Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Сознание как философская проблема. (2 ч)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема сознания в философии. 2. Сознание как высшая форма отражения. 3. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание. 4. «Открытие бессознательного» в философии и его роль в культуре ХХ – начала XXI вв. Литература К данному занятию следует ознакомиться с рассказом О.Сакса «Человек, который принимал свою жену за шляпу». (Сакс О. Человек, который принимал свою жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. М., 2010. (http://lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt)
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
Методические рекомендации Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных в философии. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира. Это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Познать, описать, определить сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Вплоть до ХХ века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, и лишь в ХХ веке философы попытались объяснить феномен сознания. Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Поэтому в первом вопросе семинара целесообразно представить, как менялись представления о сознании в истории философии. Какова природа сознания? Каково происхождение сознания? Расскажите о структуре сознания (когнитивные, эмоционально-волевые, регулятивно-волевые, мнемические структуры). Во втором вопросе следует раскрыть представления о сознании как высшей форме отражения. Что такое «отражение»? Почему сознание – это его высшая форма? Представители какого философского направления разрабатывали данную концепцию сознания? Субъектом сознания выступает человек. Какова система отношений сознания и мира? («я» и мир природы, «я» и мир идеалов, «я» и внутренний мир человека, «я» и мир «другого»). Что такое «общественное сознание»? Расскажите об основных уровнях и формах общественного сознания. В четвертом вопросе следует выяснить, что такое «бессознательное»? Каковы отношения его с сознанием и самосознанием? Какие философские концепции раскрывали проблему бессознательного? Почему можно говорить, что бессознательное как концепт стало играть значительную роль в современной культуре? Тема 4. Формы и методы научного познания. (2 ч) 1. Научное познание, его специфика. 2. Понятие методов научного исследования. 3. Теория истины. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Критерии истины. 4. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки. 5. Ученый и этика. А.Д. Сахаров – ученый и гражданин (биография, Нобелевская речь, права человека).
Литература
Методические рекомендации Научный уровень познания – наука – это высшая форма познания и знания. Современную науку называют «большой». Резко возросло количество ученых в мире: на рубеже 8-19 вв. их было около тысячи человек; в середине 19 в. – около 10 тыс. человек, в 1900 г. Около 100 тыс., в конце 20 в. уже свыше 5 млн. Показательно, что 90 % ученых, когда либо живших на Земле, являются нашими современниками. Наука сейчас охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Философия выполняет важную роль в построении научной картины мира, содержанием которой является научная интерпретация таких мировоззренческих понятий, как материя, мироздание, движение, пространство и время и т.д. В первом вопросе семинара необходимо рассмотреть, что такое научное познание, каковы его отличительные признаки. В чем основные отличия науки от обыденного познания? Что собой представляют эмпирический и теоретический уровни научного познания? Каковы их формы? Одной из особенностей научного познания является наличие методов получения знания. Во втором вопросе следует осветить проблему метода в теории познания. Что такое метод? Расскажите о классификации методов. Следует рассказать о всеобщих методах (философские методы: метафизика, диалектика, синергетика), об общелогических методах (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.п.), о научных методах (эмпирические методы и теоретические методы). Какие из этих методов используются Вами или могут быть использованы в курсовой работе? Непосредственная цель познания в любой его форме – это истина, путь к которой обычно сложен и противоречив. Категория истины – одна из ключевых в теории познания. При подготовке третьего вопроса семинара необходимо выяснить, что такое истина. Как трактует истину классическая концепция? Какие еще трактовки истины Вы знаете? Объясните, что понимается под объективным и субъективным, абсолютным и относительным в истине. Каков критерии истины? Наука в лице своих представителей стремится к вершинам человеческого знания. Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывается институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Раскрытие физиками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, потом водородную бомбу. Вопрос о том, создавать или нет атомную бомбу – это уже вопрос не физической теории, а скорее гуманитарных наук. Возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. В четвертом и пятом вопроса семинара предполагается обсуждение сложного и противоречивого клубка вопросов. В чем заключаются социальные функции науки? Должен ли ученый в своей научной деятельности руководствоваться этическими нормами? Свободна или нет наука от требований морали?
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Учение Сократа - рождение философии нового типа. 2. Философия Платона: общая характеристика. 3. Аристотель: его труды и учение. 4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). 5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного). 6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. 7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья. 8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм. 9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. 10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк). 11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма. 12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума. 13. Гегель: общая характеристика учения. 14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека. 15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». 16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». 17. Позитивизм Х!Х-ХХ веков: направления, представители, идеи. 19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия. 20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества. 23. Проблема бытия в истории философии. 24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания. 25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения. 28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.) 29. Гипотеза общественного прогресса (за и против). 32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики. 33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.124 (0.011 с.) |