Президент РФ: его статус, порядок избрания и полномочия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент РФ: его статус, порядок избрания и полномочия.



Статус Президента РФ как главы государства определен в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушения Конституции. Полномочия Президента обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращение с запросом в Конституционный суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и др.

В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Президент уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение. Как Верховный главнокомандующий он несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета РФ, независимость и целостность государства.

Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между РФ в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эту функцию Президент реализует в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

В посланиях подводится итог достигнутому, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства.

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Внутренний аспект представительства государства в лице Президента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредственно исходящих от государства: принятие в гражданство и прекращение гражданства; учреждением государственных наград и почетных званий; предоставлением политического убежища и др.

Представительство государства в лице Президента в международных отношениях проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств (подписание до-

говоров, ведение переговоров, встречи глав государств и т.д.).

Статус Президента символизируется символом государства – Государственным флагом РФ. Он поднимается над зданием официального пребывания Президента, над его резиденцией, находящейся в столице России – в г. Москве, в Кремле.

Президент как глава государства обладает неприкосновенностью.

Порядок избрания.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента РФ устанавливается ФЗ «О выборах Президента РФ».

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, выборы назначаются и проводятся ЦИК РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Выборы Президента проводятся по единому Федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки группой избирателей не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом.

Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в ЦИК РФ о регистрации группы избирателей. Порядок регистрации определен в ФЗ «О выборах Президента РФ».

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на пост Президента гражданина РФ, не являющегося членом данной политической партии. Как партии, так и кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, должны собрать для поддержки кандидата не менее 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей данного субъекта.

Политические партии, представленные в Государственной Думе по результатам последних предшествующих выборов депутатов, при выдвижении ими кандидатов в президенты не собирают подписи избирателей в поддержку своего кандидата.

Выборы Президента осуществляются на альтернативной основе. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению ЦИК откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Мероприятия, осуществляемые по подготовке и проведению выборов ЦИК и другими избирательными комиссиями, финансируются из федерального бюджета. Вместе с тем кандидаты должны создать свои избирательные фонды. Предельная сумма расходов из фонда не может превышать 400 млн. рублей, а при повторном голосовании 500 млн. рублей.

Выборы признаются не состоявшимися: если голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

ЦИК признает выборы Президента недействительными:

1. Если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

2. Если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее, чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

3. По решению суда.

Если выборы Президента признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся через четыре месяца.

Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов Президента РФ.

При вступлении в должность Президент произносит присягу. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.

Полномочия:

В соответствии с Конституцией Президент РФ обладает широким кругом полномочий, которые могут быть объединены в несколько групп:

1. Полномочия по формированию и деятельности органов государственной власти. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Он руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.

В целях эффективности участия в законотворческой деятельности Указами Президента учреждены должности уполномоченных представителей Президента в Совете Федерации и Государственной Думе. В ходе обсуждения законопроектов они вправе вносить к ним предложения и поправки.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора. Президент назначает судей других федеральных судов.

Президент участвует в формировании некоторых других федеральных органов государства. Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России, Председателя и шесть аудиторов Счетной палаты, Совету Федерации – заместителя Председателя и шести аудиторов Счетной палаты; назначает пять членов Центральной избирательной комиссии.

В обеспечении осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ Президент назначает полномочных представителей в федеральном округе.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

Президент РФ наделен правом распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации при не достижении соглашения по кандидатуре на назначение главы исполнительной власти субъекта Федерации, в случае принятия Конституции (устава), иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия этих актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент осуществляет руководство внешней политикой РФ. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные грамоты и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Президент назначает и отзывает после консультации с соответствующим комитетом или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование. Он награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Правотворческая деятельность также входит в полномочия Президента РФ. Он издает указы и распоряжения. Указы Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные акты, т.е. акты применения норм права. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всех территории России. Указы и распоряжения, принятые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Конституция России к прерогативе Президента относит формирование Администрации Президента РФ. Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства. Функции Администрации весьма разнообразны. Важную роль в ней играет руководитель Администрации. Президент в своей деятельности опирается на советников, помощников, референтов и других лиц, обладающих профессиональными знаниями и опытом в сфере управления. Конституция России гарантирует неприкосновенность Президента. Она также определяет начало исполнения полномочий Президента (момент принесения присяги) и прекращения их исполнения с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Конституция России определяет порядок отрешения от должности Президента РФ. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат, по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, роль в Федеральном Собрании РФ.

