Раздел 11. Высшее должностное лицо ( руководитель высшего исполнительного органа субъектов РФ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 11. Высшее должностное лицо ( руководитель высшего исполнительного органа субъектов РФ)



 

.1. Требования к высшему должностному лицу.

В соответствии с № 184-ФЗ высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ на срок не более пяти лет. В большинстве субъектов РФ высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется полномочиями сроком на пять лет. Однако не все субъекты РФ устанавливают пятилетний срок полномочий для высшего должностного лица субъекта РФ. Например, губернатор Владимирской области наделяется полномочиями на 4 года (п.4 ст.24 Уставу Владимирской области).

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента РФ (п.6 ст.18 № 184-ФЗ).

В настоящее время в конституциях (уставах) субъектов РФ закреплены следующие наименования высшего должностного лица субъекта РФ:

глава республики;

губернатор;

глава администрации;

мэр.

В № 184-ФЗ установлены ограничения, связанные с нахождением в должности высшего должностного лица субъекта РФ. Так, не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта РФ граждане РФ:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы РФ, членом Совета Федерации РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, иные государственные должности субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

 

2. Порядок наделения полномочиями высшего должностного лица.

Согласно п.1 ст.18 № 184-ФЗ гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Приведенное положение изложено в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ. В первоначальной редакции п.1 ст.18 № 184-ФЗ устанавливалось, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда на день вступления в силу № 184-ФЗ конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрено наделение гражданина полномочиями высшее должностное лицо субъекта РФ путем избрания его специально созываемым собранием представителей.

Изменения внесены № 159-ФЗ, как отмечалось авторами его проекта, в целях обеспечения единства системы исполнительной власти в России в соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ, повышения роли и ответственности законодательных (представительных) органов субъекта РФ при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений № 184-ФЗ в связи с жалобами ряда граждан Конституционный суд РФ подтвердил конституционность нового порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Обосновывая свою правовую позицию, Конституционный суд РФ, указал, что Конституция РФ в целях уравновешивания таких основ российской государственности, как демократия, суверенитет, государственная целостность и федерализм, допускает возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти, непосредственно не поименованных в основном законе страны в качестве избираемых, в том числе возможность изменения ранее установленного порядка наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, если при этом соблюдаются конституционные права и свободы и иные общепризнанные права и свободы человека и гражданина. По мнению Конституционного суда РФ федеральный законодатель вправе избирать наиболее эффективные и соразмерные конституционным целям механизмы организации государственной власти, в том числе при наделении полномочиями органов государственной власти и должностных лиц, в отношении которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен в Конституции РФ, соблюдая при этом конституционные принципы и нормы и обеспечивая сбалансированное сочетание полномочий и интересов Российской Федерации, с одной стороны, и субъектов РФ − с другой. Право принимать участие в прямых выборах высшего должностного лица субъекта РФ и быть избранным на эту должность не закреплено в качестве конституционного, а также общепризнанного права гражданина РФ.

В мировой практике существуют различные модели замещения должности главы исполнительной власти в субъектах Федерации. Так, непосредственно населением глава исполнительной власти субъекта Федерации избирается в государствах американского континента. В то же время в ФРГ главу исполнительной власти субъекта избирает представительный орган субъекта. Некоторые государства, например Индия, Нигерия, пошли по пути назначения глав исполнительной власти субъектов Федерации главой государства. Существуют и государства, использующие смешанные формы замещения должностей глав исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в Малайзии 4 штата возглавляют назначаемые главой государства губернаторы, а во главе 9 штатов находятся наследственные конституционные монархи (султаны, большой правитель и раджа).

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном № 184-ФЗ. Предусматривается два способа представления кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ Президенту РФ для дальнейшего внесения ее на рассмотрение в законодательный (представительный) орган субъекта РФ.

Первый способ. Президент РФ вносит в законодательный (представительный) орган субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ из числа кандидатур, предложенных политической партией, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей на основании официально опубликованных ближайших ко дню внесения предложений результатов выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ и был допущен к распределению депутатских мандатов.

