В религиозной философии 20в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В религиозной философии 20в.



Первые опыты русской философии связаны с принятием христианства на Руси в XI в.

Современ.фил-е направления религ-й ориентации возникли в основном русле христьянского религиозно-теологического комплекса и в непосред-й связи с ним. Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм.

Маритен, Жильсон, Марсель Неотомизм – модернизация, ф-я Аквинского 19в., получила статус офиц.католицизма. Неотомизм взял на вооружение идею «о гармонии веры и разума» (Аквинский). Они признают внеш.материальный мир, как часть более широкого бытия, где есть место другой реальности – Богу. Они различабт 2 источника познания – естественный разум (наука) и божественное откровение (религия). Они же противоречивы друг другу, т.к. человека создал Бог. Божественный разум – есть самый верный, надежный, и безусловный источник абсолютной истины. Опираясь на свой разум человек многое познал в природе, но возгордился, он аозомнил, что может создать рай на земле, опираясь на науку и технику. Неотомизм признает современ.достиж.науки и тех-ки + грандиоз.достиж-я с помощью них, но чел отвернулся от Бога. (Ницше – Бог умер). Они увлечены вещественным миром=чел стал рабом вещей, рабом соц-й роли (статус, профессия, должность) = стал более несчастным, выход – опять повернуться к Богу. Религ.филос.уделяют внимание проб.чел + поиск в чел.своего Я, своей неповторимости + постоян.напоминают о вадности дух-х исканий. = > они полагают, что их доктрина обладает универсальными возмож. И поднимается над полярностью материализма и идеализма. Желание построить Град Божий они видят прежде всего как внесение высших религиозных ценностей в современ. к-ру. Далее: В тоже время неотомизм и др.не только заним-ся религиоз.филос-ми поисками, а они пыт-ся во многом возд-ть на людей через обращения. Т.к. в совр.мире чел теряется как личность. Людям нужен дух-й авторитет, обраще (рим.папа). В 20в.свое дальнейшее разв-е получ. Рационалистич-я тенденция разв-я запад-европ.философии – неопозитивизм и аналитическая фил-я. Персонализм как фил.направление сформи-ровался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье, Лакруа) Мировозренческая установка персонализма-примирить религию гл.образом христианский теизм с нек-ми буржуазными гуманистическими ценностями.

 

Философская герменевтика

Герменевтика зарождается в целом в античности.Гермес – греческий Бог, который был посредником между Богами и людьми – истолковывал волю Богов, доносил желания людей богам. Гермене́втика— направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Герменевтика понимается как разъяснение смысла. Она была связана с интерпритацией библейских текстов. каждый текст имеет явный и скрытый смысл.

Представители: Дильтей – отмечал, что фундаментом истор.знания явл.переживания.Хайдеггер – полагал, что бытие чела изначально герменевтично, чел вовлечен в то, что им мыслится. Герменевтика поднимала проб. понимания, уникальности внутр.мира творч.личности.

Структурализм – направление в современной (в основном континентальной) философской мысли и интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика — наиболее влиятельное в XX в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов. Структурализм часто критикуют за его антиисторическую ориентацию — приоритет синхронического перед диахроническим — и за его антигуманистическую сосредоточенность на безличных и бессознательных системах, действующих скорее через человека, нежели по его велению. Эти стороны структуралистского метода, независимо от того, являются ли они желательными или же нежелательными составляющими структуралистского мировоззрения, существенно важны для успеха этого метода.

 

 

Постмодернизм

(80гг,20в) в Зап.Европе. Не претендует на созд-е всеобъемлющей фил-й теории. Провозглашает плюрализм (многообр) точек зрения подходов. Он радует и признает отсутствие какого-либо авторитета. Выступает за соед.фил-ии, науки, искусствознания и т.д. Философия в их представлениях – некий текст, акт говорения. Они выдвигают такое требование, как философствование без субъекта, его заменяет текст. Он настаивает на понимании творчества, как открытие уже открытого. Философия 20в.Запада пред.собой множ-во направ, где отсут.общая теория или общий подход. В опред-й степени запад.фил-я поднимает довольно интерес. И актуал.проблемы, характерные для 20в. (проблемы прир, чел, общества, некоммуникабельность и т.д.) Использ-ся своеобразный язык (много англояз-х терминов).

постмодерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности.

 

 

Белорусская философия

На всем протяжении своего развития белорусская философия была тесно связана с философией России и Польши, живо откликались на все общекультурные явления в Европе. В силу отставания с оформлением национальной культуры оригинальные находки не всегда получали необходимое развитие. В Беларуси долгое время не было профессиональных философов и их роль выполняли представители религии. Искусства, науки, права. В большинстве случаев философские мысли были найдены в фольклоре. В 11в. на белор. землях появл. первые литератур. памятники, содерж. фрагменты трудов антич. авторов и мыслителей более позднего времени. выдающ. мыслителями Киевской Руси: Кирилл Туровский - вопрос о взимоотношении души и тела решал в теологич. плане, заявляя,что душа нетленна, бессмертна, свободна. говорит о взаимозав-сти души и тела, душа постоянно нуждается в помощи тела, а тело в поддержке души, сила разума и тела – в их взаимопомощи. разум- высшая ценность человеч. жизини., призывал к просвещению.отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной., в красоте земной видел отблиск красоты божественной. В 14-16вв формир. белорус. народность со своим языком. статутом ВКЛ 1566 г. белор. язык был официально узаконен. Особое место в бел. Возрождении занимает Франциск Скорина- первопечатник, просветитель, мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии нац. культуры.он по новому выстраивал всю архитектонику бытия возрожденческого человека, наполняя его понятным смыслом, вселяя уверенность в собственные силы. считал, что прямая взамосвязь человека и Бога посредством Слова, в предисловиях к Библии раскрылся его патриотизм, он доказывал, что обязанность каждого человека трудиться на благо своего народа, бескорыстно служить родине, защищать ее.истоки нравственности видел в самом человеке, его разуме, личном отношении к Богу.счасть по его мнения- делать добрые дела для ближних, познавать мудрость и истину и заниматься науками.Николай Гусовский «Песнь о зубре»Сымон Будный-оставил заметный след в истории белор. Возрождения- открытие типографии в несвиже, издание на белор. языке катехизиса и оригин. произведения «Оправдание грешного человека перед Богом». с помощью родного языка хотел научить свой народ истинной вере, в своих взглядах на мир исходил не из религиоз. догматов, а из научного знания, отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир.большой интерес вызывает гуманистич. трактовка Будным сущности человека, человеч. личность должна быть не только свободной, но и неприкосновенной, свобода дает человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. 9-16 вв. не сформиров. философ. культур. традиция, не было преемственности м-у эпохами, не передавалось из поколения в поколение. В 17 в. вместе с католицизмом на смену возрожденч. идеям приходит западно-европ. схоластика.наиболее видный ее представитель –Мелетий Смотрицкий, пытавшийся соединитьправослав. веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля.

Развив. материалистич. мировоззрение в лице мыслителей-атеистов –Казимир Лыщинский.окончил иезуитскую школу в Бресте и виленскую духовую академию, однако резко переменил затем свои взгляды., отрицание сущесвование Бога –основное и высшее достижение атеистич. мысли как самого Лыщинского, так и его времени., атеизму Л. присуща достаточная четкая социальная направленность. Франтишка Багушевич-его творчество оказало большое влияние на формирование нац. самосознания.в предисловии к сборнику Дудка белорусская и в др. произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-гос. и культурных традиций ВКЛ и их связь с современ. ему умонастроениями, выразивш. в желании освободить свою Беларусь от соцального, политич. религиоз. гнета, возродить культуру и гражд. престиж родного языка.Также выделились М. Богданович, Е.Карского, И.Абдиралович….

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.55.103 (0.007 с.)