Философские проблемы биологии и антропологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы биологии и антропологии



Ключевые понятия и термины: человек как биосоциальное существо, философия биологии, глобальный эволюционизм и коэволюция, экотехника, биоэтика.

Биология представляет специфический интерес для философского осмысления, поскольку предмет ее исследований – формы высшей организации материи, составляющих основу жизни. Даже сама история внедрения философии биологии в программу изучения достаточно драматична – и борьба с «лысенковщиной», и споры лагерей сторонников М.Б. Митина и Р.С. Карпинской в 70-е гг прошлого столетия, где решались вопросы примерно того же характера, который обозначился в связи с клонированием овечки Долли в 1997 г (причем задолго до этого факта). Карпинская неформально возглавляла сектор философии биологии при отделе философских проблем естествознания Института философии в течение 25 лет. За данный период были фундаментально проработаны философские проблемы молекулярной биологии, проблемы философских оснований взаимосвязи теоретического и эмпирического знания в биологическом исследовании (что позволило сформулировать более целостный подход к феномену жизни), произведен анализ экологической проблематики в ее воздействии на развитие научного мировоззрения в аспекте осознания планетарности жизни и роли человеческой цивилизации (о чем писал еще В.И. Вернадский), обозначена проблема синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания, для решения которой необходимо поставить в центр исследования Человека как биосоциального существа, концентрирующего в своем развитии объективные закономерности природных и общественных процессов, и многое другое.

Обращение к проблеме человека становиться ведущим направлением в современной биологии, и оно предполагает учет и социально-культурного, и экологического подходов. Если устойчивая историческая традиция в истории биологии ограничивалась трактовкой его сущности как природно-биологического существа, то современная интерпретация нацелена на интегрирование проблематику социального параметра, что составляет специфику биосоциального подхода, полагающего ограниченным изучение человека либо с позиций только биологии, либо только социогуманитарного знания. Признается важной консолидация с другими естественными и гуманитарными науками. Под «философией биологии» понимается система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе биологии, ее месте среди других наук, ее познавательной и социальной роли в современном обществ на базе формирования новой философской концепции человека. Биология играет все большую роль в формировании новых регулятивных принципов в современной культуре в целом. Все более актуальной становится задача создания новой концепции философии природы, стержневыми принципами которой являются идеи, высказанные в рамках глобального эволюционизма, коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций. «Человекоразмерность» означает учет ценностных ориентаций и приемлемость гуманистических установок. Особо отметим, что идея коэволюции признается новой парадигмальной установкой культуры XXI века, мощным источником новых исследовательских программ будущего - новой философии природы, новой культурологии, новой философии науки. Под «коэволюцией» понимается совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме, при которой изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Даже такая глобальная задача современности, как осмысление будущего устройства общества как единой эколого-информационной цивилизации, гармонично сообщающейся с природной средой, невозможна без участия биологии.

Причина глобальных биологических проблем заключается в опасном для человечества нарушении баланса биосферных процессов, что служит поводом к разрушению среды обитания и прогнозов об «экологическом самоубийстве человечества». Данная проблема не является следствием современного расточительного отношения к живой природе, ее основания глубже и циничнее – в понимании окружающего мира как «подсобного» для существования человека и средства реализации его потенциальных возможностей, что характерно еще для формирования ментальности экономической эпохи начала XVII в, когда наука определяется, прежде всего, с позиций полезности, а ее эмпирический материал – природа – как неисчерпаемый источник материальных ресурсов. Для решения данных проблем создаются международные организации, в частности, Римский клуб (создан в 1968 г). Анализ докладов Римского клуба определяет природу как активное, действующее начало (с позиций современной синергетики самоорганизующуюся систему), реакции которой малопредсказуемы ввиду неразработанности взаимообоюдных отношений «биосфера» - «ноосфера». Изменяется концепция «развития», современный вариант которой учитывает диалектический характер взаимосвязи «человек-Вселенная», в котором человек сам моделирует эволюционный процесс, а его деятельность является стимулом экспансии биоценозов. Проект однозначного и непротиворечивого развития биосферы, куда входит и человечество, в настоящее время оценивается как опасное заблуждение.

