Понятие мировоззрения, его структура и типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения, его структура и типы.



Понятие мировоззрения, его структура и типы.

Философия – мировоззренческая наука, наука, не дающая законченных, четких, однозначных, простых ответов →поиск и стремление.

Мировоззрение – с-ма взглядов, чела на мир, на самого себя и на др.людей,. Структура мировоззрения:

1)познавательная (знания)

2)ценностная (Ценность – важность, приорететность, первоочередность одних событий и явлению по отношению к другим + оценка: - религиозные критерии, - справедливость и нет, позитивность и нет (Америка доминирует))

3)деятельно- практическая(все убеждения чела должны притвориться в действия, имеющие результат)

Знания: обыденно-практические, профессион-е, теоретич-е, научные

Классификация наук:

- естественные (о природе) география;

- социальное-гуманитарные (псих-я, логика, филос, этика);

- технические (искусственные объекты)прикладной хар-р, радиоэлектр, металловедение

Философия служит ядром мировоззрения, если бы фил-ии не было, то рассыпалась бы мировоззрение.

Типы мировоззрения:

1)обыденно-практическое

2)Мифология (mifos –предание, сказание, logos – слово, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, хар-ен для ранних этапов общественного развития.

Мифы – древние сказания о существах, делаг богов + проблемы чела (рождение и стадии жизни) + космич-я тема+начало мира (происх-е) = ранняя форма осмысления мира

3)религия (religio – благочестие, набожность) Религия – форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ.через его удвоение на посюсторонний мир и потусторонний мир (небесный). Структура: -догматика - теоретические догматы, которые исп-ся множество лет; -вера – чувственно-эмоц-ое восприятие догматов, кот.отриц.рациональное объяснение догматов; культовая практика

4)философская базируется не на вере а на методах рационального познания, опирается на науку. Вопросы: чел и мир, бытие и сознание, познание мира и т.д.

5)научно-философское возрастает роль науки, вопросы: возникновение общ-ва, этапы развития, возникновение жизни и чела…

Предмет и проблемное поле. Структура философского знания.

Изначально был миф. Мифы – древние сказания о существах, делаг богов + проблемы чела (рождение и стадии жизни) + космич-я тема+начало мира (происх-е) = ранняя форма осмысления мира.

А возникновение философии – величайшая революция в сознании людей, ибо то была 1-я попытка чела объяснить мир не с помощью богов. А с помощью своего разума.

Философия – любовь к мудрости.

Философия предмет:

- наиб.общие законы развития природы об-ва мышления

- обращенность к челу

- большой удельный вес вопросов

- особый язык философских категорий (обращенностьк понятиям, следствиям)

Философия исп-т ср-ва рац. Теоретизирования, кот.исп. доказательность, принцип детерминизма(причин.обусловленность) системности. Формируется опираясь на вненаучные формы знания(фольклор…)

Структура философского знания:

- история философии

- антология-учение о бытии, осн.формах сущ-вания природной, соц. и духовной реальности

- фил-я антропология-учение о чел-ом бытии, о челе как носителе сознания

- гносиология (теория познания)

- социальная фил-я-раздел, предмет кот. Сост.структура, законы функционирования, развития об-ва как сложной системы

-аксеология-учение о ценностях и оценках, какое влияние они оказ-ют на чела

Осн. Вопр: об отношении бытия и духа, материи и сознания. Имеет 2 стороны: 1.Что первично(позиция материализма, религии) 2.Позноваем ли мир(2позиции: гносеологический оптимизм, агностицизм)

Функции философии:

- мировоззренческая –осмыление

- гносиологическая – выбор путей познания

- методологическая – учение о методах

- аксиологическая (учение о ценностях)

- праксиологическая (оценка практич.деят-ти)

- прагностическая

Древнеиндийская философия

Философия Индии сохраняла связь с религией и мифологией, предпосылка формирования философии-древние памятники письменности. Индийская философия систематически излагается в сутрах Веды-первые священ. книги др.Индии, результатом дальнейшей разработки стали брахманы, араньяки, упанишады..В инд. философии выд. главные понятия:карма-судьба (закон перерождения), сансара-круг перерождения, майя-земля, иллюзия, а также 2 духовных начала атман и брахман.Атман-индивид. дух.начало, брахман-высшее дух.начало.Вывод:главным для индийцев было разорвать колесо сансары, чтобы наш атман слился с брахманом.

