Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок А. Формальные сведения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Блок Б. Основное содержание логопедического обследования: 1. Речеязыковое развитие: 1.1. понимание ребенком обращенной к нему речи (импрессивная речь); 1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, граммати 2. Социальное развитие: 2.1. контактность; 2.2. эмоциональная сфера; 2.3. средства общения (вербальные и невербальные); 2.4. навыки самообслуживания. 3. Познавательное развитие: 3.1. внимание; 3.2. познавательная активность и мотивация деятельности; 3.3. адекватность и характер деятельности; 3.4. запас знаний об окружающем мире; 3.5. сенсорное развитие (зрительное и слуховое восприятие, восприя 4. Двигательное развитие: 4.1. развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы; 4.2. сформированность целенаправленных движений (праксис). 5. Состояние артикуляционного аппарата: 5.1. строение артикуляционного аппарата; 5.2. двигательные функции артикуляционного аппарата; 5.3. речевое дыхание, голосообразование, просодика. Блок В 6. Дополнительная информация: 6.1. особенности доречевого развития; 6.2. специфические особенности речи и речевого поведения; 6.3. особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок; 6.4. неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных орга 6.5. сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях. Блок Г. Психолого-педагогическое заключение. § 2. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование. Блок Б. Основное содержание логопедического обследования Речеязыковое развитие 1.1. Понимание ребенком обращенной к нему речи (импрессивная Оформление соответствующей рубрики в речевой карте может выглядеть следующим образом: «не понимает обращенной к нему речи»; «понимание обращенной к ребенку речи ограничено хорошо знакомой ему ситуацией общения; ребенок способен выполнять только элементарные словесные инструкции»; «понимание обращенной к ребенку речи ограничено обиходно-бытовой тематикой; ребенок способен выполнять достаточно сложные речевые инструкции»; «понимание обращенной к ребенку речи в полном объеме». 1.2. Характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамма В процессе общения с ребенком в зависимости от возраста выясняется: способен ли он по просьбе взрослого назвать тот или иной предмет, реальное действие или действие, изображенное на картинке; использует ли он в собственной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки; может ли вербальными средствами передать смысловое намерение. Помимо этого, исследованию подлежит соотношение предметного и предикативного словаря, а также фонетическая сторона речи. Оформление соответствующих рубрик в речевой карте может выглядеть следующим образом: «полное отсутствие звуковых и словесных средств общения»; «произносит отдельные звуки, звукокомплексы»; «произносит несколько лепетных, общеупотребительных слов и звукоподражательных комплексов»; «в речи присутствуют лепетные слова и звукоподражания, при этом активно используются невербальные средства общения (выразительная мимика, жесты, интонация)»; «словарный запас состоит в основном из слов, обозначающих предметы, объем глагольного словаря резко ограничен; для осуществления своего коммуникативного намерения ребенок использует общеупотребительные слова, простые деграмматикализованные фразы»; «словарный запас ребенка позволяет осуществлять коммуникацию в хорошо знакомых бытовых ситуациях; в основном в речи присутствуют слова, обозначающие предметы и действия, выявляется недостаток слов, обозначающих признаки и качества предметов; в речи часто происходит смешение или замена слов, обозначающих предметы или действия, визуально схожие или ситуативно близкие; наблюдается недостаток ассоциативных связей между словами; речь характеризуется грубой аграмматич-ностью как в морфологическом, так и в синтаксическом плане: ярко выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, игнорирование предлогов, нарушение синтаксической структуры предложения»; «лексикон ребенка в основном состоит из слов, обозначающих предметы и наиболее распространенные действия; наблюдается дефицит слов, обозначающих признаки и состояния предметов; недостаточность грамматического строя речи проявляется в ошибках формоизменения (ошибки в падежных окончаниях существительных мн. ч., личных окончаниях глаголов, ошибки в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе); наблюдаются выраженные трудности формирования словообразовательной деятельности (трудности понимания значения суффиксов и приставок)»; «речь ребенка характеризуется достаточным объемом вербальных средств, позволяющих осуществлять полноценную коммуникацию»; «фонационная сторона речи характеризуется большим количеством антропофонических (фонетических) дефектов, смешениями, искажениями, заменами звуков, несоблюдением слоговой структуры слова, орфоэпических норм языка; просодическая