Единство биологического и социального в человеке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство биологического и социального в человеке



Уже с пониманием антропогенеза связана проблема соотношения социального и биологического в человеке: человек возникает по законам биологической эволюции, формируется в сфере природы и в то же время – в сфере общества, так как за его пределами он не может сформировать свою, подлинно человеческую сущность. С начала своего существования человек живет одновременно двумя мирами – миром природы и общества (культуры, этноса, коллектива).

Соответственно этому в человеческом существе присутствуют как бы два начала биологическое и социальное. С одной стороны, человек – живой организм, и хотя его отличает высокая организованность как биологической особи, тем не менее, по своей телесной организации и физиологическим функциям, человек принадлежит к природному миру: он обладает теми же органами, кровеносной, мышечной, нервной системой, органами чувств, мозгом и т.д., которые присущи многим млекопитающим.

С другой стороны, как существо социальное, он обладает разумом, речью, познает и преобразует окружающую природу, творит мир культуры, испытывает муки совести.

В ходе дискуссий по этому вопросу в науке и философии обнаруживается широкий спектр мнений, двумя крайними полюсами которого являются биологизаторский (натуралистический) и социологизаторский подходы.

Первый подход абсолютизирует роль природного, биологического начала в человеке, утверждая, что никакого качественного барьера между животным и человеком нет. К этому направлению можно отнести, например, представителей социобиологии – учения, возникшего из попытки синтеза биологических и социальных исследований. Современные его представители утверждают, что социальное поведение человека и социальное поведение животных – явления одного порядка, так как все живые существа живут по одним и тем же принципам. К этому полюсу тяготеют и некоторые представители этологии – науки о поведении животных и человека. Так, К. Лоренц, один из создателей этой науки, утверждает, что и у людей проступает то «животное» поведение, которое он унаследовал от антропоидных предков, и прежде всего, агрессивность.

Другой крайний подход абсолютизирует социальное начало в человеке, пренебрегая биологическими основами его существования. Человек представляется здесь чем-то целиком производным от его социального окружения; общественных отношений и структур. Следуя этой логике, достаточно радикально изменить эти социальные факторы, чтобы получить (воспитать) нового человека, абсолютно свободного от действия природных, иррациональных сил и инстинктов, которые «портят» человеческую природу.

Эти подходы, хотя и заостряют внимание на отдельных проблемах, человеческого существа, в целом трактуют его односторонне. Ученые, из разных областей научного знания, непредвзято изучая человека, обнаруживают нерасторжимое единство, взаимопроникновение биологического и социального в нем, хотя эти два начала не всегда мирно уживаются между собой. Ввиду этого человека в его целостности можно определить как биосоциальное существо: общественное начало проникает вглубь биологии, индивида, которая в таком, преобразованном виде выступает основой его социальной жизнедеятельности. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным за прошедшие тысячелетия.

Можно выделить некоторые особенности человеческого организма, важные для его жизнедеятельности как существа социального:

1) прямая походка, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности для трудовой деятельности;

2) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

3) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

4) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующих развитию речи;

5) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, которые имеют место у животных и т.д.

По некоторым данным, передается по наследству, т.е. биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности.

Более того, социальные факторы в определенной степени влияют на биологию человека. Например, в развитых странах происходит акселерация: с 30-40-х годов, обнаружилось, что молодые люди в этих странах оказываются выше родителей и дедов на 10-20 см и тяжелее на 15-25 кг, что сопровождается и ускорением полового развития на 3-5 лет. Речь идет также о тенденции увеличения средней продолжительности жизни, благодаря успехам медицины, современных людей по сравнению с предшествующими историческими эпохами.

