Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X. Человек как предмет естественнонаучного познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема антропосоциогенеза Человек – уникальное творение Вселенной. Непрерывно развиваясь, он остается вечной проблемой для самого себя. Эта волнующая проблема издавна притягивала внимание философии и науки. Человек является биосоциальным существом и в то же время представителем биологического вида – Homo sapiens, принадлежащего к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду узконосых приматов, семейству гоминид. В настоящее время человека изучает целый комплекс различных наук: антропология, физиология, психология, социология, этнография, медицина, генетика, этика и другие. Чтобы приблизиться к более или менее целостному понимаю, необходимо взаимодействие всех этих наук. С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении. Религия, как известно, объявляет человека божественным творением. Она подчеркивает исключительность человека среди других явлений природы, наделяет его бессмертной душой. Согласно современным научным данным, наиболее адекватной действительности является эволюционная теория происхождения человека от животного предка – гоминид. Уже некоторые античные мыслители обратили внимание на сходство человека и обезьяны. В дальнейшем, в противовес религиозной догматике, начинает пробиваться и крепнуть мысль, что именно обезьяна – исходное существо в эволюции человека. Наиболее близко к этой мысли подошел Ж.Б. Ламарк, идеи которого оказали большое влияние на Ч. Дарвина. В 1871 г. была Опубликована его работа «Происхождение человека и половой отбор». Опираясь на свою эволюционную теорию, Дарвин пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа, возник в результате очень длительного и постепенного развития. Он привел много убедительных фактов, свидетельствующих о нашем животном происхождении. Среди них: 1)сходство в строении тела и функциях у человека и его животных предков (это подтверждает, например, сравнительная морфология); 2) сходство некоторых признаков их зародышей (эволюционная эмбриология свидетельствует: в своем утробном развитии мы, как и другие организмы, как бы проходим тот путь, который был пройден нашими животными предками в процессе длительной эволюции природы Земли); 3) наличие у человека рудиментарных (унаследованных от животных предков) органов, которыми он теперь не пользуется (аппендикс, недоразвитые ушные мышцы, волосы, покрывающие тело и др.). Согласно Дарвину, люди произошли от обезьян «человекообразной группы», которые, однако, не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человека ученый считал Африку. Он полагал, что огромное преимущество, по сравнению с другими животными, люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга. Дарвин считал: человек приобрел эти свойства за счет естественного и полового отбора. Отдавая должное дарвиновской теории, Ф. Энгельс, тем не менее, акцентировал внимание на роли социальных факторов в становлении человека. В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) он выдвинул трудовую теорию происхождения человека. Усвоение высокоразвитой породой обезьян прямохождения, а вслед за этим совместное изготовление и использование орудий труда, согласно Энгельсу, стимулировало развитие речи, руки, мозга человека. Эволюция древних человекообразных обезьян была целиком обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Этот путь привел, в конце концов к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изготавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем изменения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавшей людей от неблагоприятных условий естественной среды. Вначале, когда орудия труда и средства выживания человека были еще очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал существенное изменение строения тела древних людей, порождая новые их виды. Ко времени появления кроманьонцев – ископаемых людей современного вида – решающую роль стали играть не факторы биологической эволюции (наследственность, изменчивость и естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совместной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе и т.п.). В результате биологическая эволюция человека по существу прекратилась. Вот почему современные люди так мало отличаются от ископаемых кроманьонцев. Таким образом, антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) представляют собой единый процесс – антропосоциогенез. Существуют и другие подходы к решению проблемы антропогенеза. Например, подход, который обращает внимание на роль культа: именно ритуальная точность культовых церемоний значительно ранее предшествовала механической точности в работе и разделению труда (Л. Мэмфорд). Еще один подход утверждает, что становление человека определяется теми средствами связи, на основе которых осуществляется общение людей, а не развитием орудий труда (А. Маклюэн). Тем не менее, именно трудовая теория происхождения человека и общества получила наибольшее признание в науке. Но надо иметь в виду, что трудовая теория Энгельса не исключала, а дополняла теорию естественного отбора Дарвина. Однако, как считают многие исследователи, роль биологического фактора (естественного отбора) в эволюции человека постепенно уменьшалась, а роль социального (совместного труда) – увеличивалась, пока, в конце концов, он не занял ведущего положения. Современная наука учитывает и факт влияния меняющихся естественно-природных условий Земли на процесс антропосоциогенеза. Исходя из этого, многие ученые подчеркивают также роль природных явлений в эволюции человека: изменение климата на всей Земле или в отдельных районах на рубеже третичного и четвертичного периодов кайнозойской эры; разломы земной коры, обнажавшие урановые руды, что резко повышало радиационный фон окружающей среды. Выяснилось также, что в течение последних 3-5 млрд. лет четырежды менялись магнитные полюсы Земли, что связано, вероятно, с действием космического фактора. Эти мощные магнитные, тектонические, радиационные и другие воздействия способствовали изменению наследственности ископаемых людей. В современной генетике высказывается идея о закономерном уменьшении числа хромосом в процессе эволюции приматов (полуобезьян и обезьян) и древних людей: от 78 – 54 у низших обезьян до 48 у высших, человекообразных и 46 – у человека. Итальянский генетик Б. Киарелли высказал гипотезу о том, что у предка человека произошло слияние двух пар хромосом, в результате чего усилились те из них, которые определяют развитие мозга и нервной системы. Существуют и другие