![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Научное знание как система: структура, уровни, основанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процессы интеграции в науке, возникновение междисциплинарных направлений (кибернетика, системный подход), сближении естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, в поисках единой научной картины мира. Анализ понятия «картина мира», специфики в этом вопросе научного подхода. Онтологическая роль научной картины мира в утверждении научного мировоззрения, в образовании, а также ее значение в качестве основания дальнейшего теоретического поиска, исследовательской программы. Значение философских идей и принципов при выдвижении конструктивных научных гипотез в переломные моменты развития науки, т.е. в периоды научных революций. Эмпирический и теоретический уровни научного знания как сложной и находящейся в развитии системы. Анализ эксперимента и наблюдения, измерения и использования приборной базы в их взаимосвязи с творческим воображением и построением теоретических моделей. Структура научной теории (ядро, периферия и эмпирический базис). Идеальные объекты теории, роль гипотез в ее построении, ограниченность как «чисто» эмпирических попыток ее построения, так и гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Язык науки, значения терминологической лексики и строгости использования понятий, различения предметного, операционального и ценностного знания в структуре научной теории. Роль норм, идеалов, принципов научных исследований в структуре теории. Сциентизм как последовательное проведение объективистского принципа и как беспредпосылочная уверенность в абсолютности научных истин. Антисциентизм как отрицание ведущей роли науки и ее конструктивных возможностей, как позитивного социального института. Социальная ответственность ученого, сферы и границы его социальной компетентности и свободы научного творчества.
Тема 5. Динамика науки: порождение и обоснование нового знания. Эпистемология, основные концепции научной истины
Возникновение нового знания в науке как проблема. Обоснование общности и необходимости знаний: недостаточность индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов. Развитие проблематики нового знания в ХХ веке. Процесс порождения научного и философского знания (процедуры обоснования, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений). Различия в обосновании знаний в философии и естественных науках.
Понятия объекта и субъекта познания. Идеал классической рациональности: познание объекта в его «чистоте», исключение влияния субъекта и его деятельности, процедуры десубъективации и депсихологизации знаний. Иллюзорность идеала в свете научной революции конца XIX – начала ХХ вв. Дискуссии физиков о природе квантово-механических объектов. Включение в поле формирования научных знаний деятельности субъекта по их получению и формирование неклассического внутринаучного подтипа (вида) рациональности. Вторая половина ХХ века: кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности. Различия между логикой открытия и логикой обоснования теоретических знаний. Новые подходы к исследованию взаимодействия теоретического и эмпирического в науке. Классическая и неклассические (прагматизм, операционализм, конвенционализм, когерентный подход) концепции истины. Кризис классического идеала рациональности, изменение в процедурах развития и обоснования научных понятий. Эволюция знаний данной предметной области как решение задач с перерастанием последних в проблемы (проблемный подход), влияние новых теорий на культурное развитие. Основные особенности постнеклассической науки, антропологические сдвиги в научном поиске и становление нового культурно-исторического типа рациональности.
Тема 6. Традиции и новация в науке. Научные революции и их воздействие на культуру. Роль философского знания в перестройке основании науки Научные традиции и их роль в познании. Преемственность в развитии научных знаний. Виды («формы) науки и особенности традиций: доантичная «преднаука», античная науки, средневековая наука, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука современности. Получение нового знания и значение инновационной деятельности ученого в современном мире научно-технического развития. Продуктивное воображение в научно-исследовательской деятельности. Дискуссии о природе интуиции и ее роли в познании. Обыденное знание, специфика взаимосвязи рационального и иррационального в науке, философии, религии, искусстве. Традиционное и нетрадиционное в научной деятельности.
Модели развития науки. Кумулятивная, парадигмальная (Т. Кун), проблемная (К. Поппер) модели. Развитие науки как конкуренция и смена исследовательских программ (И. Лакатос). Основные научные революции: XVII век, конец XIX-начало XX столетия, последняя треть XX столетия. Особенности выбора стратегий научного развития в ходе этих революций. Проблема нелинейности роста научных знаний. Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Наука и техника. Этика науки. Перспективы научно-технического развития
Процессы дифференциации и интеграции в науке. Парадоксы синтеза современных научно-технических знаний и особенности сближения науки и философии в конце XX–XXI вв. Множественность оснований современной математики, теоретической физики. Становление неклассической (нелинейной) термодинамики Наука и нравственность. Проблемы научной этики: внутринаучные и общекультурные аспекты. Этические оценки взаимодействия научного сообщества со своим окружением. Проблемы объективного знания и этической ответственности ученого, техника, инженера. Анализ глобальных проблем современного мира, перспективы научно-технического развития.
Тема 8. Наука как социальный институт
Становление и интерпретация науки как социального института, причины этого процесса. Период «науки одиночек», возникновение первых научных сообществ, форм организации научных исследований в первых университетах Европы. Появление в XX веке научных школ и междисциплинарных сообществ ученых. Вопросы образования и подготовки научных кадров, специфика становления науки в России. Развитие в России инженерного знания и технических наук, особенности этого процесса (жесткая дисциплина, принадлежность к военно-промышленному комплексу), влияние этих особенностей на характер индустриализации в СССР. Переход к современной техногенной цивилизации от индустриального к информационному обществу, компьютеризация, программированное развитие, феномен виртуальности с точки зрения воздействия на науку и организацию научных сообществ, трансформация индустриальных форм организации науки. Взаимодействие науки и власти, науки и процессов экономического развития, понимание самого знания как власти, науки как непосредственной производительной силы.
Раздел 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Раздел 2.1 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Тема 1. Место физики в системе культуры и наук Естествознание в жизни общества. Физика как фундамент естествознания. Проблема классификации наук. Оппозиция «редукционизм-антиредукционизм». Физика и синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Проблема физикализма в философии науки.
Тема 2. Онтологические проблемы физики Понятие физической картины мира (ФКМ): структура, функции, развитие. Исторические формы физической картины мира как этапы развития физического познания. Онтологический статус фундаментальных абстракций современной физической картины мира. Понятия виртуальная частица и виртуальная реальность. Физический вакуум и поиск новой онтологии. Тема 3. Проблемы пространства и времени: онтогносеологические аспекты Проблемы пространства и времени в классической механике Предпосылки возникновения общей теории относительности (ОТО). Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Концепция геометризации физики на современном этапе. Тема 4. Проблемы детерминизма в современной физической картине мира Концепция детерминизма и ее роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Дискуссии по проблемам причинности: от Причинность и целесообразность. Телеология и телеономия: от Аристотеля до К. Лоренца. Причинное и функциональное объяснение. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Теория функциональной системы П.К. Анохина. Релятивистская причинность. Лапласовский детерминизм и вероятностная причинность. Детерминизм и индетерминизм в современной философии науки. Проблемы скрытых параметров и полноты квантовой механики. Дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Философские интерпретации принципов дополнительности и неопределенности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.69.226 (0.011 с.) |