организация речи характеризуется слабой модуляцией голоса, неадекватным интонационным оформлением высказывания; речь невнятная, "смазанная", малопонятная для окружающих»; «произносительная сторона речи характеризуется фонетико-фоно-логическими дефектами: искажениями звуков, взаимозаменами, недостатками просодического оформления речи; фонематический слух нарушен / нарушен незначительно; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая»; «фонационная сторона речи не нарушена». Социальное развитие Оценка социального развития ребенка осуществляется на основе совокупных данных, полученных по таким параметрам, как контактность, эмоциональная сфера, используемые ребенком средства общения (вербальные и невербальные), сформированность навыков самообслуживания. При оценке контактности учитывается желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым; отмечается, насколько быстро и легко ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, способен ли охотно подчиняться взрослому. При оценке эмоциональной сферы в процессе наблюдения за ребенком обращается внимание на такие качества, как активность/пассивность (инертность) в различных ситуациях общения и деятельности, выявляются преобладающее настроение (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное) и особенности поведенческих реакций (избирательность эмоций в зависимости от ситуации общения, негативизм, агрессия и др.). При изучении средств общения оценке подлежат все используемые ребенком средства общения (как вербальные, так и невербальные): собственно сами средства коммуникации, а также стратегия их использования (богатство экспрессивно-мимических средств, их применение в сочетании с вербальными средствами и т. п.). Сформированность навыков самообслуживания определяется на основе наблюдений за ребенком во время приема пищи, гигиенических мероприятий, одевании/раздевании. Оформление соответствующих рубрик в речевой карте может выглядеть следующим образом: 2.1. Контактность: «в контакт не вступает, не обращает внимание и не отвечает на инициативу взрослого, в ответ на попытки со стороны взрослого наладить контакт проявляет негативные эмоции (плачет, кричит) или остается безучастным»; «контакт формальный, чисто внешний»; «в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет в нем заинтересованности, изредка откликается на инициативу взрослого, часто отвлекается, игнорирует обращения к нему»; «контакт избирательный, только с определенными людьми и в определенных ситуациях; в зависимости от этого проявляет либо положительные (улыбка, смех, движения навстречу), либо отрицательные (крик, плач, агрессивные действия) эмоции»; «легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно выполняет просьбы и инструкции взрослого, откликаясь положительными эмоциями; следит за выражением лица другого человека, чутко реагируя на него». 2.2. Эмоциональная сфера: «эмоциональные реакции при общении со взрослым выражены слабо, отличаются однообразием, преобладанием отрицательных эмоций»; «проявляет индифферентность и неадекватность эмоций при общении с другими людьми, эмоциональный фон отличается лабильностью и недиф-ференцированностью»; «эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, наблюдаются колебания настроения, капризность»; «характерна общая эмоциональная активность, реакции адекватны, устойчивы, дифференцированы в зависимости от ситуации». 2.3. Средства общения (вербальные и невербальные): «общение осуществляется посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций»; «общение осуществляется посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов»; «общение осуществляется с помощью вербальных средств». 2.4. Навыки самообслуживания (при приеме пищи, одевании/раз «полное отсутствие навыков самообслуживания и мотивации к их освоению»; «элементарные навыки частично сформированы; при малейшем затруднении ребенок отказывается от их тренировки; выполнение действий характеризуется неловкостью»; т
«владение навыками с небольшой помощью взрослого»; «навыки самообслуживания сформированы в необходимом объеме». Познавательное развитие Оценивается на основе совокупных данных об уровне сформированное™ внимания, предметной и предметно-игровой деятельности, состоянии сенсорной сферы. Основным методом при изучении познавательного развития является педагогическое наблюдение за ребенком в повседневной жизни, на занятиях, в различных ситуациях общения. При этом отмечаются такие качества, как наличие или отсутствие познавательного интереса и мотивации к деятельности, активность и настойчивость в овладении навыками или, напротив, пассивность, равнодушие ребенка к самой деятельности и ее результату, характер деятельности: наличие или отсутствие целеполагания, целенаправленности. При изучении специфических особенностей или характера предметной и предметно-игровой деятельности могут отмечаться избирательность, длительность, стойкость интереса к предметам (игрушкам, дидактическим пособиям); адекватность использования игрушек или других предметов (совершает адекватные или неадекватные, т. е. нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); способность использовать игрушки в соответствии с их функциональным назначением; способность совершать специфические манипуляции с игрушками или другими предметами (неспецифические, т. е. одинаковые, стереотипные действия с любыми предметами: постукивание, перекладывание, бросание и т. п.; специфические, т. е. с учетом физических свойств предметов и функционального назначения); способность совершать процессуальные действия с игрушками или другими предметами (с 1 года 6 мес); способность участвовать в простейшей игре с элементами сюжета (с 2 лет). Внимание оценивается по способности ребенка проявлять его и использовать это состояние для получения различной информации. Оформление соответствующих рубрик в речевой карте может выглядеть следующим образом. 3.1. Внимание: «низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)»; «внимание неустойчивое, поверхностное, ребенок очень быстро истощается»; «наблюдаются трудности концентрации произвольного внимания»; «внимание недостаточно устойчивое»; «внимание устойчивое». 3.2. Познавательная активность и мотивация деятельности: «крайне низкая познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности»; «низкая познавательная активность и мотивация к различным видам деятельности, наблюдается немотивированная избирательность познавательной активности»; «отмечается некоторая недостаточность познавательной активности и мотивации к предметной деятельности»; «ярко выраженная познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности». 3.3. Адекватность и характер деятельности (манипулятивной, пред «интереса к игрушкам не проявляет (не совершает никаких манипуляций с игрушками, в совместную игру со взрослым не включается»; «проявляет поверхностный, очень нестойкий интерес к игрушкам, предметам»; «недостаточно стойкий интерес к игрушкам и предметам»; «проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам, охотно включается в совместную игру со взрослым»; «совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета)»; «игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением)»; «совершает недифференцированные манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно: постукивает, перекладывает, тянет в рот, кусает, бросает и т. п.)»; «совершает специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов»; «совершает осознанные предметные действия — использует предметы в соответствии с их функциональным назначением»; «ребенок способен осуществлять процессуальные действия»; «в деятельности ребенка присутствует элементарная игра». 3.4. Запас знаний об окружающем мире: «запас знаний об окружающем мире крайне низкий»; «запас знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы»; «запас знаний об окружающем мире соответствует возрасту». Сенсорное развитие Изучение сенсорного развития ребенка происходит как в процессе наблюдения за ребенком в различных жизненных ситуациях, так и с помощью различных диагностических приемов. Оценка сенсорного развития осуществляется на основе совокупных данных о зрительном и слуховом восприятии, а также о восприятии пространственных отношений6 путем сравнения со средними возрастными показателями. Оформление соответствующих рубрик в речевой карте может выглядеть следующим образом: 3.5.1. Зрительное восприятие: «сформировано / не сформировано зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта: лица взрослого, игрушки)»; «визуальное прослеживание движения объекта в пространстве: фрагментарное/плавное»; «узнает / не узнает, различает / не различает близких и чужих людей»; «зрительное изучение людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения, удаленных предметов, произвольное перемещение взгляда с одного предмета на другой»; «доступно / не доступно узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на картинках с реалистичным изображением одного предмета»; «дифференцирует/не дифференцирует игрушки и картинки с изображением одного предмета» (сличение предметов, игрушек с их изображением — с 1 года 6 мес); 6 Восприятие пространственных отношений — пространственная телесная ориентация, знание схемы тела, соматогнозис. Схему тела следует рассматривать как внутреннюю бессознательную репрезентацию частей собственного тела субъекта при всех возможных вариантах их расположения в пространстве. Соматогнозис, являясь результатом соматосенсорного и зрительного опыта, который ребенок получает в онтогенезе, самым непосредственным образом включен в моторную активность тела как целого и в отдельные действия. Схема тела и осознание тела берут начало в телесных ощущениях, относящихся к пренатальному периоду развития, а затем к раннему опыту ребенка. Когда ребенок становится способным удерживать вертикальное положение, пространство бессознательно разделяется для него на верх и низ. Развитие зрительных функций позволяет воспринимать приближение других людей, и у ребенка формируются понятия «близко—далеко», затем понятия «впереди—сзади», а еще позднее — «слева—справа». «распознает/ не распознает предметы, игрушки на предметных и сюжетных картинках» (с 1 года 6 мес); «соотносит / не соотносит (сличает) предметы по цвету, форме, величине» (с 1 года 6 мес); «различает / не различает предметы по цвету, форме, величине» (с 2 лет); «определяет / не определяет цвет, форму, величину предметов» (с 2-2,5 лет). 