Новые принципы и правила судопроизводства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые принципы и правила судопроизводства.



Новые принципы судопроизводства:

(1) Равноправие и состязательность сторон.

(2) Возможность судебного обжалования решений, действий, а также бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

(3) Право на рассмотрение дела судом по подсудности

(4) Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты

(5) Запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона

(6) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

(7) Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения толкуются в его пользу.

Расширено право на получение квалифицированной юридической помощи и на защиту.

Конституция РФ подтверждает принцип равенства всех перед законом и судом, однако увеличивается количество категорий лиц, по закону пользующихся неприкосновенностью.

Законом 1993 года предусмотрено рассмотрение некоторых уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Ограничение прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (при проведении оперативно – розыскных мероприятий, следственных действий и т.п.) допускается только на основании судебного решения. (Ст.23)

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (Ст.22), но до приведения уголовно – процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок (Раздел Второй, часть 6).

Билет №6. Правовое обеспечение социально-экономических реформ в РФ.*

* по идее, этот билет исключен.. но, если есть возможность, посмотрите.

Направления правовой реформы в РФ:

-Законодательное обеспечение системы прав и свобод человека, их гарантирование

-Упрочнение и защита конституционного строя

-Совершенствование государственного управления

-Создание целостной правовой базы, организации и деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов

-Совершенствование правовых основ федерализма

-Система правового обеспечения развития экономики

-Развитие системы правового воспитания

Несомненно, что одной из важнейших целей правовой реформы в России можно считать формирования государства социального обеспечения (что закреплено в Конституции РФ ст.7[1]). Таким образом, федеральное законодательство должно быть подведено под стандарты, установленные конституцией.

Необходимо перечислить условия формирования социального государства:

-Развитая рыночная экономика, обеспечивающая высокий уровень жизни

-Демократически – правовой характер государственной власти

-Социальная политика государства

-Развитое социальное законодательство

-Эффективные механизмы защиты социальных прав и свобод личности

Формирование правовой базы, обеспечивающей социальную сущность государства можно назвать основной целью российского законодателя в рамках правовой реформы. Без нормативного закрепления социально- экономических основ невозможно дальнейшее развитие государства, как правового, демократического.

Одной из частей правового обеспечения социально-экономических реформ в РФ можно считать законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство, услуги). Нельзя не заметить, что сектор коммунальных услуг - фактиче­ски одна из крупнейших отраслей экономи­ки: по численности занятых в ней она усту­пает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению. Между тем с начала 1990-х годов эта отрасль находится в состоянии перманент­ного кризиса. На дотации отрасли из феде­рального и местных бюджетов в 1987 -1990 годах уходило 1,1 - 1,3% ВВП, в 1996 году - 3 - 4%, в 1997 году - 6%, в2000 году - 7%. Последний показатель пре­высил совокупные расходы на националь­ную оборону и правоохранительные орга­ны, не говоря уже о здравоохранении и об­разовании. Целью жилищной реформы является передача функции строительства, заказа, ремонта жилья негосударственным подрядчикам.

Основные нормативно-правовые акты в сфере в жкх:

-ФЗ «об основах федеральной жилищной политики»

-Жилищный кодекс

-Указ президента Российской Федерации: «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и концепция реформы» (28.04.1997)

К преимуществам проведенной работы в сфере жкх можно отнести:

-Деятельность управляющих структур становится более прозрачной, что ведет к сокращению издержек

-Руководство коммунальных предприятий отвлекается от текущих проблем и имеет возможность сосредоточиться на стратегическом планировании-Возможность постороннего влияния на бизнес сокращается, это повышает инвестиционную привлекательность предприятий-Местная власть освобождается от ряда обязательств в сфере коммунального хозяйства и может сосредоточиться на других социальных проблемахНо существуют и недостатки:-В условиях дотирования коммунальных услуг предприятия не заинтересованы в сокращении издержек-В большинстве случаев инвесторы не несут ответственности за состояние основных фондов и поэтому не заинтересованы в их улучшении-Данная модель может столкнуться с серьезными политическими препят­ствиями из-за ее негативного восприятия-Из-за недостатка объективной информации состоянии предприятий ЖКХ инвесторам сложно рассчитать все параметры нового бизнесаДругой частью правового обеспечения социально-экономических реформ можно считать законодательство в сфере пенсионного обеспечения:ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Критика в адрес законов:

-Накопительная система пенсий. Серьезным недостатком накопительной системы является то, что «при значительных уровнях инфляции (сопоставимым или близким к банковским процентам) накопительная система в значительной степени подвержена эрозии и является неэффективной».