Осн. филос. направления: 1.ортодоксальное-придержив.авторитетов вед, здесь выдел. йогу-религиоз.фил.учение о сов-ве человека: аскеза-воздержание в еде. упражнения в виде поз(статистич.) и медитация(размышление) и пытались достичь: 1 ступень-соверш-во физическое и 2 ступень-соверш-во духовное и как итог-достичь всемогущества, путь к самосовершенству, никого не затрагивая.

2.неортодоксальное-1.буддизм-выд. 4 великие истины:1.вся жизнь есть страдания, т.е. и жизнь и смерть связаны со страданиями

2.истина причины-причины страдания-желания

3.истина освобождения-избавление от страданий с помощью прекращения желаний

4.истина пути-сущ.восьмиричный путь. Человек все это сделавший отправится в нирвану, нирвана-состояние полной невозмутимости, отрешение от всего,что приносит боль и страдания. Буддизм-это религиоз.течение

2.Локаято(локус-место)-жизнь только одна,не нужно отказываться от своих желаний, это течение материалистично, предлаг.путь возможный для человека

Джайнизм-возникло в 6в.до н.э.и основоположником явл. пророк Вардхамана.цель:освобождение души от тела, по своей природе душа человека совершенна, а ее возможности безграничны, но тело как источников пороков и страстей отрицат. воздействует на душу, поэтому челок должен стремиться к освобождению души от тела.это освобождение достигается путем соблюдения заповедей, обетов и бесприкословного подчинения учителю.

В рамках древнеинд. философии подчеркив. значение духовн. стороны человека, она приобрет. здесь космич. смысл, подлинным объектом познания явл. сам человек со стороны бытия его души.

4.Философия Др.китая:

Характерна опора на священ. книги «пятикнижие», уже в наиболее ранней книге упомин. 2 принципа-ян и инь(олицетвор. 2 взаимдополн.начала муж. и жен.), эти начала соприкасаются и проникают друг в друга

Даосизм-Лао Цзы(6-5 вв.до н.э.)дао-основ. закон развития, в центре наход. человек, дао- путь реальный, путь познания, позволяет добиться могущества. Увей-огранич. вмешательство. не требовал насилия, не нужно ничего делать, а следовать природе вещей. затем преобраз. в религию.

Конфуцианство-Конфуций много внимания уделял вопросам этики, гос-ва, воспитанию.Как управлять гос-вом: государь д. б.государем, сановник-сановником, отец-отцом, сын-сыном.

Порядок в обществе устан. благодаря идеал. всеобщности, т.е. правильное отношение чел-ка к природе и др. людям.Гл.звеном- концепция человеколюбия,которая представл. собой совокупность идей о великодушии, уважении к старшим.Этика: взаимность и золот. середина-это такая форма поведения, которая д. исключать крайности, это есть середина м-у несдержанностью и осторожностью.Зол. правило нравственности- не делай другим того, чего не желаешь себе.Человек рассм. как часть общества. идеалом для просты смертных выступ. благород. муж, который облад.5 добродетелями: гуманность, справедливость, знание правильного ритуала, мудрость, подчительность.

Легизм- 6-3 вв.до.н.э. легисты-законники, противоставл. себя конфуцианству.они отказ. от методов убеждения и всячески выпячив. методы принуждения и наказания. совесть замен. страхом.их предствление о гос-ве как о большой семье, замен. гос-вом как механизм, а люди эл-нты этого механизма.гл. цель –покорение др. народов, для достижения цели они предлаг. изгнать из гос-ва мзлишество, упразднить искусство, отменить всякое разномыслие.экономич. могущ-во видят в земледелии.

Моизм- получ. название по имени основателя Мо-цзы, ядро моизма состав. идеи всеобщей любви, преуспеваемости и взимной пользы.Обязат. для всех членов социума д.б.общая мера взаимной человечности-все д.б. заботиться о взаимной пользе.

Ф-ия др. китая –предфилософия, т.к. там доминир. религиозно-мифолог. представление.

 

Платон, Аристотель

классич. период-вершина греч. философии

Сократ- важным считал воспитание людей, наиболее эффектив. осущ.личным примером, дискуссиями, беседами.он не излагал свое учение систематически,не писал трудов,его мысли дошли через Платона. Сократ выдвин. принцип –познай самого себя,его интересовал именно человек, а не проблемы природы, все сводил к пониманию человека, уделял внимание вопросам нравственности, сформулир. метод диалетич. спора-основное вести беседу или спор путем выявления противоречий в рассуждении оппонента.метод майевтика - помочь родить мысль.

