Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кандидатского экзамена по курсу

Поиск

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Методические рекомендации для аспирантов и соискателей

 

 

Екатеринбург-2007

Программа составлена в соответствии с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований, одобренным президиумом Высшей аттестационной комиссии и утвержденной приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 № 697.

 

Рекомендована межвузовским центром по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии 07.02.2007 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой В.И. Кашперский

Одобрена Методической комиссией Факультета Гуманитарного образования протокол №2 от 14.02.07

Председатель Методической комиссии Н.П. Коновалова

 

Утверждена решением Ученого совета факультета гуманитарного образования от 28.02. 2007 г., протокол № 7.

 

Ученый секретарь Ученого совета ФГО И.В. Петухова

 

Председатель Методического

Совета УГТУ-УПИ И.Н. Огородников

 

 

Программу составили: Кашперский В.И.

Селезнев В.М.

Кузубова Т.С.

Прытков В.П.

Фокин Н.П.

Дороненко О.Е.

Петько А.А.

Коновалова Н.П.

© ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет – УПИ». 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

I. Разделы дисциплины и виды учебной работы……………………..……………5

II. Содержание программы курса…………………………………………………...7

Раздел 1. Общие проблемы философии науки…………….…………………..7

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………12

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук………….14

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…...15

III. Темы семинарских занятий……………………………………………………19

Раздел 1. Общие проблемы философии науки……………………………….19

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………22

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук…………25

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…..26

IV. Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену………….28

V. Примерные темы рефератов……………………………………………………32

VI. Требования к написанию и оформлению реферата…………..…………...…34

VII. Литература………………………………………..……………………………37

Введение

В подготовке кадров высшей квалификации – кандидатов наук возрастает значимость философского осмысления процессов научно-технического развития современного общества, перспектив этого развития. Вопреки распространенному мнению, творцы науки будущего, создатели новой техники отнюдь не ограничены рамками «своего дела», научной школы или конкретного производства. С сожалением приходится констатировать, что с масштабным процессом научно-технических инноваций сопряжен процесс нарастания не менее масштабного культурно-исторического кризиса. Научная рефлексия в ХХ веке обрела статус самоосуществления, ибо наука превратилась в непосредственную производительную силу. Научные дискурсы не остаются на уровне безобидного теоретизирования, они воплощаются и присутствуют в окружающей нас действительности в качестве технологий и «застывших» результатов деятельности, начиная от производственных технологий и вплоть до социальных и политических, примером которых могут служить современные выборы органов власти или программы экономического развития государств. Подобно тому, как спроектированные разумом научно-технические идеи застывают на отведенное время в изделии, становятся частью нашего мира вплоть до домашнего обихода, и социальные технологии застывают в формах собственности, социальных структурах народов, составах законодательных органов и правительств. Тем самым рациональность, и в особенности научная рациональность своим содержанием наполняет наше бытие не только теоретически, но и практически: земное существование человека оказывается зеркалом его собственных черт и качеств, инобытием мышления. Ее обострение обусловлено новыми масштабами влияния человека на среду собственного обитания, прежде всего на природу: до XIX столетия влияние человека на природное окружение было несопоставимо с естественными изменениями, теперь же ситуация изменилась кардинальным образом. Многочисленные кризисы современного мира заставляют гораздо внимательнее отнестись к проблематике разума человека, рациональных форм познания и деятельности, философской антропологии как анализу качеств современных людей, задающих характер и содержание проектов деятельности – от моделей и картин мира в науке до технологических и социокультурных прогнозов будущего. Ведь эти проекты воплощаются в действительность. Выражая объективные потенции природы, они обретают ту форму существования, которую задают люди.

Цель преподавания данного курса мы видим не только в том, чтобы ввести аспирантов и соискателей в духовную атмосферу современности, но также и в том, чтобы заложить прочный фундамент для их самостоятельной мировоззренческой работы. Философское образование предполагает выход на широкое поле культурного синтеза и осознание проблем и интересов своего времени в качестве звена общегуманитарной традиции.

