Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметная и предметно-игровая деятельность

Поиск

Год

Играет с несколькими игрушками, понимая и ставя их друг около дру­га, нанизывает кольца пирамидки на ось, вкладывает маленький предмет в большой, стучит молоточком. Усваивает условные действия с игрушка­ми, играет с мячом (катает, бросает мяч), совершает процессуальные дей­ствия с песком, водой (пересыпает, переливает из емкости в емкость, вы­сыпает, выливает), перекладывает игрушки, бросает их в ожидании того, что взрослый поднимет и отдаст ему.

2 года

Предпочитает игрушки, действия с которыми носят активный харак­тер (поезд, телефон, металлофон), правильно собирает пирамидку, на­чинает усваивать ролевые отношения, формируется ролевое поведение. Способен совершать более сложные манипуляции с предметами.

2 года 6 мес.

Появляются элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, го­ворит по телефону, нагружает машину, катает машинку, поезд, имитирует движение самолета и т. п.).

3 года

Ребенку доступна совместная сюжетная игра со сверстниками, ис­пользование по назначению предметов в игре.

Сенсорное развитие Зрительное восприятие

Год

Останавливает взгляд на объекте (игрушка, лицо человека, круп­ная картинка) и подолгу рассматривает его на расстоянии, прослежива­ет взором движущиеся предметы. Дифференцированно воспринимает лица близких и знакомых, узнает себя и близких в зеркале. Показывает по просьбе взрослого отдельные предметы быта, игрушки, животных. Может подобрать парные картинки (идентичные объекты).

Узнает знакомые предметы на крупных картинках, дифференцирует форму и величину объемной игрушки.


1 год 6 мес.

Узнает знакомые предметы на картинках, соотносит (сличает) объек­ты по форме, цвету и величине. Узнает знакомых и близких людей по фото­графии. Подбирает парные картинки по цвету и величине. Разбирает и со­бирает матрешку из двух частей.

Следит за движущимся предметом во всех направлениях, способен отыс­кать игрушку, перемещаемую в пространстве в нескольких направлениях.

Года

Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. По просьбе взрослого правильно выбирает предмет по цвету, размеру и форме. Стро­ит башню, складывает пирамидку из 3—4 звеньев, правильно подбирая предметы по размеру. Может построить башню по образцу.

Выбирает нужную картинку из 5—7 предъявленных (крупные картинки).

Следит взглядом за линией, проводимой карандашом, может опознать предмет по контуру.

Года 6 мес.

Узнает предметы и действия, изображенные на картинках. Различа­ет предметы по величине и количеству на плоскостной картинке. Визуаль­но определяет расстояние до предмета («далеко—близко») и его местопо­ложение в пространстве («внизу—вверху»). Может построить башню из разноцветных (три цвета) кубиков и брусков по образцу. Соотносит черно-белое изображение предмета с самим предметом.

Года

Способен выполнять задания по доске Сегена (4 фигуры), опознавать перечеркнутые контурные плоскостные фигуры, наложенные фигуры, со­бирать разрезанные фигуры.

Может построить башню по рисунку (реалистичное изображение), повторить узор из кубиков, брусков и т. п.

Слуховое восприятие

Год

Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачива­ет голову в сторону источника. Дифференцированно реагирует на строгую и ласковую интонацию голоса, может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки. Воспроизводит серии речевых звуков с опре­деленной интонацией и ритмом, близким речи взрослого. Охотно повторя­ет услышанные слова, не искажая ихт емпоритмического рисунка. Форми­руется слуховое внимание как реакция на речь взрослого.

Года

Способен по образцу воспроизводить отрезки речи различной протя-


женности (отдельные слова, словосочетания, короткие предложения), не искажая мелодики и темпоритмического контура. Вставляет слова в зна­комые стихи. Может назвать объекты, находящиеся вне поля зрения, по издаваемому ими звуку (пищащая игрушка, лай собаки, бубен, шуршащая бумага и т. п.). Различает голоса близких людей.

Года

Может различать гласные звуки аои, акустически и артикуля-торно далекие согласные ш, см и т. п.). Может воспроизводить по образцу слова достаточно сложной слоговой структуры (велосипед, ско­ворода, кастрюля), предложения с вопросительной интонацией. Может отстукивать простые ритмы по образцу.