Исследования в области психологии свидетельствуют о том, что поведение низших животных жестко запрограммировано, закреплено генетически, однозначно, независимо от меняющихся условий среды. Это инстинкт в чистом виде. Инстинкт представляет собой сложную цепь связанных между собой безусловных (врожденных) рефлексов. У животных, имеющих головной мозг, на основе безусловных рефлексов могут формироваться условные (приобретенные, выработанные в зависимости от меняющихся условий и закрепленные в индивидуальном опыте) рефлексы. Теорию условных рефлексов разработал русский физиолог И.П. Павлов.

Условные и безусловные рефлексы являются основой психической деятельности животных и человека. Особое внимание ученых привлекает психическая деятельность высших обезьян, наиболее близких к человеку. Многие исследователи считают, что они обладают способностью к элементарной рассудочной деятельности, могут решать довольно сложные поведенческие задачи даже при первой встрече с необычной ситуацией. Антропоиды пользуются также средствами общения, сигналы которого насчитывают приблизительно 30-40 единиц. Среди них есть голосовые сигналы, а также мимика, позы, жесты.

Психика человека формировалась на основе, главным образом, трудовой деятельности, в течение длительного времени. Качественное ее отличие от психики современных антропоидов можно выразить с помощью понятий «сознание» и «речь» явлений социального порядка.

Издавна философы и ученые обратили внимание на связь психики с мозгом человека. Современные науки (анатомия головного мозга, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, нейрохирургия и др.) считают мозг, и, прежде всего кору его больших полушарий, главным органом психической жизни человека.

Хотя за последние 40-50 тыс. лет объем мозга человека практически не изменился, он имеет существенные отличия от мозга высших животных:

1) если в коре мозга шимпанзе насчитывается около 1 млрд. нервных клеток, то кора мозга человека состоит из 14-16 млрд. клеток);

2) кора головного мозга человека необычайно развита по структуре и площади: если можно было бы ее распрямить, то она заняла бы площадь примерно 2200 см2 (у орангутанга – 500 см2, у лошади – 300 см2);

3) ученые обнаружили факт асимметрии функций человеческого мозга: выяснилось, что левое полушарие нашего мозга ответственно в основном за речь, логическое и математическое мышление. Правое же полушарие отвечает за формирование музыкального, художественно-образного восприятия и памяти. Только в своем взаимодействии они обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека.

Наличие и нормальная работа системы рецепторов вместе с перерабатывающим центром – головным мозгом – необходимое условие функционирования и развития сознания, мышления человека.

Существуют разные описания сознания в эволюционной теории, медицине, кибернетике, психологии и т.д. Например, с точки зрения физиологии сознание формируется с момента рождения и на протяжении всей жизни человека зависит от притока сенсорной информации; а психологи определяют сознание как высшую интегрирующую форму психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Обобщенное определение сознания дает философия. К пониманию происхождения и сущности сознания помогает приблизиться теория отражения. Отражение в самом общем виде можно определить как результат взаимодействия двух материальных систем, в процессе которого особенности первой воспроизводятся в особенностях второй. Появление живой природы означало появление сложных самоуправляемых систем-организмов. Вместе с эволюцией живых организмов развивались и присущие им формы отражения: раздражимость (способность избирательно реагировать на воздействия внешней среды) чувствительность (способность к ощущениям) психическое отражение животных (способностью к ощущениям, восприятиям, представлениям, в том числе общим, и даже зачатки интеллекта у высших животных, их эмоции) психика человека, его сознание. Сознание, таким образом, рассматривается как высшая, свойственная только человеку, форма отражения действительности.

Само слово «сознание» означает буквально знание, приобретенное совместно с другими людьми. Без знания нет сознания. Знание же означает способность к ощущениям, восприятиям, представлениям и абстрактно-мыслительной, понятийной деятельности. Важную роль в формировании и развитии сознания играют также внимание и память.

