Специфика философского знания (СФЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философского знания (СФЗ)



Предмет философии

философия появляется практически одновременно в середине первого тысячелетии до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

Ф- это размышление о том, о чём знание ещё невозможно.

Ф- это как бы ничейная земля между наукой и религией.

Ф-это эпоха схваченная в мыслях.

Ф-это знание и понимание ради самого знания и понимания.

Ф-это учение о всеобщем.

Предмет философии – это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Ф- есть1я форма рационально-теоретического осмысления действительности. Ее предпочтениями является мифология, религия и традиционная мудрость. Поле философских проблем сконцентрировано вокруг вечных вопросов сформулированных Кантом: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

Вопросы философии нельзя разрешить исчерпывающе, окончательно и однозначно, потому что на каждом новом историческом этапе развития сказываются иные жизненные обстоятельства, и эти вопросы переводятся в иную плоскость и требуют уже других ответов в контексте изменившихся обстоятельств.

Специфика философского знания (СФЗ)

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

§ имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

§ однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

§ имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

§ носит предельно общий, теоретический характер;

§ содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

§ во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

§ является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

§ изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

§ имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

§ испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

§ в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

§ опирается на категории — предельно общие понятия;

§ неисчерпаемо по своей сути;

§ ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Отчасти справедливы и упрёки к философии как туманному и противоречивому знанию. Но необходимо отметить такую специфику философии, как поиск обычно в условиях недостатка знаний об исследуемой сфере. Также нельзя судить о ценности того или иного философского рассмотрения только по итогу и содержательной стороне знания.

Структура философского знания

Основные разделы Ф. как науки:

1. Онтология (учение о бытие)

2. Гносеология (теория познания)

3. Антропологическая ф. (изучение человека)

4. логика (учение о законах и формах мышления)

5. эстетика (учение о прекрасном)

6. социальная философия (учение об обществе)

7. история философии

8. этика (учение о нравственности, морали)

9. аксиологическая (ценности)

10. футурология

Основные этапы исторического развития философии

Наиболее распространенной является классификация основных этапов развития философской мысли в зависимости от способа производства, т.е. общественно-экономической формации. Также необходимо учитывать национальное своеобразие философии. Согласно этим двум принципам выделяют:

1. античная ф-я (6в. До н.э.-6в. Н.э.)

2. средневековье (5-13 н.э.)

3. ф-я возрождения (13- 16в)

4. ф-я нового времени (16-17в)

5. ф-я просвещения (18в)

6. ф-я 19 века

7. ф-я 20 века

8. ф-я 21 века (современная ф-я)

Как относительно самостоятельное духовное построение рассматривается русская философия.

Функции ф-и

1. мировоззренческая ф-я (М-система взглядов на мир и на место человека в этом мире)

2. Методологическая функция ( формулирует методологические принципы на основе определенных философских категорий)

3. Гносеологическая (познавательная)

4. Критическая ( выражается в постоянном критическом исследовании всяческих оснований культуры)

5. Аксиологическая ( включается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей)

6. Социализирующая

7. Прогностическая (прогноз тенденций развития)

8. Коммуникативная ( объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия)

Материализм и идеализм

Материализм - направление в философии, тип философского мировоззрения, согласно которому сознание производно от социальной и природной реальности.

Идеализм - направление в философии, тип философского мировоззрения, абсолютизирующее активную творческую роль сознания, духовного начала.

Основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую.

По поводу решения первой стороны этого вопроса философы разделились на два лагеря: философы идеалистического толка (дух существовал прежде природы, они же признавали и сотворение мира) и философы материалистического толка (началом считали природу).

По поводу гносеологической стороны основного вопроса философии большинство признает возможность познания бытия. Те же из философов, кто отрицает возможность истинного познания бытия, называются агностиками и скептиками.

Материализм и идеализм – противоположные философские течения. На протяжении всей истории философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций.

Диалектика и метафизика

Диалектика (греч. dialektice – вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Формы диалектики: 1)античная (гераклит, платон, аристотель); 2) немецкая (кант, гегель); 3) материалистическая (маркс, энгельс)

Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей (ядре диалектики).

Важнейшая задача диалектики как логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.

3 осн. Понятия метафизики:

1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук

2. Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

3. Определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Представляется целесообразным разграничивать метафизический способ мышления как целостное образование (возникший в XVII в.) и его отдельные стороны, элементы, которые появились по времени раньше его как целого и были тем самым его предпосылками. Так, в рамках стихийно-диалектической древнегреческой философии элементами метафизического способа мышления выступали раздувание софистами изменчивости вещей вплоть до полного релятивизма, абсолютизация элеатами неизменности всего сущего и т.п. Сущность, характерная черта метафизики как философского метода мышления – односторонность, абсолютизация какой-то одной (безразлично, какой именно) стороны живого процесса познания, или шире – любого элемента целого.

