Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи философии Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Ренессанс», или «Возрождение» — важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности. Идет переосмысление христианской традиции, появляются ревнители христианства, такие, как монах Савонарола, резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Возникает протестантизм. Поэтому связывать эпоху Возрождения только с античным наследием неверно. Духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель, де Монтень и другие. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – прежде всего природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии, так называемая «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно все проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы. Натурфилософия. В эпоху Возрождения философия вновь возвращается к изучению природы, что обусловлено развитием производства и науки. Но это не возврат к космологизму эпохи «досократиков» (античная философия). Натурфилософия Возрождения опирается на средневековую традицию, в центре внимания проблема соотношения Бога и мира. Однако решение данной проблемы утрачивает откровенно теистический характер и приобретает форму пантеизма. В средневековье схоластическая учёность предполагала обязательное обращение к Библии, как слову Бога. Считалось, что это высшее знание и из Библии путем интерпретации (экзегезы) текста, а также умозаключений логики Аристотеля можно получить ответы на самые главные для человека вопросы. Если же что-то узнать было нельзя, то, значит, и знать это не надо. Распространяется точка зрения, что раз и Библия и природа – это творение Божие, то изучать Бога можно и через изучение природы. В то же время происходит обращение к другим древним источникам (ретроспективность). Это книги Гермеса Трисмегиста, пособия по магии. Расцветают практики на стыке науки и магии – алхимия, астрология и т.п. Крупнейшими представителями натурфилософии являются Н. Кузанский, Д. Бруно, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Г. Галилей. Г. Галилей и Левенгук приспосабливают технические новинки эпохи в качестве инструментов науки. Таким образом закладываются основы опытного естествознания. Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения, присущие их учениям: натурфилософия носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с природой. Натурфилософы отрицали откровение как метод познания, настаивали на привлечении естественных наук для познания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых технических средств освоения действительности. Средневековая философия основные принципы и идеи На ф.средневековья 2точки зрения: -нигилистический(марксизм) –ф. не существует, светской проблематики нет. -позитивный(Гегель)- это необходимый этап в развитиии человека. Хронология: 1-8 век патристика; 9-14-схоластика Патристика- разработка обоснования христианского вероучения и защитой его от ериси. Схоластика- Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. 1. Христ.учение явилось источником появления нового типа мировоззрения осн. на теоцентризме. 2. Библия 3. Ф-я поздней античности Основные принципы: 1. Теоцентризм 2. Креационизм (догма, творение мира из ничего) 3. Супранатурализм (вера в сверхъестественное) 4. Символизм 5. Принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения 6. Принцип откровения Основные проблемы: 1. Проблема доказательства бытия бога 2. Проблема соотношения веры и знания 3. Проблема универсалий Специфика философии Нового времени. Философия Нового времени охватывает период XVI- XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, появляется необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями – «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверхзначимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза). В любом случае торжествуют рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. «Всерасчленяющий» и «всеанатомирующий» анализ (Ф. Энгельс), давший большой эффект (прежде всего в механике и математике), провозглашается основой научного знания. Такое направление в современной методологии обычно называют «механицизм» и «метафизичность». В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок: · - полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс); · - выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон); · - развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод "чистого" разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.008 с.) |