Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования праксиса

Поиск

К основным видам праксиса относятся: кинестетический (праксис позы, статический) и кинетический (динамический). По локализации на­рушения праксиса (диспраксии) классифицируются на: оральнуюдиспрак-сию/апраксию (затрагивает лицевую и артикуляционную мускулатуру) и постуральную (затрагивает все тело или туловище); иногда одельно выде­ляют диспраксию конечностей (рук).

Нарушения праксиса (апраксии/диспраксии) в классической невро­логии определяются как приобретенные нарушения действий и целена­правленных движений, при которых отсутствуют сенсомоторные наруше­ния, парезы и другие первичные двигательные нарушения.

Так, например, кинестетическая оральная диспраксия проявляется в неумении выбрать нужную пространственную схему артикуляционного движения при принципиальной возможности его осуществления. Кинетическая оральная апраксия проявляется в неумении совершать серию плавных переключений артикулем.

Оральный праксис

Кинестетический праксис (праксис позы)

1. Ребенка просят повторить артикуляционную позу по визуальному
образцу (по речевой инструкции): вытянуть губы трубочкой, надуть щеки,
высунуть язык, открыть рот и опустить (поднять) язык как можно ниже
(выше) и т. п.

2. Артикуляционным органам ребенка (языку, губам) придают опре­
деленную позу и просят удержать ее в течение некоторого времени (считая
от одного до трех или пяти).

Кинетический праксис (динамический)

1. Ребенку предлагаются для повторения различные артикуляцион­
ные движения: пощелкать языком, нахмурить брови, а затем улыбнуться,
дотронуться языком до левого, затем до правого угла рта и пр.

2. Ребенку предлагается, следуя показу, затем инструкции, поднять
(опустить) язык, отклонить его влево, вправо, выдвинуть вперед, затем
отодвинуть в глубь рта и т. п.

Семиотика нарушений орального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в артикуляционных органах, слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз; нарушение последовательности, плав­ности артикуляционных движений.


Постуральный праксис

Кинестетический праксис (праксис позы)

1. Ребенку предлагается повторить определенные позы тела, которые
демонстрирует исследующий. Например, в положении стоя вытянуть руки
вперед, голову отклонить назад.

2. Ребенку предлагается повторить определенные позы пальцев рук,
которые демонстрирует исследующий. Например, сжать пальцы в кулак
или разжать их; соединить первый и второй пальцы в кольцо; воспроизве-
сти различные положения пальцев кисти (вытянуть указательный и сред-
ний пальцы (остальные сжаты) и т. п.

3. Ребенку предлагается закрыть глаза. Исследующий придает опре-
деленную позу пальцам рук ребенка, затем возвращает их в исходное по-
ложение и просит ребенка: а) воспроизвести позу этой же рукой; б) дру-
гой рукой.

Кинетический праксис (динамический)

1. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
тела: в положении стоя вытянуть руки вперед, согнуть ноги в коленях, при-
сеть, затем поднять руки вверх.

2. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
руки (рук): «кулак»—«ребро» — «ладонь».

3. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить графиче-
скийобразец на бумаге, не отрывая карандаша.

4. Ребенку предлагается повторить движение «игра на рояле» (после-
довательные движения пальцами), зашнуровать ботинки, застегнуть пуго-
виуу и т. п.

5. Ребенку предлагается пропрыгать на одной ноге (правой, затем ле-
вой ) вдоль линии на полу.

Семиотика нарушений постурального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в теле и конечностях, слабость кинестетиче-ских ощущений поз тела и конечностей; нарушение последовательности, плавности движений тела и конечностей.


Литература

Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление

диагноза. М., 2004. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие

/Подред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

Анохин П.К- Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. Безрукова О.А. Грамматика русской речи: Учеб.-метод, пособие... дошк. и

мл. шк. возр. М., 2007. Безрукова О.А. Слова родного языка: Учеб.-метод, пособие... дошк. и мл.

шк. возр. М., 2009. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста: Науч.-метод, изд. М., 2008. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоения устной речи. М., 1977. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы

дефектологии. М., 1987. Грибова О.Е. О содержании понятия «онтогенетический принцип» в

логопедии // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ю. Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников. СПб., 1999. Лепская Н.И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации). М.,

1997.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,

1974. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.


Чьокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М., 2009. Т. 1.

Чальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб., 2002.

Чриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые

годы жизни: Метод, пособие. СПб., 2006.

7риходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить. М., 2009. эечевое и психологическое развитие дошкольников / Отв. ред. A.M. Шах-

нарович. М., 1998. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте. М., 2002.

]имерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия // Логопедия: Метод.

наследие. Кн. III / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. 'кворцов И.А. Неврология развития. М., 2008.

'требелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагоги­ческая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие. М., 2004.

такова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ре­бенка: (Анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: Формирование и развитие. М., 1998. иакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. М., 2004. омичеваМ.Ф. Воспитание удетей правильного произношения. М., 2000. зеткова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического

обследования детей. М., 1997.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. Ш укинА.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Методологические основы определения структурно-
содержательных компонентов речевой карты ребенка
дошкольного возраста.................................................................
5

§ 1. Концептуальные подходы к диагностике речи детей

дошкольного возраста в современной логопедии........................ 5

§ 2. Принципы составления логопедического заключения............... 11

§ 3. Принципы составления психолого-педагогического

заключения.................................................................................... 15

Глава 2. Структура и содержание речевой карты ребенка

дошкольного возраста................................................................. 19

§ 1. Модель речевой карты ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)............................................... 19

§ 2. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.................. 21

§ 3. Модель речевой карты ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)............................................... 34

§ 4. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка среднего и старшего дошкольного возраста................. 36

Приложение 1. Речевая карта ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)............................................................. 51

Приложение 2. Речевая карта ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)............................................................. 54

Приложение 3. Средние показатели нервно-психического развития

детей первых лет жизни.............................................................................. 58

Приложение 4. Тестовые задания для определения уровня

сформированности речеязыковой компетенции....................................... 67

Приложение 5. Методы исследования праксиса...................................... 95

Литература................................................................................................... 97


Научно-методическое издание

Безрукова Ольга Александровна

Приходько Оксана Георгиевна

Служакова Ольга Ивановна

Челей Нонна Самойловна

Методические рекомендации

по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста

Редактор, корректор M.JJ. Береснева Дизайн и компьютерная верстка Н.В. Тимирязева

Подписано в печать 20.09.2010. Заказ № 112 Формат 70x100/16. Бумага офсетная. Гарнитура LiteraturnayaC

Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,25. Тираж 1000 акз.

Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный Дом» 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2 А

Издательство «Русская Речь» 129323 Москва, ул. Снежная, д. 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 4454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.008 с.)