Влияние человека на природу возможно в позитивном отношении, в связи с чем ведутся поиски рациональных и согласованных решений проблем «коэволюции», обуславливающих трансформацию биосферы в ноосферу. Ноосферные исследования касаются двух базовых направлений: экология Земли («глобальная экология») и разработка теории коллективных решений («социологии компромисса» в достижении соглашений, предполагающих кооперацию усилий различных стран для решения глобальных биологических проблем).

В настоящее время большую актуальность приобрели исследования Института экотехники (после смерти председателя Рисмкого клуба А. Печчеи в 1984 г. клуб утратил былую популярность), первоначально созданного для конструирования искусственных биосфер, нужд практической космонавтики. Парадигмальной теорией Института является определение гармонического синтеза биосферы и техносферы. Под техносферой понимается вид культуры, распространяющийся на всю территорию планеты в форме различного рода артефактов, прежде всего высокотехнологичных средств коммуникаций.

Еще одно направление современных масштабных биологических исследований – оптимизация природной среды, под чем понимается комплекс мер по рационализации использования ее ресурсами, охране и восстановлению в условиях интенсивного с ней взаимодействия.

Итак, в фокусе внимания современной биологии находится феномен жизни, в первую очередь жизни человека. Данный аспект тесно сопрягается с проблематикой антропологии – дисциплиной, изучающей homo sapiens с различных позиций. Существует историческая, медицинская, социальная, этническая, профессиональная, и, разумеется, философская антропологии, которые в комплексе призваны охватить многогранную область поддержания и обеспечения человеческого бытия: от проблем смысла жизни и смерти до эргономически определяемых структур социального и биологического окружения.

В свете открывшихся новых перспектив и возможностей исследований человеческого бытия, производимых прогрессивно развивающимися биологическими науками, в частности генной инженерией, остро ставится вопрос о естественном и искусственном в природе человека (логическим продолжением данной темы является освоение «киберпространств», предоставляемых компьютером, и превращение в «киборга» - см. об этом ранее). К примеру, если современный индивид треть или более жизни, поддерживает себя за счет медицинских препаратов или стимуляторов, в то время как лет сто назад, за их отсутствием, подобная форма его бытия просто не могла бы быть реализованной, является ли тогда подобное существование «естественным» или оно уже искусственное? Где грань, отделяющее одно от другого? Возможно ли бессмертие и что оно принесет человечеству? Почему считается безнравственной эвтаназия и клонирование разумных существ? Что нас ждет за порогом смерти и что считать таковым? (на данный счет даже сложилось специальное направление в философской антропологии – мортидология). Перечень проблем данной отрасли далеко не исчерпан.

В настоящее время все большую востребованность обретает новое направление, изучающее природу живого – биоэтика. Термин введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В.Р. Поттером для фиксации этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Направления данных изысканий: в узком смысле - этические проблемы взаимоотношений врача и пациента (напр., врачебная тайна). В широком - исследование социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В данном смысле биоэтика получает философскую ориентировку, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом. Наболевшими на сегодняшний день считаются проблемы: эвтаназия, трансплантация органов (прижизненное их изъятие у доноров, у умерших или животных), аборты, клонирование и использование стволовых клеток, суррогатное материнство, распоряжение данными о геноме человека (евгеника). Остается добавить, что России еще в 1976 году Минздравом СССР была утверждена «Межкафедральная программа по медицинской этике и деонтологии» для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, а в 2001 г. тем же Минздравом была принята Программа по биоэтике. Основная задача современной биоэтики (как раздела этики в целом): определение, какие действия с моральной точки зрения по отношению к живому допустимы, а какие нет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.006 с.)