-Несмотря на принятые законы, пенсии составляют крайне малые суммы.

-Совершенно не урегулирован в принятом законодательстве вопрос расчета величины накопительной части трудовой пенсии. Из текста законов следует, что для расчета используется та же ожидаемая продолжительность выплаты пенсии, что и для страховой части, что не имеет никакого экономического смысла.

Основными задачами государства в этой сфере можно считать:

-Обеспечение гарантированного минимального уровнч пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов.

-Создание условий для формирования населением достаточных пенсионных накоплений путем развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

Третьей частью правового обеспечения социально- экономических реформ является законодательство в сфере образования:

-Национальная доктрина в сфере образования до 2025 года включает следующие цели: - преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

-ФЗ «Об образовании» (устанавливает основные принципы):

-Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. -Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

 

Часть 2. Билет №7. Правообразование и правотворчество.

Как вытекает из самого термина, правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами нормативно-правовых актах. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворческий орган, например парламент, не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в соответствующую форму (законы). Другая точка зрения представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства – единственный фактор, порождающий право.

Если рассматривать все взгляды на понятие правотворчество, имеющиеся в современной правовой литературе с позиций различных типов правопонимания, то взгляды профессоров М.Н. Марченко, Т.Н. Радько, и Р.А. Ромашова явно тяготеют к нормативизму, позиций социологического позитивизма придерживаются профессора М.М. Рассолов, В.О. Лучин и Эбзеев, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, доктора юридических наук Н.И. Матузов и А.В. Малько и заслуженный деятель науки РФ А.Ф. Черданцев, а мнение академика В.С. Нерсесянца основывается на положениях естественного права.

1. С точки зрения нормативизма:

Марченко: «Правотворчество представляет собой одну из важнейших сто­рон деятельности государства, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение, по своей социальной сути правотворчество выступает как про­цесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания со­держащимся в них правилам поведения — государственным веле­ниям общеобязательного характера».

Профессор М.Н. Марченко предлагает рассматривать правотворчество как важнейшую составную часть все­го процесса правообразования, который включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему под­готовительный процесс формирования права.

Т.Н. Радько понимает правотворчество как активную государственную деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов, которая протекает в установленных процедурах и основывается на опреде­ленных принципах, т.е. на основополагающих, базовых идеях и правилах, придающих процессу правотворчества должную легитим­ность, эффективность и качество. «Правотворчество — это основной путь воздействия государства на те жизненные процессы, которые оно стремится урегулировать, важнейший показатель государственной деятельности».

Т.Н. Радько разделяет мнение М.Н. Маченко о том, что правотворчество — это составная часть правообразования и также понимает правообразование как довольно сложный и длительный процесс, который возникает как ответ государства на потребность общественных про­цессов (во многом это объективная необходимость общественного развития, которое побуждает государство юридически реагировать на эти необходимости, вследствие чего и появляется соответствующий правовой акт).

Р.А. Ромашов: «Правотворчество – это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства компетентными правотворческими органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций».

2. С точки зрения социологического позитивизма:

По мнению М.М. Рассолова, В.О. Лучина и Б.С. Эбзеева, правотворчество – это процесс создания необходимых для реализации целей государственной власти правовых норм уполномоченными к тому законом субъектами (как правило, органами государства) в форме принятия нормативных правовых актов. Они утверждают, что «смысл правотворчества заключается не в том, чтобы «создать право», а в том, чтобы сформулировать нормы, подсказывающие выход из запутанных или неопределенных с точки зрения права ситуаций, в том чис­ле нормы, указывающие на право государства по отношению к тем, кто не соблюдает поддерживаемый им порядок».

Ученые предлагают понимать правотворчество еще и как «процесс создания правовых норм, который имеет свой субъектный состав, мотив, объект и предмет, основания начала и окончания, а также процедуру, т.е. официально закрепленный, строго последовательный порядок действий».