В соответствии с поставленной целью, задачи курса включают:

- исследование условий и возможности возникновения науки и научного мышления;

- раскрытие этого процесса как процесса нарастающей рационализации деятельности людей, начиная с так называемого «осевого времени» и включая этапы христианизации и сайентификации европейской культуры;

- выявление оснований всемирно-исторической экспансии критериев и норм рациональности в жизни современного человечества;

- анализ рационально-теоретических истоков и последствий господства в аксиологической сфере человеческой жизни, в самосознании этической проблематики, влияния кризиса классической этики на науку и весь современный мир с его идеалами гуманизма и свободы;

- демонстрация базисной роли философской антропологии как условия понимания преимуществ и изъянов рационального осмысления мироотношения, а также как резервуара возможностей для поиска новых решений в области экологии, глобальных проблем и искомого образа науки будущего.

 

I. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Количество часов
Лек-ции Семи-нары Самостояте-льная работа Всего
  Раздел 1 Общие проблемы философии науки        
  Предмет и основные концепции философии науки        
  Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития        
  Знание и наука в культуре современной цивилизации. Научное и вненаучное знание        
  Научное знание как система: структура, уровни, основания        
  Динамика науки: порождение и обоснование нового знания. Эпистемология, основные концепции научной истины        
  Традиции и новация в науке. Научные революции и их воздействие на культуру. Роль философского знания в перестройке оснований науки                        
    Особенности современного этапа развития науки. Наука и техника. Этика науки. Перспективы научно-технического развития                
  Наука как социальный институт        
  Итого        
  Раздел 2 Философские проблемы областей научного знания        
  2.1 Философские проблемы физики и естественных наук        
  Физика в системе культуры      
  Онтологические проблемы физики. Понятие физической картины мира (ФКМ)        
  Проблемы пространства и времени: онтогносеологические аспекты        
  Проблемы детерминизма в современной ФКМ        
  Проблемы объективности и истинности физического познания        
  Синергетическая картина мира    
  Философские проблемы других естественно-научных дисциплин. Философские проблемы математики        
  Итого          
  2.2 Философские проблемы техники и технических наук        
  Философия техники и методология технических наук        
  Техника как предмет исследования естествознания        
  Ин­же­нер­ная дея­тель­ность как разновидность тех­ни­че­ской дея­тель­но­сти        
  Социальная оценка техники как прикладная философия техники        
  Итого        
  2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук        
  Генезис гуманитарного и социального знания в истории европейской культуры. Формирование современной системы социальных наук и гуманитарного знания        
  Специфика субъекта и объекта социального и гуманитарного познания. Ценностный характер социально-гуманитарного знания        
  Проблема рациональности социального и гуманитарного познания. Понимание и интерпретация        
  Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в современной философии, социальных и гуманитарных науках        
  Основные тенденции в сфере современного социального и гуманитарного познания. Значение этического дискурса        
  Итого          

 

Объем дисциплины и виды учебной работы*

Вид учебной работы Всего часов Сроки подготовки
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия   ноябрь – апрель
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Реферат 2 ч./чел.  
Индивидуальное консультирование 3 ч./чел.  
Вид итогового контроля Экзамен Май

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Раздел 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

IV. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Вопросы к кандидатскому экзамену составлены и сгруппированы следующим образом: по первому разделу «Общие проблемы философии науки» – 30 вопросов, обязательных для всех аспирантов и соискателей; по второму разделу (трем подразделам) – по 10 вопросов в зависимости от областей знания, по которым проводится диссертационное исследование. Таким образом, в соответствии с программой курса экзамен сдается по блокам из 40 вопросов, относящихся к соответствующей области знания (естественные, технические и социально-гуманитарные науки; первый, второй и третий потоки соответственно).

 

Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей

 

1. Предмет и основные проблемы философии науки. Теоретичность и рациональность как характеристики научного знания. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре.

2. Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания.

3. Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира».

4. История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Смысл концепций эволюционной эпистемологии (К. Поппер, И. Лакатос и др.).

5. П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда.

6. Антропологические сдвиги в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания.

