Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под фонетико-фонологической компетенцией как составной частью речеязыковой компетенции понимается способность правильно воспринимать на слух звуковой образец, отличать его от других артикуляторно и акустически близких звуков и правильно его воспроизводить. Помимо звукоразличения и звукопроизнесения фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового (фонологического) анализа и синтеза, правильным произношением слов различной слоговой структуры. Оценка сформированности фонетико-фонологической компетенции осуществляется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на изучение состояния фонематического слуха (фонематического восприятия), звукового (фонологического) анализа и синтеза, сформированности навыков правильного произношения звуков, слов различной слоговой структуры. Уровень сформированности фонематического слуха (умения различать речевые звуки на слух) и навыков звукового анализа и синтеза (умения определять количество и последовательность звуков в слове) определяется по результатам выполнения специальных заданий. Например, для проверки состояния фонематического слуха предлагаются задания такого типа: Задание 1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с» в словах: кошка, сумка, нос, шуба, паста. Задание 2. Разложи картинки на две группы. Первая группа — слова, в которых есть звук «с», вторая группа — слова со звуком «ц». Для оценки уровня сформированности навыков звукового (фонологического) анализа и синтеза предлагаются задания, при выполнении которых требуется определить количество и последовательность звуков в слове. Напомним, что данные навыки формируются у ребенка в результате специального обучения. В качестве примера диагностического задания можно привести следующее: Назови первый (последний) звук в слове (дом, кот, аист, банка, утка). Для проверки произношения слов, имеющих различную слоговую структуру, ребенку предлагается повторить слова различного типа. Например: милиционер, баобаб, кораблекрушение. Слова для повторения подбираются с учетом возраста ребенка. Звукопроизношение оценивается на основе анализа всей речевой продукции, которую удалось получить во время диагностической процедуры. Результаты обследования звукопроизношения целесообразно заносить в таблицу, обязательно указывая в соответствующей рубрике тип нарушения. Например: «призубный сигматизм свистящих звуков»; «губно-зубной сигматизм шипящих звуков, ламбдацизм». Формулировки в рубриках, отражающих уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции, могут быть следующими: «уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции соответствует / не соответствует возрастной норме»; «фонематический слух сформирован / не сформирован»; «наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных (например, з — с, ш — ж); нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих в их состав звуков (например, ц — с, ч — ть)»; «навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза не сформированы»; «навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога (гласный +согласный)»; «навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся вактивной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа.... указать конкретный тип слов)»; «слоговая структура слова не нарушена / нарушена (пропуски / пере-тановки / замены звуков / слогов)»; «звукопроизношение не нарушено / нарушено (тип нарушения)». >. Состояние артикуляционного аппарата Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций и речевого дыхания/голосо-образования. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата. Результаты обследования артикуляционного аппарата могут быть оформлены в соответствующих рубриках следующим образом: «строение артикуляционного аппарата нарушено / не нарушено»; «двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены / не нарушены»; «речевое дыхание и голосообразование нарушены / не нарушены: речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий». В случае нарушений, выявленных в артикуляционном аппарате, семиотическая картина складывается из следующих составляющих: 3.1. Семиотика нарушений строения артикуляционного аппарата: ния; глубокий/открытый/перекрестный прикус); неправильное положение зубов и изменение их формы (адентия, диастема, сверхкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиловидные, бочковидные, клиновидные и др.)) и величины (макро- и микродентия); аномалии языка (макро- и ми-кроглоссия); аномалии уздечек верхней/нижней губы и языка; пороки развития челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица: расщелины губы, твердого и мягкого нёба, альвеолярного отростка нёба, деформации челюсти, несмыкание губ и др. 3.2. Семиотика нарушений двигательных функций артикуляционно — речедвигательные расстройства (неврологический синдром в — нарушения функций лицевой мускулатуры: тонус мышц лица — нарушения функций мускулатуры языка: тонус мышц языка — нарушения функций мускулатуры мягкого нёба: малоподвижное