Порядок формирования Совета Федерации определяется федеральным законом № 113. В соответствии с Конституцией РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: от представительного (законодательного) органа и исполнительного органа государственной власти субъекта. Членом Совета Федерации может быть назначен гражданин не моложе 30 лет и обладающий правом избирать и быть избранным.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта избирается законодательным органом государственной власти субъекта на срок полномочий этого органа

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

В двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта - совместным постановлением обеих палат.

Решение ВДЛ субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта оформляется указом (постановлением) ВДЛ субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта.

Рассмотрение законодательным органом государственной власти субъекта кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган государственной власти субъекта или ВДЛ субъекта (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта):

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.

В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного), начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным органом государственной власти субъекта или ВДЛ субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта).

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Состав.

Органами Совета Федерации являются:

· Совет палаты – образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации; в состав совета палаты входят председатель и заместители председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации; решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов совета палаты; Совет Федерации вправе отменить решение совета палаты.

· Комитеты Совета Федерации – образуются для разработки базовых предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, для предварительного рассмотрения принятых или одобренных Государственной Думой проектов законов, направленных на рассмотрение Совету Федерации.

· Комиссии Совета Федерации – постоянные комиссии создаются для разработки базовых предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, для предварительного рассмотрения принятых или одобренных Государственной Думой проектов законов, направленных на рассмотрение Совету Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определённый срок.

Комитеты и постоянные комиссии имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий Совета Федерации. Регламентом Совета Федерации определены вопросы, отнесённые к компетенции каждого комитета и комиссии.

Компетенция:

· Полномочия в сфере федеративного устройства государства: утверждение изменения границ между субъектами РФ

· Полномочия в отношении иных органов государственной власти: утверждение указов президента о введении военного или чрезвычайного положения; назначение выборов главы государства и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности; назначение на должность судей высших судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ, а также заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

· Полномочия в сфере внешней политики. Решение вопроса о возможности использования ВС РФ за её пределами

· Полномочия в законотворческой сфере. Реализация права законодательной инициативы, одобрение или отклонение ФЗ и ФКЗ, принятых Государственной Думой; направление одобренных законов на подпись главе государства.

Государственная Дума: порядок избрания, состав, компетенция, роль в Федеральном Собрании РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу избирается 450 депутатов по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию РФ.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов на съезде политической партии. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами политических партий, число которых не должно превышать 50 процентов всех кандидатов от данной партии.

Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестьсот человек.

Все документы для регистрации федерального списка кандидатов представляются в ЦИК РФ одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению ЦИК РФ откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускается и федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей.

Федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат.

Федеральному списку кандидатов, получившему 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. После избрания Председателя Государственной Думы ее заседания ведут Председатель или заместители Председателя Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии – весеннюю с 12 января по 20 июня и осеннюю с 1 сентября по 25 декабря.

Для предварительной подготовки и проведения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Заседания Совета проводится по понедельникам и четвергам. В его состав входят с правом решающего голоса Председатель Государственной Думы и его заместители, а с правом совещательного голоса – председатели комитетов.

Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:

– дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;

– решение вопроса о доверии Правительству;

– заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

– назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка;

– назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

– назначение на должность и освобождение от должности

уполномоченного по правам человека;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, по некоторым вопросам Государственная Дума вправе проводить и закрытые заседания.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Думы.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также федеральные и федеральные конституционные законы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 11908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.57.131 (0.061 с.)