Основные сферы сознания: познавательная, эмоциональная и мотивационно-волевая. Интегрирующей основой сознания является познавательная и мыслительная деятельность, благодаря которой человек может ставить перед собой цели, созидать замыслы, предвидеть будущие результаты своей деятельности, ориентироваться не только в мире, но и в собственной личности (самосознание). Самосознание возникает не сразу. Исследования психологов показали, что маленький ребенок не способен отделить объективное от субъективного, переживаемое от реального. Это находит отражение в речи ребенка: до определенного возраста он не использует понятие «я», называя себя обычно по имени. Не случайно каждый человек помнит себя с какого-то определенного возраста (3-4 года), т.е. с того времени, когда формируются элементы его самосознания, позволяющие отождествлять себя позавчера, вчера, сегодня и т.д., несмотря на все изменения окружающих условий. По мере своего взросления человек осознает свою принадлежность к определенному человеческому сообществу, к той или иной культуре, социальной группе, а затем и выделяет себя из социальной среды в качестве индивидуальности. На основе самосознания возможны такие виды самоотношения и самовоздействия, как самооценка, самоконтроль, самовоспитание и т.д.

Все это возможно благодаря неразрывному единству сознания и языка как в процессе формирования человечества, так и в возрастном развитии каждого отдельного человека. Именно язык – система знаков, заключающих смысловое содержание (письменная, устная речь, математические символы и др.) является носителем социального опыта и знаний.

Умение говорить, как известно, не передается человеку по наследству. Чтобы речь развивалась нормально, необходимо постоянное и интенсивное речевое общение маленьких детей с взрослыми. Ученые установили, что для развития речи наиболее благоприятны первые шесть лет жизни. Если ребенок в этот период жизни не имеет возможности слышать человеческую речь, он ею уже не овладеет.

Факты свидетельствуют в пользу социокультурной природы сознания, языка и их носителя – человека. Большинство современных ученых считает, что наряду с сознанием во внутренней психической жизни человека существует и уровень бессознательного, во многом связанный с факторами биологического порядка. Современная психология и психиатрия располагает немалыми научными фактами о значении бессознательного в психической жизни человека. К бессознательному можно отнести те психические явления, состояния и действия человека, которые не осознаются и не контролируются его разумом в данный момент. В чистом виде оно проявляется при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения и т.д.).

К сфере бессознательного относятся инстинкты, безотчетные эмоции и волевые побуждения, интуиция и др. Благодаря включению некоторых уровней бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются его творческие возможности. Бессознательное может воздействовать и на сознание, определенным образом направляя поведение людей.

В заключение обратимся еще к одному аспекту соотношения биологического и социального в человеке. Речь идет о существовании у него двух типов наследственности – биологической и социальной. Биологическая наследственность, носителем которой служат молекулы ДНК, обеспечивает возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей. Социальная наследственность, носителем которой является мозг человека, сформировавшегося в обществе, позволяет ему овладевать опытом, знаниями, культурой предыдущих поколений.

Таким образом, будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Формируясь в определенной социальной среде, люди, в то же время, различаются по их природной одаренности, задаткам, предрасположенности к тому или иному виду творчества, темпераменту.

Генетики утверждают, что природа человека требует ее исправления, селекции для «пользы» всего человечества. Такие представления порождают обновленные варианты евгеники (от греч. – «породистый») – учения о возможности достижения высшего качества наследственности человека.

Завершая рассмотрение этого вопроса, отметим, что все уровни научного изучения человека – генетический, физиологический, психологический и др. – обнаруживают нерасторжимое единство, диалектическое взаимопроникновение биологического и социального в нем.

Эмоции и чувства человека

Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства. Теория отражения объясняет связь сознания, духовной сферы жизни людей с их повседневными нуждами и заботами.

В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени – общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И все это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека.

Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

В гносеологии так кратко характеризуются основные компоненты психики и сознания человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость), чувства (любовь, ненависть, горе, радость), аффекты (ярость, ужас, отчаяние), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности – стрессы. В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение – разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь заметно различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.

В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. Поэтому допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно или неадекватно отражающие ценности вещей и событий. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства.

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния. С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность – предметно определенная зависимость человека от внешнего мира.

