Эмпирический и теоретический уровни научного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирический и теоретический уровни научного



На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание явлений, на решение прикладных наук, не имеет своей целью обобщить или сделать выводы. Предмет исследований – наблюдаемые явления и их соотношения.

Методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Знание эмпирического уровня выражается в диаграммах, числовых таблицах … Эмпирическими фактами являются сведения о многочисленных наблюдаемых природных явлениях, свойствах природных тел, общественных процессах. Наиболее традиционный метод – это метод наблюдения, который предполагает, что исследователь как бы извне наблюдает за объектом, не вмешиваясь в его функцианирование.

На теоретическом уровне исследование направлено на выяснение сущности исследуемого объекта как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования – объяснение явлений. Основным средством теоретических исследований выступают теоретические абстрактные объекты, такие как материальная точка в механике, абсолютно твёрдое тело в физике.

Методы: мысленный эксперимент, гипотеза – дедуктивный, типологизация, конкретизации, метод типологизации, конкретизации, метод восхождения от абстрактного к конкретному. В основе метода исторического и логического лежит устан. На взаимосвязанное изучение истор. Эволюции объекта, построение логич. Обоснованной сис-мы понятий, которая как бы отраж процесс исторического развития.

Уровень обоснования любого метода определяет степень его достоверности. Методы, обоснованные достоверным знанием, гарантируют получение истинных результатов.

Последовательность использования методов в научном исследовании определяется уровнем развития научной десциплины, а также характером исследуемых проблем. На ранних этапах развития науки используются методы эмпирического исследования, но по мере развития науки, более начинают развиваться методы теоретического исследования.

 

Основные формы научного знания(факт, проблема, гитпотиза, теория).

Факт проблема гипотеза теория

Основное различие м/у структурой познавательных действий и структурой научного знания в том, что в первом осн. внимание обращалось на содержание и последовательность познавательной действий. Во втором главное внимание уделяется содержанию элементов научного знания, воспроизводящих особенности строения, функионирования и развития исследуемых объектов. Данные наблюдений отражают само существование исследуемых объектов, их св-ва… Эмпирические факты основная форма эмпирического знания, выраженного в особого рода предложениях, истинность кот. опред-ся непосредственно результатами наблюдения и эксперимента. Отличаются от данных наблюдений устойчивостью содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющихся знаний. Гипотеза(научное предположение, вероятное или обоснованное фактическими знаниями, но с учетом уже известных закономерностей. Стимулирует научное исследование) теория(форма научного знания, которая содержит обобщающие конструкты и набор знаний. Теория может дополняться, конкретизироваться) Научная картина мира(форма научного знания, которая выражает особенности системной организации исследуемой реальности.


 

Феномен научной революции

В антикумулятивизме на первый план выдвинута проблема научных революций.

Антикумулятивизм – концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность. Представители: Койре, Кун, Поппер.

Научная рев-ия – это процесс коренных изменений в определённой области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительно короткое время. Эти революционные изменения связывают с построением новых фундаментальных теорий, радикально меняющих принципы объяснения исследуемых явлений; с разработкой новых научных средств и методов; с перестройкой оснований научного знания. Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно- технической сферы и в свою очередь оказывают на них мощное обратное воздействие.

 

Этические нормы науки

Наука как социальный институт – это сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений. Как социальный институт наука оформилась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших учёных одиночек в академии, а позднее – в исследовательские лаборатории.

Важной проблемой развития современной науки является соблюдение учёными этических норм научной деятельности. К ним относятся:

• установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового знания

• Запрет на плагиат

• Бескорыстность

• Отказ от прежних ошибочных результатов

• Равноправие всех членов научного сообщества в обязанности исполнять данные и ряд других этических норм и требований научной деятельности.

Особое значение имеет требование социальной ответственности за характер результатов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях.

 

Общество как система

С диалектической точки зрения, самым важным источником развития общества являются социальные противоречия. Они возникают в процессе социальной деятельности, а источником этих противоречий являются потребности людей. Потребность – объективное св-во, выражающее существенную необходимость человека в его жизнедеятельности. Потребности:1материально-экономические 2социально-политические 3духовные

Социальное развитие основано на преодоления противоречий. Политика – слово греческое и означает искусство управлять страной. Это деятельность общественных классов, партии, группировок, направленная на осуществление их интересов и целей. Потребности, цели, интересы – это источники развития на основе противоречий.

Движущие силы – объективные и субъективные факторы, совокупность которых делает возможным и ведёт к разрешению объективных противоречий между потребностями и условиями жизни людей. Ведёт к развитию общества. Формируются различные субъекты исторического процесса* группы, партии, личности, элиты. Общество мы можем рассматривать с точки зрения его устойчивости, с другой стороны с точки зрения его динамичности, изменения, развития. Эти процессы связаны и влияют др.на.др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.005 с.)