Порядок внесения предложений о кандидатурах, перечень необходимых документов, порядок проведения консультаций и порядок рассмотрения предложений о кандидатурах установлены Указом Президента РФ от 23 апреля 2009 г. № 441.

Политическая партия вносит Президенту РФ предложения не менее чем о трех кандидатурах. Предложения политической партии о кандидатурах вносятся Президенту РФ ее коллегиальным постоянно действующим руководящим органом. Предложения о кандидатурах вносятся Президенту РФ не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. До внесения политической партией предложения о кандидатурах Президент РФ и уполномоченный представитель политической партии проводят консультации по кандидатурам. Консультации проводятся не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. По поручению Президента РФ проводить указанные консультации может руководитель Администрации Президента РФ или иное должностное лицо Администрации Президента РФ.

При внесении политической партией предложения о кандидатурах учитываются авторитет и деловая репутация предлагаемых кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты консультаций.

К предложению политической партии о кандидатурах прилагаются:

- решение политической партии о внесении предложения о кандидатурах, принятое в соответствии с уставом политической партии;

- заявление в письменной форме каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта РФ, о согласии на рассмотрение его кандидатуры. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество гражданина, его гражданство, а также дается обязательство о прекращении деятельности, не совместимой со статусом высшего должностного лица субъекта РФ, в случае наделения его полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

- заявление в письменной форме каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта РФ, о согласии на проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

- сведения по установленной форме о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта РФ, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- копия паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, каждого гражданина, кандидатура которого предложена на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также копии документов об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Представленные политическими партиями документы и материалы в установленном порядке рассматриваются в Администрации Президента РФ. Должностные лица, осуществляющие рассмотрение этих документов и материалов, вправе представить руководителю Администрации Президента РФ дополнительные материалы, характеризующие предлагаемые кандидатуры, информацию о социально-экономическом положении в субъекте РФ, иные справочные материалы.

О результатах рассмотрения представленных политическими партиями документов и материалов руководитель Администрации Президента РФ докладывает Президенту РФ.

Президент РФ рассматривает предложения о кандидатурах и уведомляет о результатах рассмотрения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, внесшей предложения о кандидатурах, в срок, не превышающий 10 дней со дня внесения предложений. По поручению Президента РФ уведомление может осуществляться руководителем Администрации Президента РФ или иным должностным лицом Администрации Президента РФ.

Если по результатам рассмотрения предложений о кандидатурах ни одна из них не была поддержана Президентом РФ, политическая партия вправе повторно внести Президенту РФ предложения не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались Президентом РФ. Повторное внесение предложений о кандидатурах осуществляется с учетом консультаций с Президентом РФ и не позднее чем через 10 дней со дня уведомления.

В случае, если после рассмотрения повторно внесенного политической партией предложения о кандидатурах ни одна из них не была поддержана Президентом РФ, Президент РФ проводит консультации с политической партией, внесшей предложения о кандидатурах, и с законодательным (представительным) органом субъекта РФ. С учетом результатов консультаций политическая партия может внести Президенту РФ предложения не менее чем о трех кандидатурах, которые ранее не рассматривались Президентом РФ. При этом предложения о кандидатурах вносятся Президенту РФ за 14 дней до истечения 180 дней со дня последнего уведомления. Президент РФ рассматривает предложения о кандидатурах и уведомляет о результатах рассмотрения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, внесшей предложения о кандидатурах, в срок, не превышающий 14 дней со дня внесения предложений.

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ политическая партия с учетом результатов консультаций с Президентом РФ вправе внести Президенту РФ предложения не менее чем о трех кандидатурах в срок, не превышающий 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Президент РФ вправе внести в законодательный (представительный) орган субъекта РФ представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ из числа кандидатур, предложенных политической партией, в срок, не превышающий семи дней со дня уведомления о результатах рассмотрения коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, внесшей предложения о кандидатурах.