Человек: жизнь и смерть

Еще одна важная грань соотношения биологического и социального в человеке обнаруживается в проблеме его жизни и смерти, связанной с временной ограниченностью индивидуальной жизни человека. Жизнь это всего лишь миг в масштабах космического времени. В то же время современное цивилизованное общество, признавая самоценность человеческой жизни, закрепляет это в праве человека на жизнь. Оно рассматривает это право как предпосылку всех других прав человека.

Продолжительность жизни человека исторически изменялась: для первобытного человека около 20 лет, сейчас она больше, но существенно различается в разных странах.

Зачастую мы сами создаем угрозу собственному здоровью, которое Всемирная организация здравоохранения определяет как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Речь идет, например, об употреблении алкоголя, наркотиков, курении табака и т.д. Группа ученых из Балтимора обнародовала результаты своих исследований: табачный дым вызывает в клетках такие генетические изменения, которые приводят к образованию злокачественной опухоли. Выделен ген, который и подвергается мутации во время курения и злоупотребления алкоголем. Задача этого гена в организме как раз и заключается в том, чтобы защищать остальные гены.

В настоящее время существует более 500 гипотез, которые объясняют природу старения и естественной смерти. Геронтологи (ученые,исследующие процесс старения) разделяют их на две группы:

1) старение и смерть – процесс генетически запрограммированный (некоторые ученые утверждают, например, что человеку генетически отпущено 300 лет). Природа, ограничивая годы нашей жизни, заботится очисленности человеческой популяции в целом;

2) старение и смерть – процесс стохастический, вероятностный: с возрастом растет вероятность отказа в той или иной системе органов и, в конце концов, процесс приобретает «обвальный» характер.

По мнению некоторых ученых, в процессе жизни человека существуют определенные периоды, когда вероятность умереть по той или иной причине внезапно повышается: младенческий возраст, 12-14 лет, 20-25 лет. Затем вероятность смерти удваивается каждые 8 лет и растет экспоненциально.

По мнению ученых, вероятность смерти определяется:

1) ошибками при синтезе белков;

2) изменениями в генах, и, таким образом, возможно создание некоего «гена долголетия»;

3) сбоями в иммунной системе, связанными с чужеродной генетической информацией, привнесенными в организм вирусами.

В течение многих веков считалось, что смерть наступает с прекращением работы сердца, дыхания и кровообращения, сопровождаемым быстро наступающим угасанием сознания. Сегодня с помощью современной медицинской технологии можно поддерживать функционирование сердца, легких, системы кровообращения. Старое определение, таким образом, утратило свою силу. В настоящее время человек считается умершим, когда не функционирует его мозг, а мозговые клетки не излучают волн, фиксируемых энцефалографом. Кровь может циркулировать, сердце – биться, легкие – дышать, но человек умер, т.к. сознание исчезло, наступила кома.

Но даже и в случае смерти мозга некоторые функции жизни могут сохраняться, и какое-то существование все же продолжается. То есть биологически организм существует, но не как человек, а как растение. В связи с этими вопросами в настоящее время ведутся дискуссии об эвтаназии, т.е. праве на добровольную безболезненную кончину, спокойную смерть, в особенности – обреченного человека.

В спорах о допустимости эвтаназии в медицинской этике обозначились две позиции, которые приобрели широкий мировоззренческий и нравственный резонанс. Первую принято называть патерналистской, и основывается она на том, что врач лучше, чем пациент знает, в чем заключается его подлинное благо. Исходя из этого, только врач решает, что нужно сделать с пациентом. Второй подход исповедует принцип автономии воли больного и признает за ним право участвовать в принятии решений, включая решение человека добровольно умереть. Представители каждой из этих позиций выдвигают свои аргументы и контраргументы.

