Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Проблема рациональности социального и гуманитарного познания. Понимание и интерпретацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема рациональности и истинности социально-гуманитарного познания в «философии жизни» и феноменологии. 2. Герменевтика как метод «наук о духе». Переживание, понимание, интерпретация. Понимание и объяснение. 3. Значение идей М. Хайдеггера о предпонимании и герменевтическом круге для социально-гуманитарного знания. 4. Э. Гуссерль о кризисе наук и европейской культуры. Критика объективизма новоевропейской науки и истинный смысл рациональности. 5. Проблема социальной реальности и рациональности социального познания в феноменологической социологии, «социологии повседневности», социологии знания, этнометодологии. Повседневность и рациональность.
Тема 4. Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в современной философии, социальных и гуманитарных науках 1. Коммуникативная природа социального и гуманитарного знания. «Лингвистический поворот» в социально-гуманитарном познании XX в. 2. Философский структурализм: культура как текст. Означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история. 3. Тема языка в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и философской герменевтике Х.-Г. Гадамера. Языковая устроенность человеческого «опыта мира». 4. Постмодернизм: реальность как текст. Размыкание структуры в контекст. Деконструкция как исследовательская стратегия. 5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
Тема 5. Основные тенденции в сфере современного социального и гуманитарного познания. Значение этического дискурса 1. Дисциплинарная структура современного социального и гуманитарного знания, тенденции ее изменения. 2. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Значение гуманистической традиции для гуманитарного знания. 3. Различие этического и социологического дискурсов, «этического человека» и «актора». Возвращение этического дискурса в современное социальное познание. Этические концепции П. Рикера, Ю. Хабермаса. 4. Особенности позиции ученого в сфере социальных и гуманитарных исследований. Тенденция к интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
IV. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Вопросы к кандидатскому экзамену составлены и сгруппированы следующим образом: по первому разделу «Общие проблемы философии науки» – 30 вопросов, обязательных для всех аспирантов и соискателей; по второму разделу (трем подразделам) – по 10 вопросов в зависимости от областей знания, по которым проводится диссертационное исследование. Таким образом, в соответствии с программой курса экзамен сдается по блокам из 40 вопросов, относящихся к соответствующей области знания (естественные, технические и социально-гуманитарные науки; первый, второй и третий потоки соответственно).
Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей
1. Предмет и основные проблемы философии науки. Теоретичность и рациональность как характеристики научного знания. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре. 2. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания. 3. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира». 4. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии (К. Поппер, И. Лакатос и др.). 5. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда. 6. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания. 7. Донаучные типы познания. Особенности мифологического мировосприятия. «Осевое время» культуры (К. Ясперс). Значение и смысл историко-философского анализа истоков науки и ее становления в «послеосевое» время. 8. Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности. 9. От мифа к логосу: становление теоретического знания. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности теоретико-концептуального мышления античности. Античная математика, роль метафизики, понимание законов природы и общества. 10. Философия и наука. Особенности предметов их исследования, историческая взаимосвязь и «теоретическое родство» в современности. Пограничность и рефлексивность философского знания. 11. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Характер влияния христианства на образ современной науки (особенность картины мира, историзма, теории познания, антропологии). 12. Научная революция конца XVI–XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания. 13. Наука как деятельность по получению нового знания, проблема получения и обоснования последнего. Две базисные стратегии получения научных знаний и разработка основных методов научного познания (Ф. Бэкон, 14. «Трансцендентальный идеализм» И. Канта как методологическая установка. Смысл антропологического поворота («коперниканского переворота») в анализе теоретического знания, современное значение антропологического подхода для науки. 15. Наука в контексте культурного и цивилизационного развития человечества. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Инновационный характер научной деятельности. Природа технологии и технологизация образа жизни западной цивилизации. 16. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского. 17. Знание в символическом мире культуры, специфика науки как знания, дискуссии об его онтологическом статусе. Идеальность знания (образов, понятий, абстракций науки) как способ его бытия в культуре. 18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения (коммуникаций) в их формировании и функционировании. 19. Структура эмпирического знания. Особенности эксперимента и наблюдения в науке. Роль измерения и функции прибора. Проблема теоретической нагруженности фактов науки и ограниченные возможности индукции. 20. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис. 21. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Специфика научных текстов. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании. 22. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. Социокультурные функции науки. 23. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований. 24. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития. 25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности. 26. Рациональность как ценность культуры, особенности ее классического идеала. Классический и неклассический образы научной рациональности в ХХ веке, антропная гипотеза в современном естествознании. 27. Объект и субъект познания. Проблема истины в науке. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Классическая и неклассические концепции научной истины. 28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью. 29. Современное научное развитие в свете глобальных проблем человечества. Причины кризиса классического идеала рациональности, отчуждение как проблема философии науки. 30. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании научного сообщества. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.
Экзаменационные вопросы раздела 2.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.009 с.) |