3.5.2. Слуховое восприятие: «слуховое внимание к речи взрослого сформировано / не сформировано»; «слуховое сосредоточение на различных звуках сформировано / не сформировано»; «наблюдается / не наблюдается ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого»; «улавливает / не улавливает локализацию звука в пространстве» (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение); «дифференцирует / не дифференцирует тембровую окраску и интонацию голоса матери (или другого близкого человека) и чужих людей»; «откликается / не откликается на свое имя, отличает/не отличает его от чужого имени». 3.5.3. Восприятие пространственных отношений: «знает / не знает части тела и лица»; «ориентируется / слабо ориентируется / не ориентируется в схеме собственного тела»; «доступно / не доступно восприятие целостного образа предмета»; «дифференцирует / не дифференцирует понятия пространства (справа, слева, выше, ниже, дальше, ближе, впереди, сзади, в центре)»; «сформирован / не сформирован конструктивный праксис». Двигательное развитие Движение для ребенка — это универсальное проявление жизнедеятельности, связи с окружающим миром, адаптации в нем. Основным условием для построения движений является сохранность силы и тонуса мышц, а также целого комплекса афферентаций, в пределах которого будет осуществлено каждое движение. Организация двигательного акта требует обобщения двигательных иннервации, превращения их в пластичные «кинетические» мелодии. ~ Двигательное развитие7 ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений. 4.1. При изучении основных двигательных навыков и координатор — сформированность основных двигательных навыков (сидения, пол — объем, сила, координация движений. Оценка основных двигательных навыков осуществляется посредством визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований, путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации) и по итогам выполнения специальных диагностических заданий. 4.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный — сформированности целенаправленных движений тела и конеч — сформированности целенаправленных артикуляционных движе Под двигательным развитием ребенка понимается процесс становления первичных двигательных функций и формирования целенаправленных движений (праксис). В научных исследованиях двигательной сферы термин действие (двигательный акт) употребляется для обозначения целенаправленного движения. Данное определение частично совпадает с определением праксиса. Понятия «освоенная двигательная активность» (умелая деятельность) и «навык» подразумевают, что вовлечение сознания в двигательный акт минимально и действие носит автоматизированный характер. Первичные (элементарные) двигательные механизмы, такие как поддержание то- нуса, равновесия, содружественной работы агонистов-антагонистов и т. д., в первые полтора года жизни ребенка постепенно трансформируются в сложные двигательные акты (с использованием предметов), приобретающие со временем пространственно-конструктивный характер. Сначала эти движения носят подражательный характер (эхо-праксии), и лишь позднее они выступают в качестве реализации двигательного замысла (идеомоторный праксис). Осознание действия, осознание тела в процессе совершения Действия, создание плана действия, возможность соотносить план с реальными условиями и в соответствии с ними его пересматривать — все эти процессы связаны с изменениями мозговых структур. Основные характеристики двигательной сферы ребенка дошкольного возраста — это синхронизированность, ритмичность, моторное удержание. оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды (нарушения) пракси-са (см. Приложение 5). Результаты обследования двигательной сферы могут быть оформлены в соответствующих рубриках следующим образом: «основные двигательные навыки сформированы/сформированы недостаточно/не сформированы»; «наблюдаются нарушения первичной моторной функции: снижение силы; нарушения тонуса: спастичность/гипотония/дистония; нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)»; «наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координации; моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), нарушения согласованности действий рук»; «наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия); наблюдаются нарушения восприятия и выражения эмоций».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.014 с.) |