Наука утверждает, что смерть означает полное прекращение индивидуального существования. Альтернативную позицию занимает религия. Согласно ей, смерть есть разлучение души и тела, после чего душа возносится в иной мир, а тело предается земле и там разлагается на составные части. Для любой религии характерно представление о жизни после смерти, о влиянии прожитой жизни на новое бытие.

В последнее время к тайнам иного бытия стремятся приблизиться и некоторые ученые. Их внимание привлекают переживания людей в состоянии клинической смерти. Люди, возвращенные к жизни после клинической смерти, обладают непостижимым опытом. Этот опыт связан со странным раздвоением сознания, когда человек соприкасается сразу с двумя гранями бытия: остается свидетелем реальных событий, происходящих с ним, и в то же время как бы общается с потусторонним миром.

Завершая тему, отметим, что почти две с половиной тысячи лет разные науки изучают человека с разных сторон. В последнее время они продвинулись вперед, в том числе на путях развития междисциплинарных исследований человека. Но только естественнонаучное познание не дает целостного представления о нем. Оно может сформироваться на путях кооперации естественных, технических общественных и гуманитарных наук.

В конце XX столетия стимулом к такой кооперации становится необходимость исследования обострившихся человеческих проблем. Методологической основой этого процесса выступает, прежде всего, философия, для которой человек в его целостности составляет главный предмет познавательного интереса.

 

 

(Кун Т. Структура научных революций. М. 1971.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Источники по всем темам:

Азимов А В начале. М., 1990

Введение в философию в 2-х частях. 4.2. М, 1989 ,

Философские проблемы естествознания. М., 1985

1. Особенности научногопознания. Панорама современногоестествознания.

Алешин А.И. и др. Философско-методологические проблемы специальных наук//Вопросы философии. 1988.№6

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. Гл. VI, VIII, X, XIII, XVI, XVII.

Балашов Ю.В. Возможна ли эволюция фундаментальных законов природы?// Философские науки. 1989. №2.

Вайнгартнер П.Сходство и различие между научной и религиозной верой //Вопросы философии. 1996. №5

Гайденко П.П. У истоков классической механики// Вопросы философии. 1966.

№5.

Гейзенберг Е. Шаги за горизонт. М., 1987.

Добронравова Н.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990.

Заблуждающийся разум. Мнообразиё вненаучного знания. М., 1990.

Ильин В.В. К вопросу о критериях научности знания // Вопросы философии. 1986. №11

Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Ключарев ГА., Кузнецова Л.С. Идея симметрии: ее обоснование и развитие в частных науках//Философские науки. 1990. №4

Пахомов Б.Я. Становление современной фи?^ческой картины мира. М., 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М, 1983.

Пригожий И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии. 199!, X» 6.

джабов У .А. Система Ньютона и современная картина мира // Философ*»• науки. 1988. №9.

Гузавин Г. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения .; . Свободная мысль. 1993. № 17-18.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.', 1994.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Система. Симметрия. Гармония. М., 1988.

Структура и развитие науки. М.. 1978.

Фролов ИЛ». Философия и этика науки: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1989. № 1.

Цвырев B.C. Анализ научного познания. М., 1988.

Цилов H.1I. О. понятии «метод"// Философские науки. 1991.

П. Современные научные представлении о строении материи

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации М., 1994.

Барашенков B.C. Кварки, протоны, вселенная. М» 1987.

Барашенков B.C. Вселенная ь электроне. М., 1988

Вселенная, астрономия, философия. М., 1988

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Грюнбаум А. Происхождение против творения в физической космологии // Вопросы философии. 1995. №2

Делокаров К.Х. А.Эйнштейн и квантовая механика // Философские науки. 1988. №8.

Демин В.Н., Селезнев В.П. Мироздание постигая... М., 1989.

Мигель Ф.Ю. Неисчерпаемость бесконечности. М, 1984

Ефремов ЮН. Глубины Вселенной. М., 19/8.

Клевцов М.И. Раскрытие тайн мироустройства. М., 1995.

Кузнецов Б.Г. Беседы о теории относительности. М., 1960.

