Законодательный процесс: понятие, стадии, особенности принятия различных законов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательный процесс: понятие, стадии, особенности принятия различных законов.



Начальный этап законодательного процесса – внесение на рассмотрение Государственной Думы проекта закона.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции право законодательной инициативы принадлежит определённому кругу субъектов:

· Президенту РФ

· Совету Федерации

· Членам Совета Федерации

· Депутатам Государственной Думы

· Правительству РФ

· Законодательным (представительным) органам субъектов РФ

· Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду (по вопросам из ведения).

Согласно регламенту Думы законодательная инициатива может быть реализована путём:

· Внесения в Думу проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов:

· Инициирования законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, ФКЗ и ФЗ, либо о признании этих законов утратившими силу;

· Внесения поправок к законопроектам.

Законопроект, вносимый на рассмотрение парламента, должен отвечать определённым требованиям. Необходимым его условием являются предоставление:

ü Пояснительной записки к законопроекту, указывающей предмет законодательного регулирования и излагающей концепцию проекта;

ü Текст проекта с указанием субъекта законодательной инициативы, внёсшего проект;

ü Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

ü Финансово-экономического обоснования (если реализация законопроекта потребует материальных затрат)

ü Заключения Правительства РФ (если законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, и законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета).

Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные регламентом Думы, направляются субъектом законодательной инициативы председателю Думы. Председатель Думы направляет законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Думы по вопросам его ведения. Комитет определяет соответствие законопроекта требованиям Конституции, Регламента Думы и в 14-дневный срок предоставляет его на рассмотрение Совета Думы. Совет Думы в свою очередь принимает решение о назначении комитета ответственным по законопроекту и назначает срок предоставления законопроекта на рассмотрение в первом чтении. Если внесённый в Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции и Регламента Думы, Совет может принять решение о возвращении законопроекта инициатору, что не препятствует повторному внесению законопроекта в Думу.

Порядок подготовки законопроекта к слушанию определяется ответственным комитетом самостоятельно. По решению ответственного комитета законопроект может быть направлен на заключение Правительства РФ, на рассмотрение министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на учёную экспертизу. Правовое управление аппарата Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению.

Поступающие замечания и предложения по законопроекту рассматриваются на заседаниях ответственного комитета. По итогам проведённой работы комитет формирует свою позицию по законопроекту: вносит его на заседание Думы с предложением принять в первом чтении либо отклонить.

Согласно регламенту Думы рассмотрение законопроектов осуществляется в трёх чтениях.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему, подготовленные ответственным комитетом, направляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы. При рассмотрении законопроекта обсуждаются его основные положения, необходимость принятия, даётся общая оценка концепции.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума вправе принять одно из следующих решений: принять законопроект в первом чтении и поручить ответственному комитету продолжить работу над ним с учётом поправок; отклонить законопроект; принять закон в целом.

Отклонённый законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта в первом чтении в постановлении указывается срок подачи поправок. Дума вправе принять решение о всенародном обсуждении принятого законопроекта. Принятый в первом чтении законопроект в течении 5 дней направляется для сведения в Совет Федерации.

Принятый в первом чтении законопроект поступает в ответственный комитет Думы, который организует работу над поправками. Поправки вносятся субъектами законодательной инициативы в виде изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо исключение из законопроекта определённых пунктов, глав, статей.

Доработанный законопроект предоставляется в совет Думы для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении. К законопроекту прилагаются таблица поправок, одобренных комитетом, таблица поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблица, по которой не вынесено решение.

Второе чтение законопроекта начинается с выступления представителя ответственного комитета. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. После различных выступлений проводится голосование о принятии группы поправок, одобренных комитетом. Затем проводится голосование по поправкам, встретившим возражения. Следующий шаг – голосование по каждой поправке, по которой не принято решение. После этого на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.

Не принятый во втором чтении законопроект возвращается в ответственный комитет на доработку. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта ставится предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклонённым и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту законодательной инициативы. Решением Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Думы, законопроект может быть возвращён к процедуре первого чтения.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, появившихся в ходе рассмотрения поправок. По завершении этой работы законопроект вновь представляется ответственным комитетом в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов в третьем, окончательном чтении (законопроекты о принятии федерального бюджета имеют четвёртое чтение).

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение его к обсуждению. В случае существенных возражений по законопроекту по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения.

Федеральный закон принимается Думой большинством голосов от конституционно установленного числа депутатов палаты. Закон РФ о поправках к Конституции РФ (ФКЗ) одобряется 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы.

Принятый (одобренный) Думой закон оформляется на официальном бланке, проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу и в течение 5 дней направляется в совет Федерации.

Поступивший из Думы закон регистрируется в Совете Федерации и в течение суток направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации определяет комитет, ответственный за рассмотрение закона. Члены Совета Федерации организуют обсуждения закона в субъектах и при наличии замечаний направляют их в ответственный комитет.

По итогам подготовки закона к слушанию ответственный комитет принимает заключение, в котором даёт оценку закона и формулирует одно из следующих решений: рекомендовать палате одобрить, принятый Думой закон; рекомендовать палате отклонить его.

Заседание совета Федерации начинается с оглашения решения докладчиком от ответственного комитета. Затем слово предоставляется представителю Правительства. После этого Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Если принято решение об обсуждении закона, то по его итога должно быть вынесено решение о принятии или отклонении закона.

Решение об одобрении или отклонении закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Совета Федерации, должно быть принято в течении 14 дней. Если такой закон не был рассмотрен в течение 14 дней, то он направляется президенту для подписания и обнародования.

Федеральный закон считается отклонённым, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации.

Принятый и одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.014 с.)