Восприятие пространственных отношений

Схема тела и пространственные представления начинают развиваться у ребенка приблизительно к двум годам. Исследование этого аспекта про­исходит на основе совокупной оценки: знает ли ребенок свое тело, пра­вильно ли он воспринимает место прикосновения, может ли показать ча­сти тела по просьбе взрослого, может ли ребенок изобразить тело на ри­сунке, способен ли пользоваться схемой тела.

Года

Может показать по просьбе взрослого части тела и лица на себе, на взрослом, на кукле (голова, ноги, руки, глаза, нос, уши и т. п.). Правиль­но называет часть тела, к которой испытывает прикосновение. Правильно показывает (называет) части тела и лица на рисунке. Правильно показы­вает «верх», «низ», «впереди», «сзади».

3 года

Может показать по просьбе взрослого части тела и лица на себе, на взрослом, на кукле (лоб, подбородок, палец, затылок, локоть, колено и т. п.). Различает пальцы (большой, средний, мизинец). Правильно назы­вает часть тела, к которой испытывает прикосновение (например, колено, большой палец, лоб). Повторяет движения (вверх, вниз, вперед, назад). Правильно изображает человечка (пропорционально; есть все части тела).

Двигательное развитие 1 год

Устойчиво удерживает вертикальную позу сидя и стоя (без поддерж­ки и опоры). Самостоятельно ходит (могут наблюдаться физиологические трудности переключения: изменения скорости и направления передвиже­ния, требующие активности разных групп мышц). Хорошо и быстро полза­ет, наклоняется, поворачивается.


Самостоятельно ест твердую пишу (сухарик, сушку), удерживая ее в г. Удерживает ложку в кулаке.

Указательными и большими пальцами берет мелкие предметы (пин-цетообразное движение). Снимает и нанизывает колечки на стержень пирамидки, перелистывает странички у картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие.

Год 6 мес.

Самостоятельно уверенно ходит, без поддержки (прямо, по кругу, огибать предметы). Перешагивает через небольшое препятствие на полу. Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за поручень. Самостоятельно садится на стул. Бросает мяч вниз, вперед.

Пытается поднести ложку ко рту, удерживая ее в кулаке. Пьет из чаш-небольшой помощью взрослого. Переворачивает по 2—3 страницы в книжке. Рисует каракули, делает росчерки карандашом или ручкой, разрывает бумагу.

Года

Бегает на вытянутых ногах. Спускается по лестнице приставным ша-держась за поручень. Влезает на диван, стул, спускается на пол. Ловит с близкого расстояния двумя руками. Самостоятельно пьет из чашки, большой помощью взрослого ест ложкой полужидкую и жидкую пищу, пользуется вилкой.

Переворачивает по одной странице в детской книге. По образцу копирует вертикальные и круговые линии. Ест ложкой жидкую пищу, пользуется вилкой. Выкладывает узор из мозаики.

Года 6 мес.

Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает на месте. Меняет темп дви-жения (ходьбу на бег и наоборот). Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Правильно держит карандаш, может копировать круг на бумаге, пы-тается его закрасить, соблюдая границы.

Года

Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице с чередовани-

ем ног, перепрыгивает через небольшое препятствие. Бросает мяч в горизонтальную цель, забрасывает мяч в корзину. Удерживает мяч одной рукой.

Способен освоить езду на трехколесном велосипеде.

Копирует прямую, волнистую и прерывистую линии, правильно удер-

живая карандаш.

Самостоятельно расстегивает пуговицы, снимает одежду.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 



ТЕСТОВЫЕ ЗДДДНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Тестовые задания для ребенка 3 лет

Предварительное собеседование (проводится с целью установления пси­хологического контакта с ребенком и определения степени его осведом­ленности об окружающем мире). Примерные вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. С кем ты сюда пришел?

4. Как зовут твою маму?

5. Как зовут твоего папу?

6. Ходишь ли ты в детский сад?

7. Какие у тебя есть игрушки?

8. С какими игрушками ты любишь играть?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 бал­лов. Максимальное количество баллов — 8.

Блок!

