Тема 3. Сознание как философская проблема. (2 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Сознание как философская проблема. (2 ч)



1. Проблема сознания в философии.

2. Сознание как высшая форма отражения.

3. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.

4. «Открытие бессознательного» в философии и его роль в культуре ХХ – начала XXI вв.

Литература

К данному занятию следует ознакомиться с рассказом О.Сакса «Человек, который принимал свою жену за шляпу». (Сакс О. Человек, который принимал свою жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. М., 2010. (http://lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt)

 

  1. Бахур В.Т. Это неповторимое "я". М., 1986.
  2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.
  3. Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
  4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
  5. Мозг и разум. М., 1994.
  6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
  7. Общество и сознание. М., 1984.
  8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.

9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

 

Методические рекомендации

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры).

Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения. Что такое «отражение»? Почему сознание – это его высшая форма? Представители какого философского направления разрабатывали данную концепцию сознания?

Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных уровнях и формах общественного сознания.

В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного? Почему можно говорить, что бессознательное как концепт стало играть значительную роль в современной культуре?

Тема 4. Формы и методы научного познания. (2 ч)

1. Научное познание, его специфика.

2. Понятие методов научного исследования.

3. Теория истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.

4. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.

5. Ученый и этика. А.Д. Сахаров – ученый и гражданин (биография, Нобелевская речь, права человека).

 

Литература

 

  1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  4. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. //Вопросы философии. 2001.№8.
  5. Лекторский В.А. Теория познания. //Вопросы философии. 1999. №8.
  6. Наука и культура. //Вопросы философии. 1998.№10.
  7. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
  8. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
  9. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
  10. Философия и методология науки. М., 1994.
  11. Хинтика Я. Проблема истины в современной философии. //Вопросы философии. 1996.№ 9.
  12. Холтон Дж. Что такое антинаука? //Вопросы философии. 1992.№2.
  13. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. //Вопросы философии. 2001.№12.

Методические рекомендации

Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы?

Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе?

Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины?

Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом и пятом вопроса семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Учение Сократа - рождение философии нового типа.

2. Философия Платона: общая характеристика.

3. Аристотель: его труды и учение.

4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм).

5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного).

6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья.

8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм.

9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

13. Гегель: общая характеристика учения.

14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека.

15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

17. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи.

19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

23. Проблема бытия в истории философии.

24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания.

25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения.

28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

29. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.27.175 (0.011 с.)