Тема 12. Специфика научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Специфика научного познания.



Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки.

Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания.

Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.

 

Тема 13. Бытие и проблемы существования в философии (онтология).

Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия.

Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени.

Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.

 

Тема 14. Общество: основы философского анализа.

Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.

Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления.

Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.

 

Структура и содержание дисциплины:

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п Раздел дисциплины/ тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего аудиторных часов Лекции Практические работы Лабораторные работы Самостоятельная работа
1. Раздел I. Философская пропедевтика.                
2. Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.                
3. Тема 2. Структура философского знания.               тест
4. Раздел II. История философии.                
  Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.                  
5. Тема 3. Античная философия.               тест
6. Тема 4. Средневековая философия.                
7. Тема 5. Философия Нового времени. (XV-XVIII вв.)                
8. Тема 6. Немецкая классическая философия.                
9. Тема 7. Западноевропейская философия XX- начала XXI вв.                
10. Тема 8. Специфика русской философии.                
11. Раздел III. Систематическая философия.                
12. Тема 9. Человек как философская проблема.               тест
13. Тема 10. Природа и происхождение сознания.                
14. Тема 11. Познание как предмет философского анализа.                
15. Тема 12. Специфика научного познания.               тест
16. Тема 13. Бытие и проблема существовании в философии (онтология).                
17. Тема 14. Природа как объект философского анализа.                
18. Тема 15. Общество: основы философского анализа.                
19. Тема 16. Философия и образы будущего. Проблема и перспективы современной цивилизации.                
                  экзамен
      Итого:            

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

Дополнительная литература:

1. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

2. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

3. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

4. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

5. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006.

6. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.

7. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

4. http://school-collection.edu.ru/

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.019 с.)