— вегетативные расстройства: гиперсаливация (постоянная или — нарушения акта приема пищи: отсутствие или затруднения же 3.3. Семиотика нарушений речевого дыхания и голосообразования — нарушения ритма речевого дыхания: затрудненное, поверх — нарушения голосообразования (афония, дисфония): наруше 4. Просодическое оформление речи Просодическое оформление речи изучается как на основе наблюдения за интонацией и темпоритмической организацией речи ребенка в целом (например, при рассказе или пересказе), так и на основе анализа результатов выполнения специальных диагностических заданий. В качестве примеров таких заданий можно привести следующие: Задание 1. Повтори эти предложения с разной интонацией: Миша купил цветы? Миша купил цветы? Миша купил цветы? Задание 2. Дай утвердительные ответы на вопросы: Вопрос: Миша купил цветы? Предполагаемые ответы: Да, Миша; Цветы купил Миша. Вопрос: Папа ходил в магазин? Предполагаемый ответ: Да, ходил. Оформление соответствующей рубрики в речевой карте может выглядеть следующим образом: «просодическое оформление речи нарушено / не нарушено»; «речь интонационно выразительна / невыразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный»; «темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный»; «ритм речи не нарушен / нарушен: речь растянутая, скандированная»; «нарушение темпоритмической организации речи: заикание, запинки»; «допускает / не допускает ошибки в постановке ударения»; «правильное / неправильное интонационное членение / объединение речи (паузирование, повышение / понижение голоса и т. п.)»; «понимание / непонимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа». Двигательное развитие Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений. 5.1. При изучении основных двигательных навыков и координатор — сформированность основных двигательных навыков (сидения, пол — объем, сила, координация движений. Оценка основных двигательных навыков осуществляется посредством визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований, путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации) и по итогам выполнения специальных диагностических заданий. 5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный — сформированности целенаправленных движений тела и конеч — сформированности целенаправленных артикуляционных движе Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды (нарушения) пракси-са (см. Приложение 5). Результаты обследования двигательной сферы могут быть оформлены в соответствующих рубриках следующим образом: «основные двигательные навыки сформированы / сформированы недостаточно / не сформированы»; «наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы; нарушения тонуса: спастичность / гипотония /дистония; нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)»; «наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функ-дии: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координа-дии; моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), крушения согласованности действий рук»; «наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия); наблюдаются нарушения восприя-тия и выражения эмоций». >. Психологическая база речи Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер пси-хики, которые обеспечивают речепонимание/речепроизводство и непо-редственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы ре-и осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, ре-евого внимания, мышления. При оценке мыслительных процессов (вербальный и невербальный интеллект) очень важно учитывать возраст ребенка. Так, например, интеллект ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте оценивается по результатам выполнения задач, представленных в наглядно-образной форме. В старшем дошкольном возрасте невербальный интеллект оценивается по результатам выполнения задач, представленных абстрактно-логической форме, вербальный — в словесно-логической. Для углубленного изучения психологической базы речи используют-ся специальные психологические тесты. Однако известно, что результаты выполнения речеязыковых заданий, которые традиционно используются в логопедической диагностике, также позволяют получить достаточное количество информации о состоянии психологической базы речи. Так, например, оценивая объем словаря, логопед одновременно получает и информацию о состоянии вербальной памяти, о которой можно судить и по результатам выполнения задания на пересказ текста. Оценивая уровень сформированности фонематического слуха, специалист одновременно получает информацию и о состоянии речевого внимания и т. п. Поэтому заполнение соответствующей рубрики в речевой карте моет осуществляться либо по результатам специального тестирования, ко-рое было проведено психологом, либо на основе анализа результатов ди-агностики речеязыковой компетенции ребенка. 6.1. Вербальная память (объем вербальной памяти, длительность «объем вербальной памяти достаточный для осуществления полноценной коммуникации»; «объем вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются незначительные/выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации». 6.2. Речевое внимание: «сформировано /не сформировано»; «наблюдаются трудности концентрации и/или распределения внимания при работе с вербальным материалом». 6.3. Мышление: «соответствует/ не соответствует возрасту; нарушено / не нарушено»; «наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира»; «решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)»; «мышление наглядно-образное, носит целевой, организованный характер»; «мышление наглядно-образное, присутствуют элементы абстрактно-логического / словесно-логического мышления». Блок В Дополнительная информация Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.007 с.) |