Ландау Л .Д., Брумер Ю.Б. Что такое теория относительности. М., 1975.

Ковальчук А.Е. К проблеме квантовой механики //Философские науки. 1988. № 10.

Мостепаненко A.M. Проблема существования в физике и космологии. Л., 1987.

Мухин К.Н. Занимательская ядерная физика. М., 1985

Новиков Н.Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.

Панченко А.И. Философия, физика, микромир. М., 1988

Петров Ю.А. Физическая ма.ерия и физическая реальность //Философские науки. 1991. №10.

Радунская И. Предчувствия и свершения. М., 1987.

РеджеТ. Этюды о Вселенной. М., 1985.

Турсунов А. Человек и мироздание. М., 1986.

Чудинов Э.М. Теория познания и современная физика. М., 1974.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980.

Ш. Пространство и время в современной научной картине мира.

Аронов РА. О некоторых результатах постижения времени // Вопросы философии. 1994. № 5

Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М., 1982.

Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии, 1994. № 3

Гоффман Б. Корни теории относительности. М., 1987.

Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., 1967.

Дубровский В.Н. И.Ньютон и классическая гравитационная концепция пространства-времени //Философские науки. 1990. № 1С.

Жуков Н.И. Философские основания математики. Минск, 1990.

Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. № 4

Лолаев Т.П. Время в природе. Владикавказ. 1991.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.

паненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974.

чьный Р.Г. Освоение времени. М., 1989.

Ьигожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989 №8.

Пространство и время. Киев, 1984.

Уитроу Дж. Структура и природа времени. М., 1984.

Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965. v

Чудннов Э.М. Теория относительности и философия. М., 1974.

IV. Особенности биологического уровня организации материн

Антономов IO.F. Размышления об эволюции материи. М., 1976.

Афанасьев В.Г. мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.

ВерналД. Возникновение жизни. М., 1969.

Ниоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы «круглого стола»)'/ Вопросы философии. 1992. № 10.

Григорьев А.Б. Противоречие биологической формы движения материи//Философские науки. 1990. № 6.

Георгиевский А.Б., Попов Е.Б. «Белые пятна» эволюции.М., 1987.

Иванюшкин А.Я. Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии. 1994. № 3

Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М., 1979.

Карпинская Р.С. Биология, идеалы научности и судьбы человечества // Вопросы философии. 1992. №11.

Косткж Н.Т. О сущности жизни. М., 1985.

Кушиев Н.К К вопросу о механизмах эволюции/УФилософские науки. 1991. №4

Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Опарин А.И. Материя, жизнь, интеллект. М., 1977.

Пастуший С.А. Генетика как объект философского анализма. М., 1981.

Серебровская КБ. Сущность жизни: история поиска. М., 1994.

Сидоренко Л.И. Развитие биотехнологии: философские аспекты // Философские науки. 1989. №3

Складнее. Что может биотехнология? М, 1990.

Тищенко П.Д. к началам биоэтики // Вопросы философии. 1994. № 3.

Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

Шарова И.X. Проблемы теории эволюции. М., 1981.

Шгрбанова С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. М., 1984.

Штернберг М.И. Проблема Берталанфи и определенг.е жизни // Вопросы философии. 1996. №2

Эйгсн М, Винклер Р. Игра жизни. М., 1979.

Югай ГЛ. Общая теория жизни. М.. 1985.

V Бносф .ра. Ноосфера. Человек.

Аксенов Г.П. О научном творчестве Вернадского // Вопросы философии. 1993. №6. \

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вернадский В.й. Научная мысль как планетное явление. М.., 1991.

Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов // Вопросы философии. 1995. № 6

ГиренокФИ. Русскиекосмисты. М., 1990.

{ Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

Глобальные экологические проблемы. М., 1988.

Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1992. № 7.

Колгинский Э.И. Эволюционный процесс в современной биосфере //Философские науки. 1990. № 1.