Философия марксизма.

Карл Маркс (1818-1883) – один из величайших экономистов, социологов и философов XIX в. В области философии Маркс считал себя учеником Гегеля. Его философия стала значительным шагом в развитии европейской мысли. В ряде своих работ («Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Капитал» и др.) Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он говорил о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное – не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектического материализма. В общественном производстве люди независимо от своей воли, по необходимости вступают в производственные отношения, которые образуют «базис» общества. В их основе лежит отношение к собственности на средства производства. Базисные отношения влияют на «надстройку», которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот. В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание. Главным вкладом, который внёс Карл Маркс в развитие философии, считается научный анализ социальной структуры современного ему капиталистического общества. К. Маркс и его друг, единомышленник Фридрих Энгельс (1820 – 1895) рассматривали общество как качественно отличную от природы часть мира. Подчеркивали приоритетную роль экономического фактора в развитии общества и создали учение об общественно-экономической формации как единице измерения общественного развития. Разработки Маркса легли в основу доктрины «Научного коммунизма», являвшейся в нашей стране практикой переустройства общества. Маркс и Энгельс указывали на ведущую роль интересов больших социальных групп (классов, наций) в практике и теории классовой борьбы и создали учение о диктатуре пролетариата. Маркс является автором ряда научных понятий и разработок. По его мнению, человечество при переходе к производящей экономике (земледелие и скотоводство) получило прибавочный продукт, который начали аккумулировать у себя господствующие классы. Для политического господства класс узурпаторов создаёт государство, силовые институты (армию, полицию), привлекает право и идеологию (религию) в поддержку существующего порядка. Трудящиеся массы рассматриваются в качестве движущей силы социального прогресса, так как социальные перемены выгодны только угнетённым классам. Качественные уровни развития общества, «формации», характеризуют способ соединения между собой людей для реализации производственных отношений (производство средств существования и собственно людей). Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то меняется и надстройка общества. Совокупность конкретно-исторических отношений базиса и надстройки называется «общественно-экономической формацей». Общественно-исторические формации по Марксу: первобытнообщинный строй (доклассовое общество), рабство (классовое общество), феодализм (классовое общество), капитализм (классовое общество), коммунизм (последняя, неклассовая формация). В самом общем виде в концепции Маркса три формации: доклассовая, классовая и бесклассовая. Общество закономерно и естественно двигается к последней бесклассовой формации, т.е. к коммунизму. Это движение сложно, противоречиво, но в конечном счете неизбежно. Экономические отношения на последней фазе подчинены социальным (отсюда – социализм). В обществе будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, эксплуатироваться будет труд машин, человек будет только управлять сложным автоматическим производством и большую часть своего времени потратит на свое духовное и телесное самосовершенствование. Общее социально-культурное развитие человечества на фоне чрезвычайно развитой материально-технической базы, изобилие продуктов и доступность услуг искоренит негативные проявления общества: насилие, воровство и пр. Однако механизмом смены общественно-экономических формаций является социальная революция, включающая насилие. Но всё-таки определяющим в социальной революции являются не массовые убийства, как постоянно говорится сейчас, а качественная смена социальных отношений на всех уровнях. Так, Маркс считал, что в современной ему Англии созрели условия для бескровной трансформации общества, а если революция произойдёт в России, то она приведёт к крови. В конечном счете, полагал Маркс, изменится вся социальная реальность, начнется «подлинная история», изменится человек. Государство, понимаемое Марксом как аппарат насилия, отомрет, ненужными окажутся ранее существовавшие формы семейных отношений, появится всемирный язык, сам человек станет «универсальным в своей деятельности и гармонично развитым». Марксизм оказался чрезвычайно сильной идеологией, оказавшей значительное влияние на судьбы мира. В XX веке произошёл ряд социалистических революций, самая успешная – в нашей стране.

19. Неклассическая философия XIX века.

1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:

• "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

закон бытия — для пространства и времени;

закон причинности — для материального мира;

закон логического основания — для познания;

закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья.

4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни".

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни";

• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".

Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:

• целостность;

• наличие многообразного духовного начала;

• неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях. Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

21. Классическая и неклассическая философия: основные идеи и принципы.

 

Природа и сущность человека

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что, в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет о названных формах человеческого поведения, соответствующие термины употребляются метафорически.

26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи.

Пространство и время – формы бытия материи. Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия «время» характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить непрерывность взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени – предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Наука и диалектический материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснованием собственной устойчивости и бесконечной воспроизводимости.

29. Происхождение человека и уникальность его бытия.

И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?

В трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной в марксистской литературе, главным фактором формирования человеческого сознания является целенаправленный труд. Использование орудий труда и их совершенствование является главным отличием человека от животных. Осуществление трудовой деятельности стало возможно благодаря переходу отдельных видов обезьян к прямохождению, передние конечности освободились, и стала развиваться кисть руки. В то же время существует много неясных моментов – например, таких, как антропный принцип. В соответствии с антропным принципом Вселенная содержит такой точный набор констант, которые приводят на определенной стадии к появлению человека. Можно сказать, она «запрограммирована» на человека.

В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет. Человек, обращал внимание Тейяр де Шарден, – самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет значит построить его» (Спиноза), «понять значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания.

 

 

Общество и личность

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего, особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

Сознание и язык

Сознание и язык неразрывно связаны. Благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим и для других людей. Только человек обладает способностью сообщать содержание своего сознания во вне, объективировать его. Процесс объективации содержания состояний онтологического пласта сознания совершается не только в вербальном (словесном) языке, но и в языке символов, предметов культуры, мимики и т.д. Русский философ А. Ф. Лосев, проанализировав семь исторически существующих строев языка, показал, что в самом древнем из них, который он назвал инкорпорированным, не существовало четкой выделенности Я из мира, а вещи не рассматривались как нечто противоположное Я. То есть язык зафиксировал реальное положение дел: отсутствие четкой оппозиции Я-не Я. Мир вещей выступал для еле-еле выделенного Я как «какое-то бушующее море чудес, в котором нельзя сыскать никаких начал и концов».

А. Ф. Лосев фиксирует, что полный прорыв к рассмотрению мира вещей в качестве автономного, внешнего, объективного, противостоящего Я произошел в той исторической точке человеческой истории, где появился номинативный строй языка.

Действующее лицо приобретает статус Я только в номинативных языках, каковыми являются европейские современные языки. Номинативный язык приспособлен для передачи в основном информации о свойствах и закономерностях предметов и процессов объективного мира, для интеллектуально-рационального отношения к нему. В таком языке мало слов, выражающих мотивационно-эмоциональное содержание.

Способность людей к общению символами-словами является высшим достижением умственной деятельности человека. Язык – это чисто человеческое качество, прямо связанное с мышлением, развитием общественно-трудовых отношений людей. Он воочию демонстрирует нам правоту утверждения Гегеля: различие субъекта от объекта имеет границу.

 

Сознание и бессознательное

С Декарта и Канта философия была уверена в том, что прогресс знания, познания зависит от дальнейшего углубления анализа разума, главной способности сознания. При этом предполагалось, что разумная способность суждения не детерминирована никакими внешними обстоятельствами, а содержание суждения всегда может быть прояснено с помощью самого же разума. Можно сказать и по-другому: предполагалось, что содержание сознания прозрачно для себя, в его опыте представлены все влияния, потребности и интересы обладающего сознанием человека. В классической парадигме сознания господствовало убеждение, что человек говорит правду, если говорит то, что знает.

Но уже Спиноза и Маркс обнаружили, что идет скрытая по отношению к самому сознанию его детерминация. Скрытая в том смысле, что сознание не знает об этой детерминации, ибо она не представлена в его опыте. Если бессознательное существует, то ошибочно считать, что то, что говорит человек, всегда правда, если он говорит то, что знает. Мыслитель XX в. Э. Фромм так выразил эту мысль: «Большая часть того, что реально внутри нас, не осознается, а большая часть того, что осознается, нереально».

Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач Фрейд. Сведениями о том, что происходит в душевной жизни бессознательно. В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила – бессознательное или, как он его называл, Оно. Этой силой управляет и ее распределяет либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть) – гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений.

Открыв в структуре духовного опыта человека три уровня: Сверх-Я (отеческие догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), Оно (бессознательное, инстинкты), Я (сознание) – Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальными уловками творить природу человека, подправлять и изменять ее. Оно по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает.

В анализе бессознательного К. Юнг пошел дальше 3. Фрейда, хотя основные его идеи о том, что структура и физиология мозга не дают никакого объяснения сознательным процессам, что человек не творит психику по своему произволу, он принял. Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представляющем собой властвование объективных первородных состояний психики, которые он назвал архетипами (греч. arche - начало, typos - образ) – прообраз, первичная форма, образец. Юнг понимал под архетипами изначальные, врожденные психические структуры, которые присутствуют в коллективном (а не только личном) бессознательном и формируют активность воображения людей. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, определяют содержание мифов и верований,

проявляются в сновидениях и т.д. Архетипы – это система врожденных программ поведения, типических реакций и установок, залегающих в глубинах психической жизни всего человеческого рода.

 

 

Познание.

Познание, душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений. Основные вопросы теории П. (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П. абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы П. в свойствах наших психич. способностей (Кант); 3) реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм (источником П. является сверхчувственное общение с божеством); 5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума, Беркли, Юм, Фихте; имманентная философия); 6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе); 7) позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др.

45)Истина - это объективное содержание сознания, адекватное отражение предметов и явлений действительности. С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоят



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.089 с.)