А.Ф. Черданцев: «Правотворчество – это деятельность рациональная, направленная на решение определенных социальных проблем, на достижение определенных целей экономического, политического, социального, экологического характера и т.п.; это деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов. Правотворчество заключается в издании новых нормативных актов, отмене или совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Задачей правотворчества является совершенствование законодательства для достижения целей, которые ставит перед собой законодатель. В ходе правотворчества определяются, конкретизируются цели, которые должны быть достигнуты в результате принятия новых законов».

Профессора В.М. Корельский и В.Д. Перевалов видят в правотворчестве «специфическую, требующую особых знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную с созданием или изменением существующих в госу­дарстве правовых норм», но они рассматривают правотворчество не как особую функцию государства, а как пра­вовую форму, правовую «оболочку» государственной деятель­ности.

Профессора Н.И. Матузов и А.В. Малько также понимают правотворчество как «особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных по­требностей и интересов общества».

3. С точки зрения естественного права.

Академик В.С. Нерсесянц полагает, что понятие «правоустановление» точнее выражает смысл и содержание той специфической деятельности, которая обычно именуется «правотворчеством», и предлагает понимать под правоустановлением «форму (и направление) государственной деятельности, связанную с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права». По мнению В.С. Нерсесянца, с позиций либертарно-юридического правопонимания очевидно, что государство (соответствующие государственные органы) действительно осуществляет законотворческую (законодательную) деятельность, создает (и в этом смысле – творит) законы, но это вовсе не означает, будто государство творит (порождает) само право как таковое.

Никто из вышеназванных ученых не отрицает обязательного участия государственных органов в правотворчестве, но в то же время они имеют разные взгляды на цели и пределы государственного вмешательства. Черданцев, Корельский, Перевалов, Матузов и Малько видят цели государства в выражении в актах правотворчества объективных социальных по­требностей и интересов общества; ученые Рассолов, Лучин и Эбзеев – в организации служебных отношений и отношений свободного предпринимательства. Профессора В.М. Корельский и Перевалов видят смысл и значение правотворчества в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической рег­ламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. Подобные взгляды характерны для социологического позитивизма. Ученые М.М. Рассолов, В.О. Лучин и Б.С. Эбзеев утверждают, что смысл правотворчества заключается не в том, чтобы «создать право», а в том, чтобы сформулировать нормы, подсказывающие выход из запутанных или неопределенных с точки зрения права ситуаций, в том чис­ле нормы, указывающие на право государства по отношению к тем, кто не соблюдает поддерживаемый им порядок, тем самым уже допуская большее государственное вмешательство. В свою очередь профессор М.Н. Марченко считает, что по своей социальной сути правотворчество выступает как про­цесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания со­держащимся в них правилам поведения — государственным веле­ниям общеобязательного характера, а доктор юридических наук Р.А. Ромашов дополняет, что государственная деятельность в области правотворчества обеспечивается системой государственных гарантий и санкций. Последние точки зрения уже тяготеют к нормативистским.

Объединив все вышеизложенные позиции, можно сделать вывод, что в целом правотворчество представляет собой:

- монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения;

- созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

- процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке.

Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д.

Основными факторами , определяющими формирование права, являются:

- экономические, т.е. материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;

- политические, т.е. политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений;

- социальные, т.е. степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод;

- национальные, т.е. взаимоотношения, формы сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, забота об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовые формы оформления их юридического статуса;

- внешнеполитические, т.е. международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также;

- идеологические, т.е. идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства;

- организационно-волевые. Государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты.

Принципы правотворчества – это основополагающие идеи (ценности), на которые должно ориентироваться правотворчество.

1. Демократизм

2. Гласность

3. Законность

4. Гуманизм

5. Научность

6. Принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов

7. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов

8. Принцип использования правового опыта

9. Оперативность (своевременность) правотворчества

10. Связь правотворчества с практикой

11. Профессионализм.

Виды (формы) правотворчества. В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

- принятие нормативных актов полномочными органами государства;

- принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

- принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.04 с.)