Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские проблемы физики и естественных наукСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Физика как фундамент естествознания: онтологические, эпистемологические и методические основания. 2. Понятие физической картины мира. Исторические формы физической картины мира: механическая, электродинамическая, квантово-релятивисткая. 3. Современная научная картина мира. Роль принципов системности, детерминизма, развития. 4. Принципы инвариантности, соответствия, дополнительности, наблюдаемости как методологические регулятивы современного естествознания. 5. Проблема объективности научного познания в квантовой физике и космологии. Онтологический статус виртуальных частиц и квазичастиц. 6. Проблема пространства и времени в современном естествознании. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. 7. Принцип детерминизма и его роль в естественнонаучном познании. Дилемма «детерминизм – индетерминизм» в современной философии науки. 8. Принцип развития в современной научной картине мира. Концепции универсального эволюционизма и коэволюции. 9. Концепция самоорганизации в современном естествознании. Становление синергетической картины мира. 10. Антропный принцип в космологии и проблема целесообразности. Космизм и антропоцентризм: современные мировоззренческие дискуссии. Экзаменационные вопросы раздела 2.2 Философские проблемы техники и технических наук
1. Философия техники как область философского знания. Предмет философии техники. 2. Инженерная философия техники. 3. Гуманитарная философия техники. 4. Происхождение и эволюция техники в культуре. Основные концепции перспектив научно-технического развития. 5. Техника как система средств деятельности и ее структура. Техническая среда и техническая реальность. 6. Формирование и структура технических наук. Понятие и сущность технологии. 7. Основные исторические этапы взаимоотношения науки и техники. Научно-техническое развитие и его закономерности. 8. Инженерная деятельность как синтез теоретико-исследовательской и технической деятельности. Соотношение естественнонаучного и технического знания. 9. Техногенная цивилизация и глобальные кризисы. Социально-философский и ценностно-нормативный подходы в интерпретации техники. Этические проблемы философии техники и проблема ответственности в инженерно-технической деятельности. 10. Проблема создания искусственного интеллекта. Виртуальная реальность как проблема философии техники.
Экзаменационные вопросы раздела 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук 1. Генезис гуманитарного и социального знания в культуре античности и средневековья. 2. Концепция человека в новоевропейской философии как предельное основание социально-гуманитарного знания. 3. Формирование современной системы социальных и гуманитарных наук. 4. Специфика субъекта и объекта социального и гуманитарного познания. Тенденция к преодолению субъект-объектного дуализма. 5. Ценностный характер социально-гуманитарного познания. Вопрос о природе ценностей: основные подходы. 6. Понятие жизни в социально-гуманитарном познании. Проблема рациональности социально-гуманитарного познания. 7. Герменевтика как метод «наук о духе». Понимание и интерпретация, понимание и объяснение. 8. Коммуникативная природа социального и гуманитарного знания. «Возвращение» языка в поле гуманитарного и социального познания 9. Тема языка в современной философии и социально-гуманитарном знании. 10. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Возвращение этического дискурса в современное социальное познание. V. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Исторические модели понимания научного знания как системы. 2. Проблема периодизации истории науки. 3. Становление науки как формы духовного производства и как социального института. 4. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм в их исторической динамике. 5. Классификация наук: история проблемы. 6. Знание и его исторические формы. 7. Картина мира древности. Миф и знание. 8. Алхимия как прародитель современной химии: взгляд в прошлое. 9. Научная и религиозная картины мира в их историческом развитии. 10. Натурфилософия и естествознание в их исторической ретроспективе. 11. Из истории науки: классическое естествознание и его методология. 12. Позитивистская традиция в философии науки 13. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 14. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера. 15. Научная революция и концепция смены парадигм Т. Куна. 16. Методология научно-исследовательских программ и метод рациональной реконструкции истории науки в концепции И. Лакатоса. 17. Теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда. 18. Революция в естествознании конца XIX – начала XX веков и становление идей и методов неклассической науки. 19. Неопозитивистские версии развития научного знания. 20. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии. 21. Культурно-исторические типы рациональности и классический идеал научной рациональности. 22. История представлений о природе научной истины. 23. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность). 24. Особенности эмпирического исследования: история и современные проблемы. 25. Специфика теоретического познания и его исторические формы. 26. Структура и функции научной теории. Исторические изменения в понимании социокультурных функций науки. 27. Наука и техника: исторические этапы их взаимосвязи. 28. История дискуссии об определении категории «материя». 29. Неопределенность мира и мир неопределенности в истории науки. 30. История становления синергетики как нового этапа развития науки. 31. Понятие «порядок и хаос»: история и современные научные трактовки. 32. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании. 33. Эволюция внутринаучных типов: классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира. 34. Учение о самоорганизации материи И. Пригожина. 35. Синергетическая концепция Г. Хакена. 36. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.). 37. Гуманитарная философия техники (Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Ж. Эллюль, К. Ясперс и др.). 38. Религиозная версия в истории философии техники. 39. Техника и технология как социально-исторические явления. 40. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта. 41. Потенциализм как новая ступень в истории научно-технической цивилизации и проблема виртуальной реальности. 42. Изменение роли науки в обществе ХХI века: прогнозирование основных проблем развития науки в социокультурном контексте. 43. Эпистемология, история и социология знания: традиционное и современное понимание соотношения. 44. Исторические варианты осмысления языка в философии ХХ века. 45. Исторические этапы формирования идеалов опытного и математизированного знания. 46. Историко-философские аспекты математического моделирования. 47. Становление математики как науки: историко-философский анализ проблемы. 48. История развития представлений о явлениях дифракции. 49. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга: проблемы объективности физического знания. 50. Проблемы управления и организации труда в историко-философской ретроспективе. 51. История развития электрификации в России с точки зрения философии науки. 52. История развития балансировочной техники с точки зрения философии науки. 53. История развития реактивного оружия с точки зрения философии науки. 54. История развития средств связи с ограниченным доступом. 55. Историко-философские аспекты развития теории эфира. 56. Компьютерная графика как средство представления абстрактных данных в понятном для человека виде. 57. Аэродинамика в исторической ретроспективе. 58. Исторические этапы развития атомной энергетики России. 59. История развития идей эволюционизма и современное состояние проблемы. 60. Базы данных информационно-управляющих систем как социально-историческое явление. Примечание 1 Аспиранты и соискатели могут выбрать любую тему реферата, не указанную в вышеприведенном перечне. Для этого необходимо предварительно согласовать избранную тему с преподавателем кафедры философии. Примечание 2 Часть рефератов по согласованию с кафедрой Истории науки и техники могут выполняться на этой кафедре. Соответствующая тематика рефератов в данном издании не приводится. Темы рефератов выбираются преподавателями этой кафедры в соответствии с обзорными лекциями по Истории отраслей науки и утверждаются на кафедре философии. VI. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Написание реферата является обязательным для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Важное значение в подготовке реферата имеет выбор темы исследования, которая должна удовлетворять двум требованиям: с одной стороны, она должна определяться сферой научных интересов аспиранта (соискателя), а с другой стороны – соответствовать программе изучаемого курса. Тема реферата является исторической и формируется в результате консультации аспиранта (соискателя) со своим научным руководителем и с руководителем практических занятий по философии науки или (дополнительно) с закрепленным преподавателем кафедры истории науки и техники. Окончательное утверждение темы реферата по истории и философии науки (техники) оформляется распоряжением так, как показано в образце. Все рефераты регистрируются на кафедре философии.
Образец
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.42.234 (0.01 с.) |