Платон-ведущ. категория-идея, любой предмет конечный, имеет начало и конец,а вот идея абсолютна и неуничтожима, все вещи, которые нас окруж.=это слабый отблиск идей.Сформулир. понимание идеал. гос-ва-гос-ва, состоящее из 3 осн.групп:философы-правители-хар-ен ум, разум, воины-д.защищать гос-во, смелость,ремесленники и земледельцы чувственность,д.заботиться о благосостоянии гос0ва.

Идеальное гос-во:аристократия, монархия; отриц.:тимократия(основа-воен.сила), олигархия(власть основана на торговле), демократия(власть толпы), тирания

Аристотель-его фил-ия явилась обобщением и своего рода логич. переработкой предшеств. философ. мысли.наиболее важ. раздел для него-онтология, основа всякого бытия счит. первичную материю, которая образ. предпосылку всякого существования.выдел. 4 эл-та:огонь, воздух,вода, земля.они выступ. основой реал. вещей, а конкрет. вещи-это результат комбинации этих элементов.

Бытие в его понимании-единство материи и формы, причем форма активна, а не материя.(глина-материя).Выдвиг. концепцию причинности- 4 вида причин: материал., формальная, активная, конечная. для понимания сущего необходимо познать все виды причин. Экономика-разумное удовлетворение потребностей, Хрематистика-нажива, беспредельное накопление. Заложил основы логического мышления

 

 

Нового времени.

Хар-ется развитием капитализма, прокатился ряд буржуазных революций во Франции, Нидерландах, Англии, в результате была сломлена мощь феод. дворянства и духов. диктатура церкви, это дало толчок для развития светской науки, в это время и появл. наука, происходит отпочкование-выделение наук из философии:17 в. астрономия, 17-18вв. механика, 18-19вв. химия, физика, биология, политэкономия.

Появляется целая плеяда ученых(Д.Рикардо, А.Смит), сыгравших в борьбе с религиозно-идеалистич. схоластикой, разраб. ряд важных филос. проблем.

Ньютон-англ. физик, его открытия произвели подлинную революцию, его трудами был заложен фундамент механичтич. картины мира. Принципы менх-ки как науки явл. доминирующ. в понимании мира и мировоззрении людей. Ньютоновское учение о пространстве, времени, массе, силах давало общ. схему для решения конкрет. задач механики, физики, астрономии и философии в знач. степени.Науч. метод Ньютона-это опыт и индукция(от частных к обобщениям и выводам),он отказ. от умозрительного знания, не основан. на эксперименте и утверждао, что гипотез не измышляет.

Европ. человек постепенно освобожд. от средневек. связанности и рождаются его субъективизм и индивидуализм.

Разделение фил-ии с точки зрения метода:

-эмпиризм(опыт,практика) Гопс,Локк,Берткли,Юм

-рационализм(разум)Декарт,Спиноза,Лейбниц

 

Эпохи Просвещения.

В. нач. 18 в. в Европе зарожд. просвещение,,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. которе несло просветит. идеи в общество. Исходные идеи эпохи Просвещения–культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Наука выходит на первый план, Ламерти, Гольбах, Дидро были воинствующими атеистами, жестко и целенаправленно обличали церковь, религиозн. мировоззрение, центр их функций-человек, его чувства, переживания, потребности. Они отрицали религию и открыли путь для развития науки. Наука не знает границ. для эпохи просвещения характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Представители деизма (Вольтер и Ж. — Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Разум-верховный норматив культуры. Ценность науки связывалась в эту эпоху с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности. Согласно сформированным тогда представлениям, человек противостоит природе, он вторгается в ее процессы, чтобы преобразовать материал природы в необходимые для — себя предметные формы. В такой системе просветительских ценностей, где приоритет отдан научным идеалам и нормам, природа воспринималась как неисчерпаемая кладовая ресурсов и материалов, необходимых для удовлетворения возрастающих человеческих потребностей. Так как человек стремится установить господство над Природой, то ему для этого нужны объективные знания, которые может дать только беспристрастный разум. Вольтер-публицист аристократического происхождения, пришёл к пониманию фил-ии как действен.оружия разума в борьбе против всего неразумного;антицерковное настроение. Обществен. устройство должно обеспеч.политич. и юридич. равенство людей

 

 

И.Канта

Гносеология – теория познания

Вся его науч. жизнь прошла в Кенинсберге, преподавал в Кенин. университете. твор-во Канта можно разделить на 2 периода: докритич. и критич.