7. Донаучные типы познания. Особенности мифологического мировосприятия. «Осевое время» культуры (К. Ясперс). Значение и смысл историко-философского анализа истоков науки и ее становления в «послеосевое» время.

8. Рациональность как мировоззренческая установка. Основные культурно-исторические типы рациональности.

9. От мифа к логосу: становление теоретического знания. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности теоретико-концептуального мышления античности. Античная математика, роль метафизики, понимание законов природы и общества.

10. Философия и наука. Особенности предметов их исследования, историческая взаимосвязь и «теоретическое родство» в современности. Пограничность и рефлексивность философского знания.

11. Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Характер влияния христианства на образ современной науки (особенность картины мира, историзма, теории познания, антропологии).

12. Научная революция конца XVI–XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания.

13. Наука как деятельность по получению нового знания, проблема получения и обоснования последнего. Две базисные стратегии получения научных знаний и разработка основных методов научного познания (Ф. Бэкон,
Р. Декарт).

14. «Трансцендентальный идеализм» И. Канта как методологическая установка. Смысл антропологического поворота («коперниканского переворота») в анализе теоретического знания, современное значение антропологического подхода для науки.

15. Наука в контексте культурного и цивилизационного развития человечества. Место науки в традиционных и техногенных обществах. Инновационный характер научной деятельности. Природа технологии и технологизация образа жизни западной цивилизации.

16. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

17. Знание в символическом мире культуры, специфика науки как знания, дискуссии об его онтологическом статусе. Идеальность знания (образов, понятий, абстракций науки) как способ его бытия в культуре.

18. Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения (коммуникаций) в их формировании и функционировании.

19. Структура эмпирического знания. Особенности эксперимента и наблюдения в науке. Роль измерения и функции прибора. Проблема теоретической нагруженности фактов науки и ограниченные возможности индукции.

20. Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис.

21. Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Специфика научных текстов. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании.

22. Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук. Социокультурные функции науки.

23. Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований.

24. Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания. Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития.

25. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

26. Рациональность как ценность культуры, особенности ее классического идеала. Классический и неклассический образы научной рациональности в ХХ веке, антропная гипотеза в современном естествознании.

27. Объект и субъект познания. Проблема истины в науке. Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Классическая и неклассические концепции научной истины.

28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью.

29. Современное научное развитие в свете глобальных проблем человечества. Причины кризиса классического идеала рациональности, отчуждение как проблема философии науки.

30. Особенности постнеклассической науки. Антропологические сдвиги в самосознании научного сообщества. XXI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности.

 

Экзаменационные вопросы раздела 2.1

V. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Исторические модели понимания научного знания как системы.

2. Проблема периодизации истории науки.

3. Становление науки как формы духовного производства и как социального института.

4. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм в их исторической динамике.

5. Классификация наук: история проблемы.

6. Знание и его исторические формы.

7. Картина мира древности. Миф и знание.

8. Алхимия как прародитель современной химии: взгляд в прошлое.

9. Научная и религиозная картины мира в их историческом развитии.

10. Натурфилософия и естествознание в их исторической ретроспективе.

11. Из истории науки: классическое естествознание и его методология.

12. Позитивистская традиция в философии науки

13. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

14. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

15. Научная революция и концепция смены парадигм Т. Куна.

16. Методология научно-исследовательских программ и метод рациональной реконструкции истории науки в концепции И. Лакатоса.

17. Теоретико-методологический плюрализм П. Фейерабенда.

18. Революция в естествознании конца XIX – начала XX веков и становление идей и методов неклассической науки.

19. Неопозитивистские версии развития научного знания.

20. Рациональное и иррациональное в научном познании: история проблемы и современные дискуссии.

21. Культурно-исторические типы рациональности и классический идеал научной рациональности.

22. История представлений о природе научной истины.

23. Объяснение, понимание, интерпретация как методы познания и аргументации (история и современность).

24. Особенности эмпирического исследования: история и современные проблемы.

25. Специфика теоретического познания и его исторические формы.

26. Структура и функции научной теории. Исторические изменения в понимании социокультурных функций науки.

