Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декабря 1993 Г. В оон учрежден пост верховного комиссара по правам человека, который назначается генеральным секретарем оон и является его заместителем.

Поиск

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав че­ловека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская ко­миссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесен­ное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обяза­тельный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации».

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.

Элементы:

1. Прокуратура

2. Законодательство

3. Самозащита

4. Правосудие

5. Общественные организации и объединения

6. Правозащитные объединения

7. Профсоюзы

8. Контрольные органы

9. СМИ

10. Депутаты

11. Право жалобы

12. Адвокатура

13. МВД

14. Управомоченный по правам человека

Часть 2. Билет №28. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и исторически развитие идеи правового государства.

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — к интересам подданных, общества. Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит делать очень большое допущение...». Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькср, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы — Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915) и др. Сегодня 1 статья КРФ.

Принципы правового государства:

• Верховенство правового закона - всё в государстве должно соответствовать закону, но и
закон должен быть правовым (соответствовать естественным правам).

• Разделение властей

• Взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

• Гарантированность прав и свобод граждан.

• Соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам.

Признаки:

Нормативные

• Верховенство закона и особое место конституции

• Законность как принцип создания и реализации норм права
Институциональные

• Разделение властей

• Взаимодействие властей на основе системы здержек и противовесов

• Законодательное закрепление независимости судебной власти
Личностно-общетсвенные

• Приоритет прав и свобод человека и гражданина

• Политический и идеологический плюрализм

• Должный уровень правовой культуры и правового сознания

Предпосылки создания:

1. Экономические: равноправие и равная защита всех форм собственности. Наличие

частной собственности и свободы предпринимательства.

2. Социальные: саморегулирующееся гражданское общество, гражданская инициатива, умение защищать свои права и интересы.

3. Политические: демократия, многопартийность, выборы

4. Идеологические: идеологический плюрализм, толерантность (терпимость) общества к иным взглядам и представлениям.

5. Национальные: реальное равноправие наций и народностей, отсутствие
несправедливых преимуществ и привилегий, сохранение национальной культуры, создание условий для выравнивания уровня жизни.

Правовое государство является одним из существенных достижений чело­веческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) верховенство правового закона;

в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следу­ет избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовы­ми, нередко расходится с нормами конституции.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими кор­нями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социаль­ные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государст ­ венной власти.

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и воз­никновения нового социально-политического строя.

Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократиче­ских началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов. Мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно отстаивали Сократ, Платон и Аристотель.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих лю­дей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интере­сов». В дальнейшем идеи государства как правового сообщества получают тео­ретическое обоснование в Новое время в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. В частности, Джон Локк в своем учении о государстве обосновал законность сопротивления всякому произволу власти.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст­ва было поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо­фии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно пред­ставляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым за­конам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он ис­пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было на­звано верховенство правового закона.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разра­ботке теории правового государства. К числу наиболее видных представите­лей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том чис­ле и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории пра­вового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалев­ский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая термино­логия использовалась вообще без перевода. И теоретиков правового государ­ства у нас первое время называли «рехтштатистами».

В англоязычной литературе термин «правовое государство» не использу­ется - его эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law» (господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835-1922 гг.) в работе под названием «Основы конституционного права» (1855 г.).

Что касается отношения к идеям правового государства со стороны Марк­са и Энгельса, то оно было негативным, отрицательным, как и отношение марксизма к государству вообще.

На конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоящему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях целого ряда государств, хотя в действи­тельности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране.

Проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее вза­имоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и сво­бод человека и гражданина».

Итак, признаками правового государства можно считать:

— ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

— верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

— конституционно-правовую регламентацию принципа разделения влас­тей на законодательную, исполнительную и судебную;

— наличие развитого гражданского общества;

— правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

— верховенство закона в системе права;

— соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

— прямое действие конституции;

— возвышение суда.

В Конституции современной России поставлена задача построения право­вого государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы пра­вовой государственности. Понятно, что гражданам России и российскому го­сударству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

 

Билет №29. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.

Термин «гражданское общество» имеет в литературе особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. Иначе говоря, под этим понятием подразумевается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Гражданское общество — это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействую­щее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобо­ды, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

- высокое сознание людей;

- высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

- широкие связи между членами общества;

- наличие государственной власти, подконтрольной, преодолев­шей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетент­ностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

- децентрализация власти;

- передача части власти органам самоуправления;

- согласование позиций вместо конфликтов;

- развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность гражданского общества — это человек, ориентирован­ный на созидание, духовность.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов. Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система. Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой — это многообразие форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и госу­дарственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям, про­тивоположным взглядам.

Гражданское общество — это саморазвивающаяся и само­управляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства. Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо обще­ства. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступатель­ного развития гражданского общества.

Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти. Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством. Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества и условием его дальнейшего совершен­ствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменяя или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И тем не менее судебные дела, например, получившие огласку со стороны с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Одним словом, гражданское общество – питательная среда правового государства – заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.213 (0.012 с.)