Докритический-его интересы сосредоточ. на проблемах натур. философ. характера, заним. вопросомами космологии, физики, трактат «Всеобщ.естетст. история и теория неба»

Критич. период с 1770 г.-знаменитая работа «Критика чистого разума», его творч-во представл. синтез 2 традиций: эмпиризма и рационализма, считал правильным суждения об опытной теории нашего знания. Вводил понятия априорной(доопытной) формы чувственности и рассудка и апосториорные (послеопытные) формы. введение априорных форм меняло познават. ситуацию по существу, что ограничив. познават. возможности человека, получ., что закрыт доступ человека к сущности вещей, а открыт путь только для изучения явлений. эта закрытость есть вещь в себе.вводит понятие трансцендентальные(есть признаки априорности) и трансцендентные(нахождение чего-либо за границами опыта). Мы можем только мыслить, но познавать не можем.

Выделял 3 идеи:Бог, мир и душа.эти явления выступают как некое обозначение никогда неразрешимой задачи, которая носит метафизич.(универсальный) характер.методы же метафизики ведут к неразрешимым в пределах разума противоречиям.

На основе критики теоретич. разума строит свою этику(науку о певедении человека). «Критика практического разума», где выдел. возможности челов. ума моральному действию. Прежде всего исходит из того, что всякая личность является целью развития. Личность всегда сама цель, а не средства достижения целей. Выделяет в этике внутреннее повеление, которое определяет суть человеч. поведения и назыв. категориальный императив.Поступок м.б. нравственным только тогда, когда он соверш. из уважения к нравствен. закону.

Знаменитые кантовские вопросы: Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, философия д. дать ответы на эти вопросы и все эти вопросы сводятся к одному Что такое человек?

 

Марксизм

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: 1.предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); 2.бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); 3.крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; 4.нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); 5.кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности). Маркс считал: философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».Главная философская идея марксизма-материалистич. понимание истории. ввел в обиход такие философско-социологич. понятие, как производительные силы, производст. отношения, социальная революция и т.д.

Первым этапом в становлении экономических взглядов Маркса и Энгельса явились 40-е годы XIXв. В этот период ими были написаны произведения в которых были созданы основы научного пролетарского мировоззрения, подвергнута критике классовая ограниченность буржуазной политэкономии. Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса; явилась важным этапом становления его экономических воззрений. В этой работе он обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, которую определил как основную в общественных отношениях. Капитал он рассматривал как накопленный труд. Все формы доходов, существующие в обществе, имеют эксплуататорскую природу и только заработная плата является результатом усилий наемного работника. Важное достижение марксизма-учение о повторяемости истории, о наличии в ней объектив. законов, которые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускоренного развития общества.=> неизбежность наступления коммунизма и его победа во всём мире

 

15. неклассической философии.

Классическая философия: в соц. плане – свидет-во идейного пробуждения 3-го сословия в Герм. Нем. класс. Фил-я (НКФ) представила вершину филосовст-я: 1. критика познания, как средство постижения философских выводов (Кант) 2. теоретическое выражение рефлексии свободы и равенства 3. историзм в изучении общества 4. разработка законов объективной и субъективной диалектики

НКФ -с сер XVIII до сер XIX вв, представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Для НКФ характерны: системат целостность и внутр. завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем.

Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной особенностью стиля мышления новой философской традиции. НКФ, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, идея практич обусловл-сти познания. Впервые в истории философской мысли в НКФ была создана целостная диалектическая концепция развития.

Неклассическая философия: отвергается безграничная вера в человеческий разум. Существует нечто сверх разума. Возникают понятия: Воля, Страх, Трепет. Учения критикуют разум, не строят всеобщих моделей. Некл.фил-я не имеет единого мировоззренческого центра.

К: поиск абсол истны, детерминизм-наличие прич-следств вязей в мире, прогресс как смысл истории.

Н: истина относительна; индетерминизм- случ связи; критика прогресса.

В защиту классики появились: неокантианство, неогегельянство, неотомизм

Позитивизм.