27. Наука и техника: исторические этапы их взаимосвязи.

28. История дискуссии об определении категории «материя».

29. Неопределенность мира и мир неопределенности в истории науки.

30. История становления синергетики как нового этапа развития науки.

31. Понятие «порядок и хаос»: история и современные научные трактовки.

32. Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании.

33. Эволюция внутринаучных типов: классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

34. Учение о само­организации материи И. Пригожина.

35. Синергетическая концепция Г. Хакена.

36. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.).

37. Гуманитарная философия техники (Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Ж. Эллюль, К. Ясперс и др.).

38. Религиозная версия в истории философии техники.

39. Техника и технология как социально-исторические явления.

40. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта.

41. Потенциализм как новая ступень в истории научно-технической цивилизации и проблема виртуальной реальности.

42. Изменение роли науки в обществе ХХI века: прогнозирование основных проблем развития науки в социокультурном контексте.

43. Эпистемология, история и социология знания: традиционное и современное понимание соотношения.

44. Исторические варианты осмысления языка в философии ХХ века.

45. Исторические этапы формирования идеалов опытного и математизированного знания.

46. Историко-философские аспекты математического моделирования.

47. Становление математики как науки: историко-философский анализ проблемы.

48. История развития представлений о явлениях дифракции.

49. Принципы дополнительности Н. Бора и неопределенности В. Гейзенберга: проблемы объективности физического знания.

50. Проблемы управления и организации труда в историко-философской ретроспективе.

51. История развития электрификации в России с точки зрения философии науки.

52. История развития балансировочной техники с точки зрения философии науки.

53. История развития реактивного оружия с точки зрения философии науки.

54. История развития средств связи с ограниченным доступом.

55. Историко-философские аспекты развития теории эфира.

56. Компьютерная графика как средство представления абстрактных данных в понятном для человека виде.

57. Аэродинамика в исторической ретроспективе.

58. Исторические этапы развития атомной энергетики России.

59. История развития идей эволюционизма и современное состояние проблемы.

60. Базы данных информационно-управляющих систем как социально-историческое явление.

Примечание 1 Аспиранты и соискатели могут выбрать любую тему реферата, не указанную в вышеприведенном перечне. Для этого необходимо предварительно согласовать избранную тему с преподавателем кафедры философии.

Примечание 2 Часть рефератов по согласованию с кафедрой Истории науки и техники могут выполняться на этой кафедре. Соответствующая тематика рефератов в данном издании не приводится. Темы рефератов выбираются преподавателями этой кафедры в соответствии с обзорными лекциями по Истории отраслей науки и утверждаются на кафедре философии.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

 

Написание реферата является обязательным для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки». Важное значение в подготовке реферата имеет выбор темы исследования, которая должна удовлетворять двум требованиям: с одной стороны, она должна определяться сферой научных интересов аспиранта (соискателя), а с другой стороны – соответствовать программе изучаемого курса. Тема реферата является исторической и формируется в результате консультации аспиранта (соискателя) со своим научным руководителем и с руководителем практических занятий по философии науки или (дополнительно) с закрепленным преподавателем кафедры истории науки и техники. Окончательное утверждение темы реферата по истории и философии науки (техники) оформляется распоряжением так, как показано в образце. Все рефераты регистрируются на кафедре философии.

 

 

Образец

 

Оформление работы

Титульный лист – первая страница работы имеет следующее содержание: название учреждения, где она выполнена, тема работы, вид работы (реферат), сведения об авторе (аспирант или соискатель с указанием кафедры, научной специальности, по которой готовиться диссертация, Ф.И.О.); ниже – сведения о руководителе по подготовке реферата (преподавателе, ведущем занятия) с указанием должности и Ф.И.О. Если имеются соруководители (например, преподаватель с кафедры Истории науки и техники) следует указать дополнительно. Ниже год и место написания работы.

При сдаче на аттестацию реферат должен быть автором подписан.

На втором листе приводится «Содержание (перечень разделов работы)». После названия каждого раздела справа указываются номера страниц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Параграф 1 (название)………………………..……………………………… 4

и т.д., включая список литературы и приложение.