Если до внесения Президентом РФ в законодательный (представительный) орган субъекта РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в период проведения консультаций с Президентом РФ, или в период внесения Президенту РФ предложений о кандидатурах, или в период их рассмотрения будут досрочно прекращены полномочия высшего должностного лица субъекта РФ, или кто-либо из кандидатов подаст заявление с просьбой не рассматривать его кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ, или будет установлено, что какая-либо из кандидатур не может быть рассмотрена в качестве кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ в связи со стойкой неспособностью кандидата по состоянию здоровья осуществлять полномочия высшего должностного лица РФ, смертью кандидата, а также с другими обстоятельствами, препятствующими замещению должности высшего должностного лица субъекта РФ, начатая процедура может быть прекращена Президентом РФ. В этом случае внесение предложений не менее чем о трех кандидатурах осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня прекращения Президентом РФ указанной процедуры.

Второй способ. В случае если политическая партия не воспользовалась своим правом внести предложение о кандидатурах или воспользовалась им частично и не внесла предложение о кандидатурах повторно либо внесла предложение о кандидатурах с нарушением требований, предусмотренных № 95-ФЗ и № 184-ФЗ, Президент РФ определяет кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ и вносит в установленном порядке в законодательный (представительный) орган субъекта РФ представление о кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта РФ. Кандидатура может быть предложена также из числа лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров.

Для определения кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ руководитель Администрации Президента РФ представляет Президенту РФ предложение не менее чем о двух кандидатурах на указанную должность. Предложение о кандидатурах вносится руководителю Администрации Президента РФ полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе с учетом авторитета и деловой репутации предлагаемых кандидатур, опыта их публичной (государственной и общественной) деятельности, а также с учетом результатов проведенных предварительных консультаций. В случае, если ни одна из представленных руководителем Администрации Президента РФ кандидатур не будет поддержана Президентом РФ, руководитель Администрации Президента РФ представляет новые кандидатуры.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ в течение десяти дней со дня внесения представления. При внесении Президентом РФ повторного представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ указанная кандидатура также рассматривается в течение десяти дней со дня внесения представления.

Решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

В случае, если законодательный (представительный) орган субъекта РФ не принял решение о наделении представленной Президентом РФ кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ или о ее отклонении либо отклонил указанную кандидатуру, проводятся консультации с законодательным (представительным) органом субъекта РФ и политической партией, внесшей Президенту РФ предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент РФ вправе повторно внести представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ.

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом РФ не позднее семи дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным (представительным) органом субъекта РФ или не позднее семи дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом РФ.

В случае, если после повторного внесения Президентом РФ представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ или о ее отклонении либо отклонил указанную кандидатуру, Президент РФ проводит консультации с законодательным (представительным) органом субъекта РФ и политической партией, внесшей Президенту РФ предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент РФ вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ в соответствии с № 184-ФЗ.

 

 

3. Порядок вступления в должность высшего должностного лица.

Порядок вступления в должность гражданина РФ, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, устанавливается № 184-ФЗ и конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральный закон № 184-ФЗ, руководствуясь принципом непрерывности власти, четко определил день, с которого начинается срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Согласно п.2.3. ст.18 № 184-ФЗ, если решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принято законодательным (представительным) органом субъекта РФ до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, гражданин РФ, наделенный указанными полномочиями, вступает в должность в день истечения срока или в день досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

В случае если решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принято законодательным (представительным) органом субъекта РФ в день или после дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, гражданин РФ, наделенный указанными полномочиями, вступает в должность в день принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ указанного решения.

В большинстве конституций (уставов) субъектов РФ подробно урегулирован вопрос о порядке вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ. Однако не во всех уставах субъектов РФ урегулирован порядок вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ. Так, Устав Ставропольского края определяет лишь порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица Ставропольского края. Вопрос о порядке вступления в должность высшего должностного лица Ставропольского края урегулирован в Законе Ставропольского края от 6 января 1999 г. № 2-кз «О Губернаторе Ставропольского края».

В соответствии с требованиями № 184-ФЗ при вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции РФ.