Главный тезис позитивизма сост.в утверждении, что все подлинное, позитивное знание о действительности может быть получено только лишь в виде результатов отдельных спец-х наук.

3 этапа: 1) Историческая форма позитивизма (Милль, Спенсер, Конт) (30-40гг.19в.) Конт и его последователи попытались осмыслить противоречия между наукой того времени и философией, к-я претендовала в тот период на роль НАУКИ НАУК, пыталась распростран.свои принципы на всех. По Конту: наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии либо кажд.наука – сама по себе философия А название филос-я можно сохран.за нейкой общей наукой, к-я бы раскрывала связи между науками (она должна формир-ть общие з-ны и выводы, опираясь на данные естественных и общественных наук.) 2) Рубеж 19-20в. -? о месте фил-ии в системе знаний. Эмпириокритицизм – (Мах (махизм), Авенариус) – философы сохранили основную позитивистскую линию, но в центре внимания пост.проблемы, к-е пытался познать Конт: - природа познания, соотнош-е субъекта и объекта, взаимоотнош-е физического и психического

Эти проблемы были остро поставлены наукой (прежде всего физикой)

3) Неопозитивизм Карнап, Витгенштейн, Шлик, Райхенбах 1 – логический позитивизм (эмпиризм)

• Положение традиц-й фил-ии – есть псевдо проблемы – науч.смысла, ибо они ненаказуемы

• Науч.знания имеют сугубо эмпирическое происхождение, за исключением положения логики и математики

• Законы и правила логики и математики носят конвенционный (соглашение) хар-р

• Философия – род деят-ти, к-й должен сводится к анализу естеств.и искусств.языков; это необходимо для того, чтобы изъять из науки не имеющие смысла псевдопроблемы, рассуждения и показать ихбессознательность, + обеспечить построение идеального логических моделей осмысленного рассуждения. Язык научный длжен быть кратким, опираться н алогические модели.

Основная философская программа логического позитивизма выложена в верификации – научный смысл имеют только те предположения, к-е прямо или косвенно допускают их сведения к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт чела. Если мы не можем указать как следует проверить (душа чела бессмертна) => оно лишено смысла, не реально проверить, не сущ.

 

Философия постпозитивизма

Снижение интереса к проблемам формальной логики. Переключение усилий с готового научного знания на изучение его развития. Постпозитивизм не признает жестких разграничений между эмпирией и теорией, наукой и фолософией. Оперируют понятиями нормальная наука и научная революция. Нормальная наука – традиционное, постепенное развитие науки через синтез эмпирии и теории. Научная революция – это перерыв в развитии норм.науки и перерыв, предс.собой качеств.скачок, связанный с измененем научной парадигмы (Кун). Парадигмы- это сист. общеприн.принципов к которым следуют ученые в тот или иной истор.период. Развитие науки связано с этим изм.научн.парадигм. Синергетика сегодня. Поппер (Popper) Карл Раймунд (1902—1994) Фактически, одной из фундаментальных заслуг Поппера является обоснование особой техники мышления, которая строится на следующих принципах: 1. Индукции (возведения от частного к общему) не существует. Индукция отвержения (отвергая ложные теории, можно найти одну истинную), также непродуктивна. Число отвергаемых теорий бесконечно, перечислением можно заниматься до скончания века. Истины через индукцию найти невозможно. 2. Если не допустимы произвольные обобщения, не менее порочен и так называемый "беспристрастный анализ". Ум, очищенный от предрассудков, будет пустым, а не девственным. Человек- создание сложное и ясное далеко не до конца. Отнюдь не одни правильные размышления или эксперименты ведут к открытиям. Мифы, метафизические конструкции, сны, галлюцинации могут также провоцировать их. Однако они должны быть контролируемыми и обоснованными, подтверждаться фактами. 3. Исходя из критики традиционного синтетического и аналитического мышления, Поппер предлагает новый критерий познания, который он именует "критерием фальсифицируемости". Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она может быть фальсифицируема. фольсифкация – принцип опровержения любого науч.утверждения. Критика – побуждение к новым знаниям.

Томас Сэмюэл Кун американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций», в которой рассматривается теория, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм». Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развивший принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию К. Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна. Главным критерием научности программы Лакатос называет прирост фактического знания за счёт её предсказательной силы. Пока программа даёт прирост знания, работа учёного в её рамках «рациональна».