Объем работы – 15-20 страниц машинописного текста (формат бумаги
А 4). Текст реферата печатается и оформляется компьютерным способом на одной стороне стандартного листа (210х297) с обязательным соблюдением полей: сверху и снизу – 15 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм, количество знаков на странице – примерно 2000. При компьютерном наборе следует использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Междустрочный интервал – полуторный.

Нумерация работы начинается со второй страницы (титульный лист не нумеруется). Порядковый номер страницы ставится сверху по центру листа.

Оформление ссылок

Внутритекстовые номерные ссылки соответствуют порядковым номерам работ в приложенном списке литературы и приводятся сразу после цитаты, фамилии автора, изложенной собственными словами мысли (положения), заимствованной из опубликованной работы. Ссылка может содержать порядковый номер одной или нескольких работ из списка литературы, заключенный в квадратные скобки (например, 3, 1, 9, 15), либо порядковый номер с указанием страницы (например, 11, с. 137).

В подстрочных ссылках приводится библиографическое описание работы, на которую дается ссылка, или часть этого описания, если работа приводится частично. Порядковая нумерация может быть сквозной по тексту работы или начинаться с первого номера на каждой странице.

В списке литературы приводится полное библиографическое описание книг, статей, документов.

Примерное заполнение титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ» Кафедра философии   РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Г. ГАЛИЛЕЕМ Реферат   Аспирант (соискатель), кафедра, специальность Ф.И.О. Преподаватель (уч. степень, звание) Ф.И.О.   Екатеринбург – 2007  

VII. ЛИТЕРАТУРА

Общие учебные пособия

1. Кашперский В.И. Философия как призвание / В.И. Кашперский. – Екатеринбург, 2006. Разделы – 3; 4.

2. Ивин А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М., 2005.

3. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. – М., 2003.

4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. – М., 2001.

5. Лось В.А. История и философия науки / В.А. Лось. – М., 2005.

6. Микешина Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005.

7. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / Отв. ред.
В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2005.

8. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика / Ю.П. Петров. – СПб., 2005.

9. Рузавин Г.И. Философия науки: Учебное пособие / Г.И. Рузавин. – М., 2005.

10. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1996.

11. Степин В.С. Философия науки / В.С. Степин. – М., 2006.

12. Томсон М. Философия науки / М. Томсон. – М., 2003.

13. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

14. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004.

15. Философия науки: Выпуски 1-6. – М., 1995–2000.

 

Основная литература

1. Автономова И.С. Рассудок. Разум. Рациональность / И.С. Автономова. – М., 1988.

2. Акимов В.С. Облик физики и технологии в начале XXI века. – Екатеринбург, 1998.

3. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.

4. Бряник Н.В. Философия науки: Учебное пособие для вузов / Н.В. Бряник. – М., 2004.

5. Вернадский В.И. О науке / В.И. Вернадский. – Дубна, 1997. Т. 1.

6. Владимиров Ю.С. Метафизика / Ю.С. Владимиров. – М., 2002.

7. Волков Г.Н. К колыбели науки / Г.Н Волков. – М., 1961.

8. Гавришин В.К., Горюнов В.П. Философия науки и техники: Конспект лекций. – СПб., 2000.

9. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум /
П.П. Гайденко. – М., 2003.

10. Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое / В. Гейзенберг. – М., 1989.

11. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

12. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. –М., 1993.

13. Истина и ценности в научном познании. – М., 1991.

14. Исторические типы рациональности: Т. 1. – М., 1995.

15. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. – М., 1987.

16. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки / Р. Карнап. – М., 1971.

17. Касавин И.Т. Познание в мире традиций / И.Т. Касавин. – М., 1990.

18. Князева Е.Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – М., 2005.

19. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры / Л.М. Косарева. – М., 1997.

20. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2005.

21. Кравец А.С. Наука как феномен культуры /А.С. Кравец. – Воронеж, 1998.

22. Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации / С.Б. Крымский. – Киев, 1974.

