Контрольная власть в РФ: виды, конституционно-правовой статус, порядок формирования и компетенция.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная власть в РФ: виды, конституционно-правовой статус, порядок формирования и компетенция.



В систему контрольной власти в РФ входят прокуратура, счётная палата и уполномоченный по правам человека.

Прокуратура.

Основные функции и задачи. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурорский надзор распространяется на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, судебных приставов, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Кроме того, прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом "О прокуратуре РФ" и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Принципы организации и деятельности. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами МСУ. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры и следователи не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объединений, СМИ, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Для, того чтобы осуществлять свои функции и задачи, прокуроры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов МСУ. Они также могут участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, коммерческими и некоммерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих НПА вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров активными участниками правотворческой деятельности.

Система и организация. Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Этими нормами исключается возможность назначения Президентом РФ "и. о. Генерального прокурора", как это было в течение определенного времени в 1995 г.

Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за:

· исполнением законов;

· соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Эта важнейшая функция прокуроров подробно регламентируется процессуальным законодательством. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

В соответствии с процессуальным законодательством он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

· имеет гражданство иностранного государства;

· признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным: лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

· имело или имеет судимость;

· имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

· состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольность одного из них другому;

· отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев

Прокуроры и следователи находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество.

Органы военной прокуратуры. Организация и обеспечение деятельности этих органов имеют особенности. Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.

Счётная палата РФ.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом «О счётной палате РФ». К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 Закона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ (ст. 16 и 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

· все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;

· органы МСУ, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

· общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в РФ, органы МСУ, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами РФ (ст. 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности СМИ.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы МСУ также образуют на своем уровне контрольные органы.

Уполномоченный по правам человека.

Необходимость учреждения парламентского уполномоченного по правам человека закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Соответствующие нормы об этом институте были включены в Конституцию СССР 1978 г., а затем в Конституцию РФ 1993 г. В декабре 1996 г. Государственной Думой был принят ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ».

Исходя из концепции закона, Уполномоченный по правам человека в РФ призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными РФ. Важно отметить также, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод индивида.

В соответствии с законом на должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт правозащитной деятельности. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. Находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органах субъекта Федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью.

Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета. Он пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, корреспонденцию, средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица. Чтобы обеспечить независимость от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета.

Закон устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой.

Освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием другой указанной в ст. 1 ФКЗ деятельностью, а также, если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение четырех месяцев подряд.

Закон предоставляет Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающееся освобождения от должности.

Оформление досрочного освобождения от должности производится путем принятия Государственной Думой специального постановления, после чего Государственная Дума приступает к назначению нового уполномоченного.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном или административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Срок подачи жалобы – не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Для облегчения доступа гражданина к Уполномоченному жалоба, поданная гражданином, не облагается государственной пошлиной.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса о начале производства по жалобе. Законодатель предоставляет ему четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов МСУ, должностных лиц, государственных служащих в судебном или административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, и разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод.

В-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам передать жалобу государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

В-четвертых, Уполномоченный имеет право, основываясь на ч. 1, 2 ст. 16, ст. 17 Закона, отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение 10 дней уведомить заявителя о своем решении. Если уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган МСУ или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может: обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина: лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению к конкретному делу; беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей); обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать прямые средства защиты.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат опубликованию в «Российской газете» и других изданиях.

Конституционно-правовые основы организации системы органов государственной власти субъектов РФ. Основные принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти субъекта РФ: порядок наделения полномочиями, основные полномочия и функции.

Федеративное устройство РФ определяет двухуровневое построение системы государственной власти России. Основы конституционного строя, закрепленные в первой главе Конституции РФ, определяют основные положения, касающиеся организации всей системы государственной власти в РФ, в том числе организации государственной власти в субъектах РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти,установленными федеральным законом. Упомянутый федеральный закон, несмотря на длительный срок, прошедший с момента принятия Конституции РФ, пока не принят.

Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов РФ, включают следующие концептуальные положения:

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную - три самостоятельные ветви власти. Этот принцип распространяется и на региональный уровень организации государственной власти, следовательно, система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей, то есть органы государственной власти субъектов Федерации не должны совмещать в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти (в любом сочетании). Это также подтверждается употреблением Конституцией терминов «органы законодательной власти субъектов РФ», «органы исполнительной власти субъектов РФ», «законодательные (представительные) органы субъектов РФ»(ст. 77, 78, 85, 95, 125, 134, 136 и др.);

2) в ст. 1 Конституции РФ содержится определение России как государства с республиканской формой правления, следовательно, недопустимо использование элементов монархической формы правления в построении системы органов государственной власти субъектов Федерации;

3) согласно ст. 14 Конституции РФ Россия - светское государство. Тем самым определяется невозможность организации системы органов государственной власти субъектов Федерации на основе религиозных норм, не возможность использования их в деятельности данных органов, соединения государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;

4) ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти. Данный принцип не означает централизации системы органов государственной и власти в РФ -подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Конституция в этой же статье устанавливает механизм реализации принципа единства - разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава(Основного закона) Алтайского края разъяснил нормативное воздействие принципа единства системы государственной власти на организацию системы органов государственной власти субъектов Федерации: поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные . *

Помимо основ конституционного строя Конституция также содержит иные положения, определяющие организацию системы региональных органов государственной власти и принципы взаимодействия их с федеральными органами. В основном это касается органов исполнительной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Конституцией регулируется возможность передачи осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и3 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Достаточно обширны полномочия Президента во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Кроме того, Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда(Конституционного Суда РФ).

Что касается законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РФ, то регулирование их правового статуса почти не нашло своего отражения в Конституции РФ. Конституция содержит лишь отдельные положения: о вхождении представителей законодательных органов субъектов Федерации в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 95), о праве законодательной инициативы этих органов (ст. 104), о праве на обращение в Конституционный Суд РФ (ст. 125), о праве вносить предложения о поправках к Конституции РФ (ст. 134),о праве одобрения таких поправок законодательными органами субъектов Федерации(ст. 136).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, а также мировые судьи. Федеральное законодательство регулирует правовой статус только мировых судей, оставляя регламентацию деятельности конституционных(уставных) судов на усмотрение самих субъектов Федерации. Деятельность мировых судей регулируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в РФ» . * Мировые судьи в РФ, согласно ст. 1 этого Закона, являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Основные принципы организации.

Принципы организации системы органов госвласти субъектов РФ определены конституцией РФ, ФЗ № 184.

Деятельность органов госвласти субъектов РФ основывается на принципах государственной и территориальной целостности РФ, распространения суверенитета РФ на всю её территорию, верховенства конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, единства системы государственной власти, разделения властей, разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектов РФ, самостоятельного осуществления своих полномочий органами госвласти субъектов РФ и МСУ.

Систему органов госвласти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, иные исполнительные органы госвласти субъекта РФ. В субъекте в соответствии с уставом (конституцией) субъекта огут создаваться иные органы и уставной суд.

Число депутатов, структура и срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ ( но не более 5 лет, не менее 50 % депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе) устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта, законы субъекта, осуществляет иные полномочия (например, назначение половины членов избирательной комиссии субъекта). Депутат законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ обладает неприкосновенностью.

ВДЛ избирается гражданами субъекта, обладающими активным избирательным правом. Кандидаты на должность выдвигаются политическими партиями. Уставом может быть предусмотрено самовыдвижение. Кандидаты должны заручится поддержкой депутатов или избранных глав муниципальных образований в количестве от 5 до 10%. Самовыдвиженцам необходимо также собрать подписи избирателей.

ВДЛ субъекта подписывает и обнародует принятые законодательным (представительным) органом госвласти субъекта РФ законы субъекта. ВДЛ вправе отклонить закон субъекта, принятый законодательным органом госвласти субъекта, но его вето может быть преодолено 2/3 депутатов законодательного органа госвласти субъекта. Если законодательный орган принял конституцию, закон или иной НПА, признанный судом противоречащим Конституции РФ и федеральному законодательству ( по вопроса исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, и не устранил указанные нарушения в течение 6 месяцев после вступления в законную с<



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.014 с.)