Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровень сформированности грамматической компетенцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровень сформированности грамматической компетенции определяется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, позволяющих оценить словоизменительные и синтаксические навыки и умения, словообразовательную деятельность ребенка. При оценке словоизменительных (формообразовательных) навыков необходимо помнить, что в онтогенезе ребенок сначала овладевает наиболее продуктивными (регулярными) словоизменительными моделями языка (например, формой мн.ч. существительных ж.р. с окончаниями -а,-я и м. р.: стол — столы, кукла — куклы), постепенно переходя к освоению менее продуктивных и непродуктивных моделей (например, мн.ч. сущ. ср.р.: колесо — колеса, ухо — уши или формой Р. п. сущ. во мн.ч.: венок из ромашек, из колокольчиков, из гвоздик). В качестве примера диагностических заданий для проверки словоизменительных навыков можно привести следующие: Задание 1. Рассмотри рисунки и скажи, что здесь нарисовано и сколько. Рисунки: пять карандашей, шесть топоров, пять кукол, пять кисточек Задание 2. Закончи предложения: Река глубокая, а море еще... (глубже) Медведь сильный, а слон еще... (сильнее) У розы есть шипы, а у гвоздики нет... (шипов) На березе есть листья, а на сосне нет... (листьев) Способность к словообразовательной деятельности (умение вычленить словообразовательные морфемы, понять их значение, подобрать слова с нужной морфемой) формируется у ребенка к 4—5 годам. В основе словообразовательной деятельности лежат навыки словоизменения (формообразования). Так же как и при овладении формообразовательными моделями, усвоение словообразовательных моделей идет в направлении от наиболее продуктивных (например, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик-, -очк-: забор — заборчик, роза — розочка) к наименее продуктивным (например, клюква — клюквенный, белка — беличий). В качестве примера диагностических заданий для проверки словообразовательных навыков и умений можно привести следующие: Задание 1. Покажи, где нарисованы: сахарница, волчица, утёнок, свинарник. Рисунки: сахар, сахарница, волк, волчица с волчатами, утка, утёнок, свинарник, свинья. Задание 2. Догадайся, какое слово будет следующим: Гитара — гитарист, скрипка —... Носить — носильщик, летать —... Клён — кленовый, яблоня —... Формообразование (словоизменение) и словообразование усваиваются исключительно на синтаксической основе. Из предложений, которые ребенок слышит, он извлекает образцы словоизменения и словообразования; в предложениях, которые произносит, он отрабатывает усвоенные модели. Под синтаксическими навыками подразумевается способность понимать и строить синтаксические конструкции различного типа. В качестве примеров диагностических заданий для проверки синтаксических навыков и умений можно привести следующие: Задание 1. Послушай предложения и ответь на вопросы. Предложения: Дедушку провожал внук. Кто уезжал? Лена встречала Катю. Кто приехал? Задание 2. Рассмотри картинки и скажи, что на них нарисовано. картинки: девочка посыпает маком печенье на противне; девочка поливает сметаной вареники (пельмени); мальчик расчищает лопатой дорожку от снега. Задание 3. Исправь предложения: Мама купила большая игрушки. Птица вылетела с клетки. Формулировки выводов в соответствующих рубриках могут быть следующими: «уровень сформированности грамматической компетенции соответствует возрастной норме; уровень сформированности грамматической компетенции ниже /значительно ниже возрастной нормы»; «словоизменительные навыки находятся на самой начальной стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка»; «словоизменительные навыки находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей»; «словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе; в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок (в основном при непродуктивном словоизменении)»; «словоизменительные навыки и умения сформированы»; «словообразовательная деятельность не сформирована; морфологическое членение слова недоступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок»; «словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным и нерегулярным моделям»; «словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдаются незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей»; «словообразовательная деятельность сформирована»; «синтаксические навыки сформированы на самом элементарном фовне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения, Ю понимание смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкций отсутствует»; «синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующем более младшей возрастной группе (ниже возрастного эталона); наблюдаются выраженные трудности построения распространенных в языке синтаксических конструкций (пропуск предлогов, информативно значимых частей), ошибки согласования и управления, недоступно понимание логико - грамматических конструкций»; «синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на очень низком уровне»; «синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдаются многообразие синтаксических конструкций, вариативность их применения, ребенок демонстрирует трансформационные возможности при оперировании синтаксическим материалом». 2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ) Чтобы оценить способность ребенка к пониманию смыслового содержания текста (рассказа), предлагаются для прослушивания тексты, в которых четко прослеживается логика событий; текст содержит как основную, так и дополнительную (скрытую) информацию. После однократного прослушивания текста задаются вопросы, ответы на которые позволяют оценить уровень его понимания. Соответственно основными критериями оценки понимания текста будут способность идентифицировать содержательно-смысловое значение текста и умение выделять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в нем. При анализе умений самостоятельно продуцировать/репродуцировать текст учитывается умение вычленить и воспроизвести его смысловую составляющую, а также способность правильно использовать языковые средства для передачи этого смысла. Пример текста для прослушивания: Как ежик в лесу гулял Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голу- бую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко. Вопросы: Когда ежик пошел гулять? Что увидел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что увидел в луже ежик утром? Почему вместо звезды ежик обнаружил солнышко? Для проверки умения самостоятельно продуцировать текст (составлять рассказ) ребенку предлагается серия сюжетных картинок, которые он должен расположить в нужной последовательности и, опираясь на них, составить связный рассказ. В случае если ребенок не может правильно расположить картинки, ему оказывается помощь. После этого его снова просят составить рассказ. Например, для составления рассказа можно дать следующую серию сюжетных картинок: На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа. Мальчик перепрыгнул лужу и пошел дальше, а девочка осталась стоять. Мальчик оглянулся, а девочка плачет. Мальчик принес доску и перекинул ее через лужу. Мальчик помог девочке перейти через лужу. Формулировки выводов в соответствующих рубриках могут быть следующими: «идентифицирует / не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»; «понимает только основную информацию текста»; «доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»; «доступно понимание скрытого смысла»; «может / не может построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации»; «рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта / раскрыта частично / не раскрыта»; «соблюдает / не соблюдает временную, логическую последовательность событий»; «нарушена / не нарушена связность и логичность изложения»; I
«адекватно / не адекватно формулирует основное содержание сюжета»; «свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связного текста»; «может/ не может воспроизвести текст, воспринятый на слух»; «пересказ соответствует / не соответствует оригиналу: сюжетная линия не нарушена / нарушена»; «при пересказе сохраняет/не сохраняет лексику оригинала»; «демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.009 с.) |