23. Кузубова Т.С. У истоков неклассической философии науки: линия иррационализма: учебное пособие / Т.С. Кузубова. – Екатеринбург, 2004.

24. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. 2001.

25. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.

26. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание / В.А. Лекторский. – М., 1980.

27. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая /
В.А. Лекторский. – М., 2001.

28. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. – М., 1997.

29. Митчем К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М., 1995.

30. Моисеев Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995.

31. Научная картина мира: основания, формирование, развитие. – Уфа, 1987.

  1. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

33. Научный метод и методологическое сознание. – Свердловск, 1986.

34. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология /
А.Л. Никифоров. – М., 1998.

35. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

36. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

37. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки /А.П. Огурцов. – М., 1988.

  1. Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.

39. Подкорытов Г.А. О природе научного метода / Г.А. Подкорытов. – Л., 1988.

40. Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М., 1985.

41. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.., 1983.

42. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой /
И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.

43. Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.

44. Пуанкаре А. О науке /А. Пуанкаре. – М., 1983.

  1. Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. –Спб., 1999.

46. Рассел Б. Исследования значения и истины / Б. Рассел. – М., 1999.

47. Розин В.М. Философия техники. Учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. – М., 2001.

  1. Романовская Т.Б. Наука XIX–XX веков в контексте культуры: Субъективные очерки / Т.Б.Романовская. – М., 1995.

49. Рорти Р. Философии и зеркало природы / Р. Рорти. – Новосибирск, 1991.

50. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие / Ю.В. Сачков. – М., 2003.

51. Современные теории познания. – М., 1992.

52. Социокультурный контекст науки. – М., 1998.

  1. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

54. Степин В.С. Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1996.

55. Тулмин С. Человеческое понимание / С. Тулмин. – М., 1984.

56. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. – М., 2005.

57. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М, 1986.

58. Философия и методология науки: В 2 ч. – М., 1994.

59. Хюбнер К. Критика научного разума / К. Хюбнер. – М., 1994.

60. Чудинов Э.М. Природа научной истины / Э.М. Чудинов. – М., 1977.

  1. Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1998.

62. Яковлев В.А. Инновация в науке / В.А. Яковлев. – М., 1997.


* Остальные часы выполняются в виде обзорных лекций и занятий по истории отраслей научного знания кафедрой Истории науки и техники в объеме 16 часов аудиторной и 52 часов самостоятельной работы.

 

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Методические рекомендации для аспирантов и соискателей

 

 

Екатеринбург-2007

Программа составлена в соответствии с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований, одобренным президиумом Высшей аттестационной комиссии и утвержденной приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 № 697.

 

Рекомендована межвузовским центром по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии 07.02.2007 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой В.И. Кашперский

Одобрена Методической комиссией Факультета Гуманитарного образования протокол №2 от 14.02.07

Председатель Методической комиссии Н.П. Коновалова

 

Утверждена решением Ученого совета факультета гуманитарного образования от 28.02. 2007 г., протокол № 7.

 

Ученый секретарь Ученого совета ФГО И.В. Петухова

 

Председатель Методического

Совета УГТУ-УПИ И.Н. Огородников

 

 

Программу составили: Кашперский В.И.

Селезнев В.М.

Кузубова Т.С.

Прытков В.П.

Фокин Н.П.

Дороненко О.Е.

Петько А.А.

Коновалова Н.П.

© ГОУ ВПО «Уральский государственный

технический университет – УПИ». 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

I. Разделы дисциплины и виды учебной работы……………………..……………5

II. Содержание программы курса…………………………………………………...7

Раздел 1. Общие проблемы философии науки…………….…………………..7

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………12

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук………….14

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…...15

III. Темы семинарских занятий……………………………………………………19

Раздел 1. Общие проблемы философии науки……………………………….19

Раздел 2.1 Философские проблемы физики и естественных наук…………22

Раздел 2.2 Философские проблемы техники и технических наук…………25

Раздел 2.3 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук…..26

IV. Примерные вопросы для подготовки к кандидатскому экзаме<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.174 (0.013 с.)