Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы физики и естественных наук

Поиск

1. Физика как фундамент естествознания: онтологические, эпистемологические и методические основания.

2. Понятие физической картины мира. Исторические формы физической картины мира: механическая, электродинамическая, квантово-релятивисткая.

3. Современная научная картина мира. Роль принципов системности, детерминизма, развития.

4. Принципы инвариантности, соответствия, дополнительности, наблюдаемости как методологические регулятивы современного естествознания.

5. Проблема объективности научного познания в квантовой физике и космологии. Онтологический статус виртуальных частиц и квазичастиц.

6. Проблема пространства и времени в современном естествознании. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

7. Принцип детерминизма и его роль в естественнонаучном познании. Дилемма «детерминизм – индетерминизм» в современной философии науки.

8. Принцип развития в современной научной картине мира. Концепции универсального эволюционизма и коэволюции.

9. Концепция самоорганизации в современном естествознании. Становление синергетической картины мира.

10. Антропный принцип в космологии и проблема целесообразности. Космизм и антропоцентризм: современные мировоззренческие дискуссии.

Экзаменационные вопросы раздела 2.2

Философские проблемы техники и технических наук

 

1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники.

2. Инженерная философия техники.

3. Гуманитарная философия техники.

4. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития.

5. Техника как система средств деятельности и ее структура. Техническая среда и техническая реальность.

6. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии.

7. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности.

8. Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания.

9. Техногенная цивилизация и глобальные кризисы. Социально-философский и ценностно-нормативный подходы в интерпретации техники. Этические проблемы философии техники и проблема ответственности в инженерно-технической деятельности.

10. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники.

 

Экзаменационные вопросы раздела 2.3

Философские проблемы социальных и гуманитарных наук

1. Генезис гуманитарного и социального знания в культуре античности и средневековья.

2. Концепция человека в новоевропейской философии как предельное основание социально-гуманитарного знания.

3. Формирование современной системы социальных и гуманитарных наук.

4. Специфика субъекта и объекта социального и гуманитарного познания. Тенденция к преодолению субъект-объектного дуализма.

5. Ценностный характер социально-гуманитарного познания. Вопрос о природе ценностей: основные подходы.

6. Понятие жизни в социально-гуманитарном познании. Проблема рациональности социально-гуманитарного познания.

7. Герменевтика как метод «наук о духе». Понимание и интерпретация, понимание и объяснение.

8. Коммуникативная природа социального и гуманитарного знания. «Возвращение» языка в поле гуманитарного и социального познания
в XIX веке.

9. Тема языка в современной философии и социально-гуманитарном знании.

10. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Возвращение этического дискурса в современное социальное познание.

V. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Исторические модели понимания научного знания как системы.

2. Проблема периодизации истории науки.

3. Становление науки как формы духовного производства и как социального института.

4. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм в их исторической динамике.

5. Классификация наук: история проблемы.

6. Знание и его исторические формы.

7. Картина мира древности. Миф и знание.

8. Алхимия как прародитель современной химии: взгляд в прошлое.

9. Научная и религиозная картины мира в их историческом развитии.

10. Натурфилософия и естествознание в их исторической ретроспективе.

11. Из истории науки: классическое естествознание и его методология.

12. Позитивистская традиция в философии науки

13. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

14. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

15. Научная революция и концепция смены парадигм Т. Куна.

16. Методология научно-исследовательских программ и метод рациональной реконструкции истории науки в концепции И. Лакатоса.

17. Теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда.

18. Революция в естествознании конца XIX – начала XX веков и становление идей и методов неклассической науки.

19. Неопозитивистские версии развития научного знания.

20. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии.

21. Культурно-исторические типы рациональности и классический идеал научной рациональности.

22. История представлений о природе научной истины.

23. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность).

24. Особенности эмпирического исследования: история и современные проблемы.

25. Специфика теоретического познания и его исторические формы.

26. Структура и функции научной теории. Исторические изменения в понимании социокультурных функций науки.

27. Наука и техника: исторические этапы их взаимосвязи.

28. История дискуссии об определении категории «материя».

29. Неопределенность мира и мир неопределенности в истории науки.

30. История становления синергетики как нового этапа развития науки.

31. Понятие «порядок и хаос»: история и современные научные трактовки.

32. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании.

33. Эволюция внутринаучных типов: классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

34. Учение о само­организации материи И. Пригожина.

35. Синергетическая концепция Г. Хакена.

36. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.).

37. Гуманитарная философия техники (Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Ж. Эллюль, К. Ясперс и др.).

38. Религиозная версия в истории философии техники.

39. Техника и технология как социально-исторические явления.

40. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта.

41. Потенциализм как новая ступень в истории научно-технической цивилизации и проблема виртуальной реальности.

42. Изменение роли науки в обществе ХХI века: прогнозирование основных проблем развития науки в социокультурном контексте.

43. Эпистемология, история и социология знания: традиционное и современное понимание соотношения.

44. Исторические варианты осмысления языка в философии ХХ века.

45. Исторические этапы формирования идеалов опытного и математизированного знания.

46. Историко-философские аспекты математического моделирования.

47. Становление математики как науки: историко-философский анализ проблемы.

48. История развития представлений о явлениях дифракции.

49. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга: проблемы объективности физического знания.

50. Проблемы управления и организации труда в историко-философской ретроспективе.

51. История развития электрификации в России с точки зрения философии науки.

52. История развития балансировочной техники с точки зрения философии науки.

53. История развития реактивного оружия с точки зрения философии науки.

54. История развития средств связи с ограниченным доступом.

55. Историко-философские аспекты развития теории эфира.

56. Компьютерная графика как средство представления абстрактных данных в понятном для человека виде.

57. Аэродинамика в исторической ретроспективе.

58. Исторические этапы развития атомной энергетики России.

59. История развития идей эволюционизма и современное состояние проблемы.

60. Базы данных информационно-управляющих систем как социально-историческое явление.

Примечание 1 Аспиранты и соискатели могут выбрать любую тему реферата, не указанную в вышеприведенном перечне. Для этого необходимо предварительно согласовать избранную тему с преподавателем кафедры философии.

Примечание 2 Часть рефератов по согласованию с кафедрой Истории науки и техники могут выполняться на этой кафедре. Соответствующая тематика рефератов в данном издании не приводится. Темы рефератов выбираются преподавателями этой кафедры в соответствии с обзорными лекциями по Истории отраслей науки и утверждаются на кафедре философии.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

 

Написание реферата является обязательным для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Важное значение в подготовке реферата имеет выбор темы исследования, которая должна удовлетворять двум требованиям: с одной стороны, она должна определяться сферой научных интересов аспиранта (соискателя), а с другой стороны – соответствовать программе изучаемого курса. Тема реферата является исторической и формируется в результате консультации аспиранта (соискателя) со своим научным руководителем и с руководителем практических занятий по философии науки или (дополнительно) с закрепленным преподавателем кафедры истории науки и техники. Окончательное утверждение темы реферата по истории и философии науки (техники) оформляется распоряжением так, как показано в образце. Все рефераты регистрируются на кафедре философии.

 

 

Образец

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.011 с.)