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде­лении уровня сформированности словарного запаса ребенка: количества/ качества предметного и предикативного словаря.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

A. матрешка, барабан, машинка, санки, дудочка, колокольчик;
Б. бабочка, мышка, ежик, рыба, лягушка, курица;

B. корова, лошадь, волк, лиса, свинья, котенок, щенок;
Г. яблоко, груша, банан, морковь, капуста, арбуз;

Д. утюг, часы, расческа, зонт, иголка (для шитья); Е. шапка, брюки, платье, варежки, тапочки, туфли; Ж. ваза, лейка, чайник, стакан, тарелка, вилка, ложка. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 43.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.



Рисунки:

A. девочка кормит куклу, девочка купает куклу, девочка причесывает
куклу, девочка одевает (раздевает) куклу;

Б. девочка плачет, девочка спит, девочка ест пирожок, девочка пьет (сок...);

B. девочки подметают пол, девочки поливают цветы, девочка стирает
платье кукле.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 11.

Задание 3. Рассмотри рисунки и ответь на вопросы:

Кого кормит девочка?

Чем девочка гладит?

На чем играет мальчик?

Из чего девочка пьет?

Рисунки: девочка кормит курочку, девочка гладит, мальчик играет на очке, девочка пьет из чашки.

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов, Максимальное количество баллов — 4.

Задание 4. Рассмотри рисунки и покажи: Где желтая рубашка? Где маленький кубик? Где короткая ленточка? Где круглый стол?

Рисунки: желтая рубашка — синяя рубашка, большой кубик — ма-ленький кубик, длинная ленточка — короткая ленточка, круглый стол — квадратный стол.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-пьное количество баллов — 4.

Блок 2

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде лении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных, словообразовательных и синтаксических навыков и умений.

Задание 5. Закончи предложения: Это кисточка, а это... (кисточки) Это кукла, а это... (куклы) Это карандаши, а это... (карандаш)


Это кубик, а это... (кубики)

Это птицы, а это... (птица)

Рисунки: кисточка—кисточки, кукла—куклы, карандаши—каран­даш, кубик—кубики, птицы—птица.

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, не­правильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Найди нужную картинку и ответь на вопрос:

Чем режут хлеб?

Чем едят суп?

В чем варят суп?

На чем сидят?

Чем подметают пол?

Из чего пьют чай?

Рисунки: нож, ложка, кастрюля, стул, веник, чашка.

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, не­правильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 7. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные.

Рисунки: кошка на заборе, кошка под стулом, птица в клетке, собака в конуре.

ОЦЕНКА: правильный ответ (грамматически правильное употребле­ние предлога и соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8. Рассмотри рисунки и покажи:

Где птица вылетает из клетки?

Где собака залезает в будку?

Где мальчик наливает воду в ведро?

Где кошка спрыгивает с дивана?

Рисунки: птица залетает в клетку — птица вылетает из клетки, собака залезает в конуру — собака вылезает из конуры, мальчик наливает воду в ведро — мальчик выливает воду из ведра, кошка спрыгивает с дивана — кошка запрыгивает на диван.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 4.

Задание 9. Послушай предложения и повтори их: Белка сидит в дупле. Собака грызет кость под крыльцом. На лесной поляне растут красивые цветы.


ОЦЕНКА: правильно (без искажений, пропусков и перестановок лов) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество аллов — 3.

Лок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фо-элогических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов эследования фонематических процессов, фонетического и просодическо-> оформления речи.

а да н и е 10. Повтори слова (по одному):

Кастрюля, бегемот, колокольчик, матрёшка, гусеница. ОЦЕНКА: правильно (без искажений слоговой структуры) — 1 балл, 'правильно — 0 баллов (неправильным ответом считаются пропуски, •кажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 5.

здание 11. Повтори слова парами:

ком—дом; мыльница—мельница, бочка—дочка,

кость—гвоздь, мышка—мишка.

ОЦЕНКА: правильно (без искажений звуковой структуры) — 1 балл, правильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

|дание 12. Повтори слоги с различным ударением:

па-па-па, па-па-па, па-па-па;

ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-льное количество баллов — 6.

Тестовые задания для ребенка 4 лет

Предварительное собеседование (проводится с целью установления 1хологического контакта с ребенком и определения степени его осве­щенности об окружающем мире).

