Соотношение предметов ведения РФ и субъектов РФ. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение предметов ведения РФ и субъектов РФ.



Этот вопрос регулируется ФЗ № 119 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

В соответствии с этим законом:

Предмет ведения РФ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции РФ.

Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ.

Предмет ведения субъекта РФ - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции субъектов РФ.

Компетенция органа государственной власти - совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Полномочия органа государственной власти - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

К ведению РФ относится: (на основании 71 статьи Конституции РФ)

a) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

b) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

c) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

d) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

e) федеральная государственная собственность и управление ею;

f) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

g) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

h) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

i) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

j) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

k) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

l) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

m) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

n) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

o) федеральное коллизионное право;

p) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

q) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

r) федеральная государственная служба.

К предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ относится на основании статьи 72 Конституции РФ:

a) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

b) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

c) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

d) разграничение государственной собственности;

e) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

f) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

g) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

h) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

i) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

j) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

k) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

l) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

m) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

n) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Предметы ведения, не включённые в статьи 71 и 72 являются предметами исключительного ведения субъектов РФ, в пределах этого ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти. По таковым предметам ведения не может быть издано ФЗ. При возникновении спорных ситуаций между законами субъектов и законами Федерации в пределах ведения субъектов действуют законы субъекта.

Разграничение полномочий осуществляется для более эффективного порядка реализации функций органов государственной власти и должно реализовываться на принципах субсидиарности.

Идея разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ впервые была реализована в Федеративном договоре от 31 марта 1992 года, который был включён в Конституцию РФ 1993 года. После принятия Конституции РФ был окончательно определён порядок разграничения полномочий. Согласно 78 статье п. 2 и п. 3 Конституции РФ:

1. полномочия передаются только между органами исполнительной власти

2. передача регулируется специальными соглашениями

Правовой основой передачи полномочий является статья 11 п. 3 Конституции РФ.

Конституция устанавливает принципы разграничения полномочий, на основании выделения трёх сфер ведения:

Статья 71 – полномочия РФ;

Статья 72 – совместное ведение РФ и субъектов РФ

Статья 73 – ведение субъектов.

Реализация полномочий между РФ и субъектами РФ в рамках статьи 72 может осуществляться 2-мя путями:

· разграничение полномочий на основе договоров о разграничении предметов ведения. Разграничение полномочий на основе договоров возможно, если оно не закреплено ФЗ, т. е. ряд отраслевых ФЗ выделяет полномочия РФ. Если нет отраслевого ФЗ, то должен быть заключён договор. Договор заключается между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ, они же контролируют его организацию, кроме того, контроль организации осуществляет Президент РФ, Правительство РФ, иные органы государственной власти РФ.

При Президенте существует комиссия по подготовке такого рода договоров и соглашений, она состоит из 8-ми рабочих групп по специализации. Проекты договоров вносятся в комиссию ВДЛ субъекта РФ, направляются для соглашения в законодательный орган власти субъекта и в Совет Федерации; после предоставления ими заключений подписывается договор. Договор подписывается Президентом РФ и ВДЛ субъекта РФ, утверждается постановлением Правительства РФ.

· передача осуществления части полномочий. Действует этот порядок во исполнение статьи 71 и 72. Передача части полномочий возможна уже когда конкретное полномочие зафиксировано за конкретным органом исполнительной власти.

Принципы передачи части полномочий определяются в статье 1 ФЗ№ 184:

1. принцип конституционной законности

2. принцип договорных отношений и добровольности

3. принцип правового равенства сторон (согласие о передаче подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и ВДЛ субъекта)

4. принцип установления особенностей, т. е. передача части полномочий осуществляется индивидуально с каждым субъектом

5. принцип обеспечения передачи материальных средств

6. принцип контроля за надлежащим исполнением части полномочий

7. принцип юридической ответственности, т. е. федеральный исполнительный орган власти и орган исполнительной власти субъекта несут ответственность за ненадлежащее исполнение части полномочий.

Передача части полномочий может осуществляться в двух видах:

¾ передача, когда часть полномочий исключаются из ведения одного органа и передаётся в ведение другому на постоянной основе

¾ делегирование (осуществление полномочий без исключения из ведения органа власти)





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.007 с.)