ТОП 10:

Проблемы совершенствования законодательного процесса.



• Законодательная регламентация.

• Подключение науки и информации.

• Четкая дифференциация стадий.

• Прекращение «законодательной гонки»

• Соблюдение демократических гарантий.

• Исполнение требований Регламента, норм и правил юридической техники

• Конфликт принимаемых законов с уже действующим законодательным массивом.

На данный момент эти проблемы не остаются без внимания как со стороны Федерального Собрания, так и со стороны Правительства, и Президента. Нельзя не отметить уже сделанные шаги в области планирования законодательной деятельности как в Государственной Думе, так и в правительственных структурах, в области приведения в соответствие законов и подзаконных актов, федеральных законов и законов субъектов.

Часть 2. Билет №9. Субъекты правотворчества. Право законодательной инициативы.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, об­щественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной ин­станцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Профессора М.М. Рассолов, В.О. Лучин и Б.С. Эбзеев убеждены, что субъектный состав правотворчества зависит от режима правотворческого процесса. В режиме единоначалиякруг субъектов принятия конкретного нормативного правового акта ограничивается одним лицом, а в режиме коллегиальности круг субъектов принятия конкрет­ного нормативного правового акта расширяется до двух и более лиц.

В Российской Федерации в законотворческом процессе (на федеральном уровне) право законодательной инициативы, согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, зако­нодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (что в настоя­щее время вызывает дискуссии в российской юридической науке, поскольку участие в законотворческом процессе противоречит судебной функции названных органов).

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Право законодательной инициативы означает, что проект закона, внесенный субъектом такого права в Государственную Думу, подлежит обязательному рассмотрению самой Государственной Думой. Конечно, свои законопроекты могут направить в Государственную Думу также отдельные граждане, общественные объединения и другие субъекты, не обладающие правом законодательной инициативы, но такие законопроекты Государственная Дума уже не обязана рассматривать.

До рассмотрения законопроекта в первом чтении государственной думой, субъект законодательной инициативы имеет право внести поправки в законопроект, а так же письменным заявлением отозвать законопроект. Если законопроект прошел утверждение профильного комитета Государственной Думы, Совета Государственной Думы, обязательную регистрацию, то он попадает на рассмотрение в первом чтении. Проект закона рассылается всем субъектам законодательной инициативы. Рассмотрение законопроекта в первом чтении начинается со вступительной речи инициатора законопроекта. Впоследствии после принятия законопроекта во втором и третьем чтениях, он так же рассылается все субъектам законодательной инициативы.

Все субъекты законодательной инициативы вправе вносить предложения о поправках после принятия законопроекта в первом чтении.

Основным субъектом правотворчества (законотворчества), как уже было сказано выше, является Федеральное Собрание. В Государственной Думе принимается закон в трех чтениях. Датой принятия закона считается дата принятия его государственной думой в третьем чтении. В четырнадцатидневный срок, принятый законопроект, направляется другому субъекту правотворчества - Совету Федерации. Совет Федерации не может вносить поправок в принятый закон. Члены совета Федерации голосуют за одобрение принятого закона. Но Совет Федерации может и не проводить голосования, тогда закон считается одобренным. Обязательному рассмотрению в совете федерации подлежат принятые государственной думой федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета

2) федеральных налогов и сборов

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров РФ

5) статуса и защиты государственной границы РФ

6) войны и мира

Одобренный закон направляется на подпись президенту (так же субъект законотворчества).

Еще одним субъектом законотворчества является правительство. Если законопроект предусматривает затрату определенных средств из федерального бюджета, то для внесения законопроекта на рассмотрении в первом чтении требуется заключение правительства.

Народ так же признается субъектом правотворчества (законотворчества). Решение, принятое на референдуме имеет силу закона.

Субъектами правотворчества так же являются государственные органы (министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

 

 

Билет №10. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.

Вносить законопроекты в Государственную думу имеют право только субъекты, обладающие правом законодательной инициативы. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства Российской Федерации (в случаях, определенных статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации- все что касается финансово- экономических затрат).

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения и архива Аппарата Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, сведения о законопроекте, о его прохождении в Государственной Думе, о принятии Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы) соответствие законопроекта требованиям (необходимые документы, право законодательной инициативы) и в течение 14 дней вносит предложения по законопроекту на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Далее один из комитетов Государственной Думы назначается (Советом государственной думы) ответственным за законопроект.

По предложению профильного комитета Совет Государственной Думы так же устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает решение о возвращении инициатору законопроекта.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.

Дальше происходит привычная процедура. 3 чтения дальше в совет федерации и на подпись; квалифицированное большинство преодолевает вето президента.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.006 с.)