гипотезы относительно вариантов перекомбинации генофонда формирующихся людей. При всем том, главной причиной перестройки жизнедеятельности высших антропоидов (человекообразных обезьян) явилось развитие совместной трудовой деятельности, сознания и речи. Большой вклад в современное понимание антропогенеза вносят такие науки, как антропология, палеонтология, сравнительная морфология, приматология, генетика и др. Схему эволюции от животных к человеку можно представить так. Наиболее близкой к нему оказывается группа так называемых дриопитеков (древесных обезьян), остатки которых обнаружены в Западной Европе, Африке и Азии. Свыше 20 миллионов лет назад дриопитеки разделились на две большие группы. Первые почти без изменения дожили до современности и навсегда остались в царстве животных (гориллы, шимпанзе). Судьба вторых иная: сначала они обитали на окраине леса, а затем, в связи с похолоданием климата, оказались в лесостепных районах. Отсюда – необходимость в прямохождении и изменения в пище. Существуют и другие версии усвоения высокоразвитой породой обезьян прямой походки: те предки человека, которые жили в горах, вынуждены были перебираться по каменистым уступам, хватаясь за выступающие камни передними конечностями. В результате передние конечности могли быть задействованы в трудовых операциях и оборонительных действиях. Дальнейшее развитие антропоидов привело к возникновению нескольких видов человекообразных обезьян. Косные останки одного из них – австралопитека («южной обезьяны») были найдены в 1924 году археологом и палеоантропологом Р. Дартом в Африке. В дальнейшем были открыты более древние останки австралопитеков. В настоящее время наиболее реалистичной датой начала антропогенеза считается 2,5-3 млн. лет. Австралопитеки по величине были примерно равны современному павиану. В их строении проглядывали уже некоторые признаки будущего человека: тело их было выпрямлено, они постоянно передвигались на двух ногах. Мозг был достаточно велик – около 600 см3. Для сравнения: объем мозга современной обезьяны 400-600 см3, а современного человека 1400-1600 см3. Дальнейшими звеньями в формировании человека явились: так называемые Homo Habilis, т.е. «человек умелый» (возраст 1850000 лет, объем мозга 670-680 см3, останки обнаружены в Восточной Африке в 1960 г.) и зинджантроп, т.е. «восточно-африканский человек» (возраст – 1,5 млн. лет). Еще немецкий естествоиспытатель Э.Геккель в 1868 году указывал на то, что в ходе эволюции между обезьяной и человеком должно существовать какое-то переходное звено, обладавшее как человеческими, так и обезьяньими признаками. Это переходное звено он назвал питекантропом, т.е. обезьяночеловеком. Ископаемые останки такого существа были найдены на острове Ява голландским антропологом Э. Дюбуа в 1891 году. Питекантроп был значительно крупнее австралопитеков: его рост – 170 см, объем мозга 850-900 см3. Останки еще более продвинутых древних людей были обнаружены в 20-х годах в Китае. Их назвали синантропами. Они уже употребляли мясную пищу, использовали огонь, вели стадный образ жизни. Объем их мозга – в среднем 1050 см3. Возможно, у них уже была членораздельная речь. Ученые объединяют всех древнейших ископаемых людей (питекатроп, синантроп и др.) в единый вид Homo erectus – «человек прямоходящий». Следующий важный этап в эволюции человека – неандерталец. Название по месту первой находки в Германии – в долине Неандерталь. К настоящему времени их останки найдены во многих частях старого света. Начало их формирования отстоит от современности, по-видимому, на 200-250 тыс. лет. Прошли многие и многие десятки тысяч лет, прежде чем на нашей планете окончательно утвердился современный вид человека – Homo sapiens («человек разумный»). По месту первой находки его назвали кроманьонцем (1868 г., пещера Кро-Маньон во Франции). С ним связывают начало существования общинно-родового строя. Все люди, которые живут сейчас на Земле – потомки кроманьонцев. Есть основания считать, что кроманьонцы вытеснили близкий им вид неандертальцев в борьбе за выживание. Это произошло благодаря тому, что кроманьонцы смогли в большей степени обеспечить развитие общественных форм жизни, большую организованность человеческих индивидов, лучшее их подчинение общим правилам поведения. Со времен кроманьонцев природные факторы жизни людей все больше дополнялись культурой – созданными ими самими миром орудий труда, жилищ, одежды, форм поведения, обычаев и т.п. Созданные кроманьонцами каменные, костяные и роговые орудия труда значительно превосходили приспособления неандертальцев. Кроманьонцы изготавливали составные орудия, не только обкалывали, но и обтачивали каменные орудия. У них появилось искусство. На стенах их пещер обнаружены рисунки животных и охотничьих сцен, вместе с орудиями труда найдены вырезанные кроманьонцами из кости фигурки животных и людей. Кроме того, в этот период происходит одомашнивание первых животных. Современные исследования, в том числе и культурологические, в полной мере подтвердили решающую роль надбиологических факторов в формировании современного человека – Homo sapiens. В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens обычно выделяют следующие периоды: · палеолит – древний каменный век продолжительностью от 2 – 3 млн. лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человеческий род продвинулся от вида Homo habilis («человек умелый») до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens («человек разумный»). Становящийся, формирующийся человек пользовался постепенно совершенствовавшимися каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством; · неолит – новый каменный век (8 – 3 тысячелетия до н.э.). В эту эпоху осуществился переход от присваивающего хозяйства (собирательства, охоты) к производящему (скотоводству, земледелию). Люди научились шлифовать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества; · бронзовый век – исторический период, сменивший неолит (4 – 1 тысячелетие до н.э.). Характеризуется производством и использованием бронзы (сплавов меди с оловом, алюминием, бериллием, свинцом и др. металлами), бронзовых предметов и оружия. Это время распространения кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности, рабовладельческих цивилизаций и государств. Таким образом, человек не только биологическое существо, но и вместе с тем результат всего социального развития человечества. При этом формирование человека связано не только с его социализацией, в которой решающую роль сыграл труд, но и с изменением и совершенствованием его биологической организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.01 с.) |