном вопросе следует опираться на статью Гусейнова А.А. из списка и монографию Б.В.Маркова из списка литературы. Литература
1. Аристотель. Т.1. М., 1976. С.70-92, 119-126, 146-148. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. 3. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М.,1988. 4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. 6. Платон. Государство. //Соч. Т.3 (1). М., 1071. С.89-455. 7. Платон. Диалоги. СПб., 2000. 8. Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т.1. 9. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. М., 1981. Методические рекомендации Античная философия охватывает огромный временной период (VII в. до н.э. – VI в. н.э.) и включает в себя три периода развития: досократовская философия (VII-VI вв. до н.э.), классическая философия V-IV вв. до н.э. и период римско-эллинистической философии (III в. до н.э. - VI в.н.э.). Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира, космоса, другими словами, решить вопрос о первоначале мира - архэ. Происхождение и структура мира, свойства природы – вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. В первом вопросе следует рассмотреть основные идеи различных школ нарурфилософии (милетская, эфесская, элейская, атомистика). С именем Сократа связано становление новой, рациональной, концепции человека. Остановитесь на непростом жизненном пути Сократа. Расскажите о методе «сократическая беседа». Выдающимся мыслителем древности является, несомненно, Платон. Платону принадлежит большое количество сочинений, созданных в жанре диалога. В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории, мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы. С позиций своей системы он разработал учения практически о всех сторонах человеческой жизни: о бытии, о космосе, о познании, о душе, о Боге, об обществе и т.п. Платона считают создателем первого в истории идеалистического учения. В третьем вопросе следует рассказать о биографии Платона и его сочинениях, в четвертом вопросе необходимо разобраться в философской доктрине Платона – его учении об идеях. Также следует уяснить, почему концепция Платона определяется как объективный идеализм. Пятый вопросы предполагает знакомство с творчеством другого выдающегося мыслителя древности – Аристотелем. Расскажите о его жизненном пути и сочинениях. Остановитесь на учении о сущности. В чем расхождения между Платоном и Аристотелем в вопросе об идеях? Почему Аристотель критиковал концепцию Платона? Почему Аристотеля называют систематизатором античной философии? Пятый вопрос посвящен знакомству с основными направлениями третьего периода развития античной философии – эллинистической философии – эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Раскройте основные идеи этих доктрин. Каким образом в них раскрывается проблема смысла и предназначения человека? Литература К данному занятию следует ознакомиться с рассказом О.Сакса «Человек, который принимал свою жену за шляпу». (Сакс О. Человек, который принимал свою жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. М., 2010. (http://lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt)
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Методические рекомендации Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания. Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры). Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения. Что такое «отражение»? Почему сознание – это его высшая форма? Представители какого философского направления разрабатывали данную концепцию сознания? Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных уровнях и формах общественного сознания. В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного? Почему можно говорить, что бессознательное как концепт стало играть значительную роль в современной культуре? Литература
Методические рекомендации Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы? Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе? Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины? Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом и пятом вопроса семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Учение Сократа - рождение философии нового типа. 2. Философия Платона: общая характеристика. 3. Аристотель: его труды и учение. 4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). 5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного). 6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. 7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья. 8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм. 9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. 10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк). 11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма. 12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума. 13. Гегель: общая характеристика учения. 14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека. 15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». 16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». 17. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи. 19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия. 20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества. 23. Проблема бытия в истории философии. 24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания. 25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения. 28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.) 29. Гипотеза общественного прогресса (за и против). 32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики. 33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Оформление листа с Содержанием
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. Введение 3
Глава 1. Место этики в философской системе И.Канта 6
Глава 2. Постулаты «практического» разума 15
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Античная философия.
Средневековая философия. 1. Назовите имя признанного систематизатора зрелой средневековой схоластики. 2. Кому принадлежит сочинение «О граде Божьем»? 3. Что такое «креационизм»? 4. Кому принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога? 5. Какова цель патристики? 6. Какова задача схоластики? 7. Кто разработал пять доказательств бытия Бога? 8. Что такое номинализм? 9. Какова позиция реалистов в вопросе об универсалиях? 10. В чем суть «бритвы» У.Оккама?
ПОРЯДОК СДАЧИ ЭКЗАМЕНА
1.Экзамен проходит в виде тестирования. 2. Каждый экзаменационный билет содержит тест из 12 вопросов, по 1 вопросу из каждой темы. 3. Вопросы тестирования - двух типов: закрытые (из приведенных вариантов ответов необходимо выбрать 1 верный ответ), или открытые (необходимо вставить пропущенное слово). 4. Время тестирования – 1 академический час. 5. Баллаж – от 0 до 12 баллов, которые переводятся в следующие оценки: 12-9 баллов – оценка «отлично» 8-7 баллов – оценка «хорошо» 6-4 балла – оценка «удовлетворительно» 3-0 баллов – оценка «неудовлетворительно»
Тема 2. Структура философского знания. Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии. Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Тема 3. Античная философия. Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии. Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля. Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм. Неоплатонизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.009 с.) |