Круть И.В. Экологические коллизии России //Вопросы философии. 1995. Ня 3

Курашев В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. 1995. № 3

Лось В А. Глобальные проблемы в контексте развития современного научного знания // Вопросы философии. 1988. № 5.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М. 1990.

Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М, 1985.

Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. ! 991. № 3

 

Огурцов А.П. Тектология А.А.Богданова и идея коэволюции // Вопросы философии. 1995. № 8,

Туровский МБ., Туровская СВ. Концепция Вернадского и перспектива эволюционной теории//Вопросы философии. 1993. №6.

Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. № 2.

Философские проблемы социальной экологии // Философские науки. 1990. №8.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1974.

Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1991. №3.

Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М., 1980.

VI, Человек как предмет естественно-научного познания

Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 1991. №1.

Алексеева И.Ю. Искусственный интеллект и рефлексия над знанием // Философские науки. 1991 .№ 9.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990.

Бассин Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений // Философские науки. 1990. № 3.

Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. 1991. №1.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

Дубинин Н.И. Что такое человек. М., 1984

Иванюшкин А.Я. Биоэтика и психиатрия // Вопросы философии. 1994. № 3.

Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии. М., 1984.

г арпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. М,, 1988.

ссиди Ф.Х. Философские и этические проблемы генетики человека. М., 1994.

тан Л. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. № 12.

110 /

Лоренц К. Агрессия. М., 1994 Линден 10. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. Матвеев B.C. Загадки и резервы психики. Свердловск. 1990

Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека//Философские науки. 1991. №2.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез к цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. J& 1.

Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994. № 3

Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи. М., 1987.

Тартаковский М.С. Человек - венец эволюции? М., 19901

Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. 1994. № 2

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6.

Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. Ш 7.

Юдин Б. Возможно ли рациональное самоубийство // Человек. 1992. № 6.

 


КОСМИЧЕСКАЯ ШКАЛА ВРЕМЕНИ



Космическое время Эпоха Температура Характерные процессы Время от сегодняшнего момента
Сингулярность   Большой взрыв 20 млрд. лет
10-4jc Планка ю-" Рождение элементарных частиц. Во Вселенной доминирует излучение  
Wib с Барионов 10м Установление числа барионов, возникновение асимметрии между ма­терией и антиматерией  
Ю-8 с Адронов 1014 Аннигиляция протон-антипротонных пар  
10"3 с Лептонов Ю1^ Аннигиляция электронно-позитронных пар  
100 с Синтеза ядер 10У Становление первоначаль­ного химического состава Вселенной (Н-70%. Не- 30%)  
10 000 лет Вещества   Во Вселенной начинает доминировать вещество  
10х лет Прозрачной Вселенной Отделение излучения от „вещества _ 19,7
1-2 млрд. лет     Начало образования галактик 19-18
о j     Галактики начинают образовывать скопления
    Сжатие нашей Протогалактики
4,1     Образование звезд 15,9
15,2     Образование межзвездного облака, давшего начало Солнечной системе 4,8
15,4   2,7 Образование планет  
16,1 Архейская   Образование самых древних земных пород 3,9
    Зарождение микроорганизмов  
Протерозойская   Возникновение атмосферы, богатой кислородом
Рифей   Зарождение макроскопи­ческих форм жизни
19,4 Венд   Самые ранние окаменелос­ти. Кишечнополостные 600 млн. лет
19,420 19,425 19,49 19,575 Палеозой Ранний кембрий Поздний кембрий Ранний силур   Иглокожие, трилобиты, брахиоподы. Фораминиферы, моллюски. Челюстноротые Бесчелюстные 580 575 510 450-425 425
19,580 Поздний силур   Первые растения на суше
19,610 Ранний девон   Рыбы, папоротники, бескрылые насекомые
19,630 Поздний девон   Голосеменные
19,690 Поздний карбон   Крылатые
19,735 Ранняя пермь   Насекомые
19,755 Мезозой   Зверообразные <

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.015 с.)