 

 

Философия экзистенциализма

20г.XXв. в Германии: Карл Ясперс, Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Это направления явилось следствием глубоких потрясений которое испытало общество французское в период 1 мировой(1918) – период бедствия в Германии, эконом.кризис в мире(великая депрессия В Великобритании, револ.1917) Гражданская война = >все это поколебало те устои общества, которые были заложены классич.философией: уважение личности, достоинство человека, права человека, иДея прогресса – мир в то время представлялся предсказуемым, мог произв.все что угодно.

Обратилось к анализу критических и кризисных ситуаций в обществе. Центр внимания: проблемы и вопросы, смысл жизни, вина и ответственность, решение и выбор жизненного пути, проблема смерти

Главная проблема – существование – экзистенция. Те события 1 и 2 мировой показали хрупкость и неустойчивость как индивид.сущ.человека, так и всего человеческого рода=>надо осознание своей смертности

Смысл термия существования(уровни):1.Природный(биолого психологический и психический) исследуется естественными науками2.Социальные(иссл.социологией)

3.Духовный(иссл.истор.философией, этикой и эстетикой)

4.Экзистенциональная, не поддается научному описанию, и может быть осмыслена с помощью философии, они говорят Экзистенция – это то что не становится объектом (интимного переживания человеческого бытия), мир лишен переживаний, неповторимость моего личного опыта. - Тревога, - скука, -страх, -ужас=они оперируют этими понятиями + уделяют вним.соц.вопросам+ проблемам чела и общества, по их мнению: человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне общества. По их мнению история – это общность «вместе вынесенного», «выстраданного», обстоятельства человеческой жизни, разросшиеся до размера общества, человек просто пребывает в этой истории, будучи стихийно вовлеченной в нее. Экзистенция – это судьба призвания, раз это судьба, то человек ей следует. История – это судьба ситуации, кот.он безропотно переносит. Противопоставление человеческой истории и чел.общества выступают как один из осн.принципов.

После 2 мировой центром экзист.движения стала Франция, в лице видного филисофа Жапь Поля Сартра и Альбера Камю. Сартр «Бытие и ничто» (Мир сост. 2 типа реальности, разделенных изначально: 1 – все то, что есть (бытие) 2- то, что не укладывается в этом понятии, свобода, выбор, совесть, ответственность (небытие) Человеческая экзистенция – это есть то, что не есть. Чел.обладант вещественностью(тело, фактура), однако человек не тождествен в своей фактичности. Фактичность не делает нас людьми(фактичность – профессия, должность, дело) в силу того, что у каждого человека есть свои мечты, желания, замыслы, незавершенный проект(который подтачивает его к действию, т.к. некогда человек сказал что я всего достоен) – в этом осн.специфика человека.

Любой проект многозначен по своим вариантам(проект – это выбор своего будущего), он вынуждает из вариантов выбирать будущее, наличие этого выбора- свобода человека. Отказ от выбора – это тоже выбор, человек обречен на свободу.

А.Камю в статье «Миф о Сизифе» высказал мысль о том что центральным философским вопросом явл.вопрос о самоубийстве. Он говорит что окруж.нас мир – мир абсурда, где все абсурдно, как и действия Сизифа, но при этом, даже в ситуации абсурда – жизнь явл.ценностью, равной которой у человека нет.

 

Философская герменевтика

Герменевтика зарождается в целом в античности.Гермес – греческий Бог, который был посредником между Богами и людьми – истолковывал волю Богов, доносил желания людей богам. Гермене́втика— направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Герменевтика понимается как разъяснение смысла. Она была связана с интерпритацией библейских текстов. каждый текст имеет явный и скрытый смысл.

Представители: Дильтей – отмечал, что фундаментом истор.знания явл.переживания.Хайдеггер – полагал, что бытие чела изначально герменевтично, чел вовлечен в то, что им мыслится. Герменевтика поднимала проб. понимания, уникальности внутр.мира творч.личности.

Структурализм – направление в современной (в основном континентальной) философской мысли и интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика — наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов. Структурализм часто критикуют за его антиисторическую ориентацию — приоритет синхронического перед диахроническим — и за его антигуманистическую сосредоточенность на безличных и бессознательных системах, действующих скорее через человека, нежели по его велению. Эти стороны структуралистского метода, независимо от того, являются ли они желательными или же нежелательными составляющими структуралистского мировоззрения, существенно важны для успеха этого метода.