Положения конституций (уставов) субъектов РФ, закрепляющие порядок вступления в должность, формулируются по-разному. В одних конституциях (уставах) региональный законодатель ограничился формулой «при вступлении в должность приносится присяга...» или «вступая в должность высшего должностного лица, гражданин РФ приносит следующую присягу...».

Так, согласно ч.1 ст.48 Устава (Основного Закона) Рязанской области при вступлении в должность губернатор Рязанской области приносит следующую присягу: «Вступая в должность губернатора Рязанской области, клянусь: уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать и защищать Конституцию РФ, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Рязанской области и законы Рязанской области, верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности губернатора Рязанской области».

Губернатор Тюменской области, вступая в должность, приносит торжественную присягу: «Вступая в должность губернатора Тюменской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности губернатора, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию и законы РФ, Устав и законы Тюменской области» (ч.6 ст.27 Устава Тюменской области).

Присяга приносится в торжественной обстановке, как правило, в присутствии членов законодательных, исполнительных и судебных органов, представителей политических партий, избирательных комиссий, средств массовой информации, общественных объединений и др.

Например, глава Чеченской Республики приносит присягу в торжественной обстановке на заседании парламента Чеченской Республики, в присутствии членов правительства Чеченской Республики, судей Конституционного Суда Чеченской Республики, представителей политических партий, общественных объединений и движений (ч.2 ст.66 Конституции Чеченской Республики).

Церемония вступления в должность губернатора Хабаровского края проводится в торжественной обстановке. На церемонию приглашаются полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты краевой думы, члены правительства края, председатель избирательной комиссии Хабаровского края, прокурор Хабаровского края, председатель краевого суда, председатель Арбитражного суда Хабаровского края, уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае, главы городских округов и муниципальных районов, председатели представительных органов городских округов и муниципальных районов, а также представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений, политических партий и других организаций (п.34.1.1 Устава Хабаровского края).

В конституциях (уставах) некоторых субъектов РФ процедура принесения присяги высшим должностным лицом субъекта РФ регулируется с большой детализацией. Например, губернатор Архангельской области приносит присягу вслух, стоя, положив руку на тексты Конституции РФ и Устава Архангельской области. После принесения губернатором Архангельской области присяги исполняются государственный гимн РФ и гимн Архангельской области. Церемонию принесения губернатором Архангельской области присяги ведет председатель областного собрания (ст.28 Устава Архангельской области).

Согласно п.2.3. ст. 18 № 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта РФ считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Такой порядок аналогичен порядку вступления в должность Президента РФ и был введен тогда, когда должность высшего должностного лица субъекта РФ была выборной. Вступление в должность, замещаемую путем прямых выборов, не может быть одномоментным. Требуется время для того, чтобы обеспечить плавную передачу власти, подготовить кадровые решения, разрешить возникшие споры, в том числе в судебном порядке. В силу чего определение момента принесения присяги, как точки отсчета срока полномочий, достаточно обосновано. Вступление же в должность, замещаемую путем назначения, возможно непосредственно в момент наделения полномочиями. Поскольку в данном случае споры по процедуре и законности замещения должности маловероятны. Однако и здесь необходимо время для того, чтобы принять кадровые решения.

 

 

4. Полномочия высшего должностного лица.

Перечень основных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, закрепленный в п.7 ст.18 № 184-ФЗ, не является исчерпывающим. В соответствии с федеральным и региональным законодательством высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется дополнительными полномочиями. Эти полномочия достаточно многочисленны, поэтому их следует сгруппировать.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ:

1) формирует высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа субъекта РФ;

2) осуществляет общее руководство органами исполнительной власти субъекта РФ;

3) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта РФ;

4) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

5) принимает добровольную отставку должностных лиц высшего исполнительного органа субъекта РФ;

6) приостанавливает или отменяет правовые акты высшего исполнительного органа субъекта РФ, иных органов исполнительной власти субъекта РФ и их должностных лиц, если указанные правовые акты не соответствуют федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в отношении законодательного (представительного) органа субъектов РФ и сфере законотворчества:

1) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа субъекта РФ с правом совещательного голоса;

2) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

3) принимает решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия им закона или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституции (устава) субъекта РФ, если законодательный (представительный) орган субъекта РФ не устранил их в определенный срок;

4) представляет в законодательный (представительный) орган субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

5) обращается к законодательному (представительному) органу субъекта РФ с ежегодным посланием о положении в субъекте РФ;

6) обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органом субъекта РФ;

7) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ по формированию государственных органов и назначению должностных лиц:

1) назначает представителя в Совет Федерации РФ от исполнительной власти субъекта РФ и прекращает его полномочия в порядке, установленном федеральным законом;

2) формирует и упраздняет постоянные представительства субъекта РФ, отзывает представителей после консультаций с законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

3) назначает половину членов избирательной комиссии субъекта РФ;

4) представляет законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуру для назначения на должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ; ставит вопрос перед законодательным (представительным) органом субъекта РФ об освобождении его от должности;

5) представляет законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуру для назначения на должность председателя контрольно-счетной (счетной) палаты;

6) представляет законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуры для назначения на должности судей конституционного (уставного) суда, мировых судей;

7) предлагает законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуры для назначения представителями общественности в состав квалификационной коллегии судей;

8) формирует администрацию (аппарат) высшего должностного лица субъекта РФ;

9) формирует консультативные и координирующие органы.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в социально-экономической и финансово-бюджетной сфере:

1) определяет основные направления социально-экономического развития субъекта РФ;

2) вносит на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта РФ программы социально-экономического развития и иные программы, представляет информацию об их исполнении;

3) ежегодно представляет в законодательный (представительный) орган субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, отчеты о его исполнении;

4) представляет законодательному (представительному) органу субъекта РФ заключения на проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета субъекта РФ;

5) выполняет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета субъекта РФ, за исключением расходов, предусмотренных на содержание законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в отношении органов и должностных лиц муниципального образования:

1) выносит предупреждение главе муниципального образования в субъекте РФ о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законодательством в случае, если последний не отменил нормативный правовой акт или его отдельные положения на основании вступившего в силу решения суда;

2) обращается к законодательному (представительному) органу субъекта РФ с предложением о вынесении предупреждения представительному органу местного самоуправления в случае, если последний не отменил нормативный правовой акт или его отдельные положения на основании вступившего в силу решения суда;

3) издает указ (постановление) об отрешении главы муниципального образования от должности в соответствии с федеральным законодательством;

4) вносит предложение Президенту РФ об отрешении главы муниципального образования от должности в установленном федеральным законодательством порядке;

5) в случае отрешения от должности главы муниципального образования издает указ (постановление) о назначении выборов главы муниципального образования;

6) в случае отрешения от должности главы муниципального образования назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

Иные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка на территории субъекта РФ, защищает интересы субъекта РФ;

3) принимает меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

4) вправе использовать в необходимых случаях согласительные процедуры;

5) принимает решение о проведении референдума субъекта РФ;

6) награждает наградами субъекта РФ и представляет к награждению государственными наградами РФ, присваивает почетные звания субъекта РФ;

7) устанавливает памятные и праздничные дни субъекта РФ.

 

 

5. Акты высшего должностного лица.

Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения (п.1 ст.22 № 184-ФЗ).

Указы (постановления) и распоряжения высших должностных лиц субъектов РФ являются правовыми актами. Правовой акт - это официальный письменный документ, содержащий подзаконное официальное решение, принятое высшим должностным лицом в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Как правило, в форме указов издаются нормативные правовые акты высших должностных лиц республик в составе Российской Федерации, а в форме постановлений - высших должностных лиц иных субъектов РФ. Однако это не является обязательным требованием. Например, губернаторы Свердловской и Новгородской областей издают указы. Следует отметить, что в Уставе Новгородской области в качестве актов высшего должностного лица Новгородской области выделяют лишь указы, а распоряжения вообще не упоминаются.

Путем принятия указов (постановлений) и отчасти распоряжений высшие должностные лица субъектов РФ реализуют правотворческие функции. Различия между двумя видами правовых актов основаны на их юридическом значении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.077 с.)