Примерные вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Когда ты завтракаешь? (Утром.)

4. Когда ты обедаешь? (Днем.)

5. Когда ты ужинаешь? (Вечером.)

6. Для чего нужен светофор?

7. Что нужно делать, если горит красный свет?

8. Что нужно делать, если горит зеленый свет?


¥

 


9. Какое сейчас время года?

10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?

11. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?

12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 12.

Блок I

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде­лении уровня сформированности лексической системности, которая оце­нивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

3 ада н и е 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

A. полотенце, бусы, ключ, молоток, пила, кастрюля, сковорода;
Б. крокодил, жираф, зебра, бегемот, змея, черепаха, лев;

B. куртка, рубашка, шляпа, платье, юбка, кофта, перчатки;
Г. автобус, трамвай, самолет, вертолет, самокат, велосипед;
Д. лимон, апельсин, перец, кабачок, репа, свекла, тыква;

Е. воробей,голубь, дятел, ворона,кузнечик, пчела, стрекоза. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 41.

Задание 2. Найди лишнюю картинку в каждой группе и объясни свой выбор.

Рисунки: лимон, груша, репа, яблоко, банан; попугай, голубь, бабоч­ка, снегирь, ворона.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: веник, удочка, топор, половник, сачок, пила, кастрюля, ки­сточка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы.

Рисунки: стул—табурет; варежки — перчатки; кастрюля—сковорода; кофта—свитер, автобус—трамвай.


ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

1адание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки: девочки подметают пол, мальчик вытирает лицо полотенцем, евочка купает куклу, девочка стирает, мальчик рубит дрова, мальчик за-ивает гвоздь.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-[альное количество баллов — 6.

Задание 6. Рассмотри рисунки и покажи: грузовую машину, муж-кую куртку, железную лопату, женский зонт.

Рисунки: машина легковая, машина грузовая, куртка мужская, куртка венская, куртка детская, лопата железная, лопата деревянная, зонт муж-кой, зонт женский.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-[альное количество баллов — 4.

>адание 7. Ответь на вопросы:

Какие цветы называют комнатными?

Какую куртку называют детской?

Какой мяч называют футбольным?

Какую лампу называют настольной?

Какую обувь называют уличной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

•лок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде-ении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки рамматической компетенции является сформированность словоизмени-ельных, словообразовательных и синтаксических навыков и умений.

здание 8. Послушай предложения и ответь на вопросы.

Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его мож-о назвать?

Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно азвать?

Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.


г

 


3 ада н и е 9. Внимательно послушай пары слов и объясни, почему эти слова объединили.

Пары слов: хлеб—хлебница, сахар—сахарница, корм—кормушка, велосипед—велосипедист, фокус—фокусник.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (установлена смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить смысловую связь) — 0 бал­лов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 10. Закончи предложение.

Хлеб хранят в хлебнице, а масло в...

Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в...

Двор убирает дворник, а за садом ухаживает...

Сапожник чинит сапоги, а часовщик —...

Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса —...

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, как называются детены­ши этих животных.

Рисунки: кошка, еж, белка, тигр, волк, лев.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 12. Закончи предложения.

Образец: Это кукла, а это куклы.

Это оса, а это...

Это молоток, а это...

Это дом, а это...

Это лист, а это...

Рисунки: кукла—куклы, оса—осы, молоток—молотки, дом—дома, лист—листья.

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, не­правильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 13. Найди нужную картинку и ответь на вопрос. Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки.


ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, не- I >авильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

здание 14. Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются.

Рисунки:

Собака залезает (влезает, забирается...) в конуру — собака вы-зает (выбегает, выползает...) из конуры.

Кошка сидит (находится...) на стуле — кошка сидит (прячет-...) под стулом.

Птица сидит (живет, находится...) в клетке — птица сидит (на-дится, поет...) на клетке.

Кошка сидит (прячется, находится...) на дереве — кошка сидит оячется, находится...) за деревом.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически правильное употре-ение предлога и соответствующего окончания существительного) — >алл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

дание 15. Послушай предложения и ответь на вопросы. Предложения: Бабушка читает книгу своим внукам.

1. Кому бабушка читает?

2. Что бабушка читает?
Осенью птицы улетают на юг.