 

 

Постмодернизм

(80гг,20в) в Зап.Европе. Не претендует на созд-е всеобъемлющей фил-й теории. Провозглашает плюрализм (многообр) точек зрения подходов. Он радует и признает отсутствие какого-либо авторитета. Выступает за соед.фил-ии, науки, искусствознания и т.д. Философия в их представлениях – некий текст, акт говорения. Они выдвигают такое требование, как философствование без субъекта, его заменяет текст. Он настаивает на понимании творчества, как открытие уже открытого. Философия 20в.Запада пред.собой множ-во направ, где отсут.общая теория или общий подход. В опред-й степени запад.фил-я поднимает довольно интерес. И актуал.проблемы, характерные для 20в. (проблемы прир, чел, общества, некоммуникабельность и т.д.) Использ-ся своеобразный язык (много англояз-х терминов).

постмодерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности.

 

 

Белорусская философия

На всем протяжении своего развития белорусская философия была тесно связана с философией России и Польши, живо откликались на все общекультурные явления в Европе. В силу отставания с оформлением национальной культуры оригинальные находки не всегда получали необходимое развитие. В Беларуси долгое время не было профессиональных философов и их роль выполняли представители религии. Искусства, науки, права. В большинстве случаев философские мысли были найдены в фольклоре. В 11в. на белор. землях появл. первые литератур. памятники, содерж. фрагменты трудов антич. авторов и мыслителей более позднего времени. выдающ. мыслителями Киевской Руси: Кирилл Туровский - вопрос о взимоотношении души и тела решал в теологич. плане, заявляя,что душа нетленна, бессмертна, свободна. говорит о взаимозав-сти души и тела, душа постоянно нуждается в помощи тела, а тело в поддержке души, сила разума и тела – в их взаимопомощи. разум- высшая ценность человеч. жизини., призывал к просвещению.отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной., в красоте земной видел отблиск красоты божественной. В 14-16вв формир. белорус. народность со своим языком. статутом ВКЛ 1566 г. белор. язык был официально узаконен. Особое место в бел. Возрождении занимает Франциск Скорина- первопечатник, просветитель, мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии нац. культуры.он по новому выстраивал всю архитектонику бытия возрожденческого человека, наполняя его понятным смыслом, вселяя уверенность в собственные силы. считал, что прямая взамосвязь человека и Бога посредством Слова, в предисловиях к Библии раскрылся его патриотизм, он доказывал, что обязанность каждого человека трудиться на благо своего народа, бескорыстно служить родине, защищать ее.истоки нравственности видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу.счасть по его мнения- делать добрые дела для ближних, познавать мудрость и истину и заниматься науками.Николай Гусовский «Песнь о зубре»Сымон Будный-оставил заметный след в истории белор. Возрождения- открытие типографии в несвиже, издание на белор. языке катехизиса и оригин. произведения «Оправдание грешного человека перед Богом». с помощью родного языка хотел научить свой народ истинной вере, в своих взглядах на мир исходил не из религиоз. догматов, а из научного знания, отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир.большой интерес вызывает гуманистич. трактовка Будным сущности человека, человеч. личность должна быть не только свободной, но и неприкосновенной, свобода дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. 9-16 вв. не сформиров. философ. культур. традиция, не было преемственности м-у эпохами, не передавалось из поколения в поколение. В 17 в. вместе с католицизмом на смену возрожденч. идеям приходит западно-европ. схоластика.наиболее видный ее представитель –Мелетий Смотрицкий, пытавшийся соединитьправослав. веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля.

Развив. материалистич. мировоззрение в лице мыслителей-атеистов –Казимир Лыщинский.окончил иезуитскую школу в Бресте и виленскую духовую академию, однако резко переменил затем свои взгляды., отрицание сущесвование Бога –основное и высшее достижение атеистич. мысли как самого Лыщинского, так и его времени., атеизму Л. присуща достаточная четкая социальная направленность. Франтишка Багушевич-его творчество оказало большое влияние на формирование нац. самосознания.в предисловии к сборнику Дудка белорусская и в др. произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-гос. и культурных традиций ВКЛ и их связь с современ. ему умонастроениями, выразивш. в желании освободить свою Беларусь от соцального, политич. религиоз. гнета, возродить культуру и гражд. престиж родного языка.Также выделились М. Богданович, Е.Карского, И.Абдиралович….

 

Материя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.1 с.)