 

1. Когда улетают птицы?

2. Куда улетают птицы?

Лена и Катя подарили маме букет васильков.

1. Какие цветы подарили Лена и Катя?

2. Кому подарили цветы?

ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос — 1 балл, правиль- \ ответ на второй вопрос — 1 балл. Максимальное количество бал-, — 6.

ж III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фо-огических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов ледования фонематических процессов, навыков звукового анализа и теза, фонетического и просодического оформления речи.

la н и е 16. Повтори слова (по одному):

бульдозер, аквариум, мотоциклист, чертёжник, баобаб, милиционер. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным отве-


том считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 17'. Повтори слоги:

та-да-та; сы-сы-ши; ка-га-ка; жо-зо-жо; ма-мя-ма.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

Задание 18

A. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш].
Слова: кошка, санки, шуба, школа, нос, стол, самокат.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­
мальное количество баллов — 3.

Б. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [б]. Слова: банка, лопата, букет, каблук, паста, собака, суп. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 4.

B. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [с].
Слова: кошка, санки, шуба, школа, нос, стол, самокат.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­
мальное количество баллов — 3.

Г. Назови последний звук в словах. Слова: нос, дом, кот, лиса, соль, кино.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 19. Повтори слоги с различным ударением:

та-та-та, та-та-та, та-та-та;

ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 20. Повтори эти предложения с разной интонацией.

Миша купил цветы?

Миша купил цветы?

Миша купил цветы?

ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации — 1 балл, непра­вильное — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

3 ада н и е 21. Дай утвердительные ответы на вопросы. Миша купил цветы? (Да, Миша; Цветы купил Миша.)


Папа ходил в магазин? (Да, ходил.) Бабушка сварила суп? (Да, суп.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. 1аксимальное количество баллов — 3.

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сфор-ированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), эторая осуществляется на основе совокупного анализа понимания и са-остоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествова-;льного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

адание 22. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Шла собака по дощечке через речку. В зубах несла она кость. Увиде- 1 собака себя в воде. Она подумала, что это другая собака несет кость, и эосилась отнимать ее у той собаки. Косточка выпала у нее из пасти, и ее 1есло волной. Так и осталась собака ни с чем.

Вопросы:

Что несла собака в зубах?

Почему она выронила косточку?

Откуда взялась другая собака?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — баллов. Максимальное количество баллов — 3.

адание 23

А. Разложи картинки в нужной последовательности, так что-я получился рассказ:

Картинки (даны вперемешку):

1. Мама на кухне чистит на столе рыбу. Рядом сидит кот.

2. Кто-то из близких позвал маму, и она вышла из кухни, оставив
.i6y на столе.

3. Кот запрыгивает на стул около стола.

4. Мама возвращается и видит, что на столе лежит только скелет
1бы. Кот под столом облизывается (умывается лапкой). Мама всплес-
ла руками.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил дание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — Заллов. Максимальное количество баллов — 2.


Б. Составь рассказ по картинкам (картинки те же).

ОЦЕНКА:

2 балла:

а) рассказ соответствует предложенному сюжету;

б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная ин­
формация;

в) тема раскрыта полностью;

г) ребенок свободно формулирует содержание сюжета.

1 балл:

а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б) логическая последовательность событий не нарушена;

в) в рассказе присутствует только основная информация (тема рас­
крыта частично);

г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании со­
держания.

0 баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету;

б) нарушена логическая последовательность событий;

в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании
содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Задание 24. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

На дереве вороны свили гнездо. Весной у них появились птенцы. Од­нажды птицы улетели добывать им корм.

Кот залез на дерево и увидел птенцов. Он хотел схватить одного птен­чика, но тут появились вороны. Они стали каркать, громко хлопать крыль­ями и клевать кота. Одна ворона так сильно клюнула кота, что тот упал с дерева и убежал. Так вороны спасли своих птенцов.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а) пересказ соответствует оригиналу;

б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

в) при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а) пересказ частично соответствует оригиналу;

б) пересказ содержит только основную информацию;

в) воспроизводятся лексика и синтаксические конструкции оригинала.
О баллов:

а) пересказ не соответствует оригиналу;


б) нарушена смысловая организация текста;

в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

Тестовые задания для ребенка 5 лет

Предварительное собеседование (проводится с целью установления психологического контакта с ребенком и определения степени его осве­домленности об окружающем мире).

Примерные вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. В каком городе ты сейчас живешь?

4. В какие дни недели мы отдыхаем?

5. Какие звери живут в лесу? (3—5 слов)

6. Кого поздравляют 8-го марта?

7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?

8. Когда перелетные птицы улетают на юг?

9. На каком этаже ты живешь?

 

10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит
желтый свет светофора?

11. Какой сейчас месяц?

12. Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

Блок 1

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде-1нии уровня сформированности лексической системности, которая оце-[вается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию язей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

1дание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

A. гнездо, скворечник, портфель, кувшин, бинокль, клещи, желудь,
>стра;

Б. клен, дуб, рябина, сосна, ландыш, колокольчики, одуванчик;

B. носорог, бегемот, рысь, скворец, синица, снегирь, дятел, ласточка;
Г. свекла, ананас, баклажаны, смородина, малина, вишня, кактус;

Д. кепка, пиджак, сандалии, комбинезон, панама, галстук, ботинки. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-1ьное количество баллов — 37.


г

 


Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки:

Девочка поливает сметаной вареники (пельмени).

Мальчик выбивает ковер.

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

Мальчик выливает воду.

Мальчик раскрашивает картинку.

ОЦЕНКА: правильно (нужный глагол) — 1 балл, неправильно — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: хлебница, холодильник, кормушка, мыльница, носилки, по­ловник, сети, отвертка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Рисунки (парами): свитер—клубок; удочка—сети; сахар—сахарни­ца; отвертка—шуруп; велосипед—самокат.

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предме­ты, изображенные на них.

Рисунки: кофта—свитер; стул—табурет; гвоздь—шуруп; шуба— пальто; желудь—орехи.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Послушай слова и скажи, какое слово лишнее. Объясни свой выбор.

Слова:

вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Макси-• мальное количество баллов — 2.

Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.


Задание 8. Как называется профессия человека, который: работа­ет на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?

ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.

Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.

Корова — телёнок; собака —?

Ворона — гнездо; муравей —?

Лётчик — самолёт; шофёр —?

Коза — козёл; курица —?

Рыба — удочка; бабочка —?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 5.

»лок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в опреде-лении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизмени-тельных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 10. Ответь на вопросы:

Какой мяч мы называем футбольным?

Какую бочку мы называем дубовой?

Какую змею мы называем ядовитой?

Какую ветку мы называем сосновой?

Какие лыжи мы называем горными?

Какие очки мы называем солнцезащитными?

Какую машину мы называем снегоуборочной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов, Максимальное количество баллов — 7.

Здание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет боль -ше, чем один?

Образец: лист — листья.

Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, перец.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.


Рисунки: пять карандашей, пять кукол, пять пуговиц, пять кисточек, шесть топоров, шесть чашек.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 13. Назови иначе.

Образец: Лист дуба — это дубовый лист.

Куст сирени — это... Сок черники — это... Ствол берёзы — это... Ко­сточка вишни — это... Варенье из земляники — это... Сок абрикоса — это...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

3 адание 14. Закончи предложение.

Тигр живет с тигрицей, а лев...

Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы...

На гитаре играет гитарист, а на скрипке...

Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины...

Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

Задание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.

Перец — перечница, мыло —?

Сосна — сосновый, земляника —?

Лётчик — летать, дрессировщик —?

Длинный — длиннее, короткий —?

Рыбный — рыба, мясной —?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 5.

Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что дела­ют животные.

Рисунки: кошка на заборе, кошка под шкафом, кошка за деревом, коте­нок залезает (влезает) в корзину, собака вылезает (выбирается) из конуры.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 6.

Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.

Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.

На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси­мальное количество баллов — 3.


Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы.

Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира?

Петю провожал дедушка. Кто уезжал?

После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фо-нологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 19. Повтори слова:

экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение,

водопроводчик, аэропорт.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным отве-том считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 6.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 5.

Здание 21

A. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с].
Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-

мальное количество баллов — 3.

Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [ж].

Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Макси-мальное количество баллов — 2.

B. Послушай слова и ск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.013 с.)