Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология научной рациональности
Ключевые понятия и термины: классический, неклассический, постнеклассический тип научной рациональности. Научная картина мира логически координируется с соответствующим типом научной рациональности, отразившемся в специфических комплексах идеалов и нормах научного исследования (в свою очередь производных от ценностных и мировоззренческих установок конкретно-исторического типа культуры). В этой связи выделяют классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности. Смысл самого понятия «рациональность» неоднозначен, в религии, философии, обыденном познании рациональность также присутствует, но с иными акцентами. Научная рациональность это в определенной степени, «усиленная» рациональность, в которой требования строгого логико-понятийного дискурса пронизывают всю ее структуру. Дифференцируя различные типы научной рациональности, академик В.С. Степин исходит из следующих критериев: 1) специфика идеалов и норм познания, отражающих особенности когнитивного отношения к миру, и принятых в данной культуре; 2) характер системной организации исследуемых объектов (большие и малые, самоорганизующиеся и человекосоразмерные системы); 3) способ философско-методологической рефлексии. Классический тип научной рациональности соответственно характеризует классический этап истории науки (XVII – нач.XX вв). Парадигма научной ментальности этого времени раскрывается в ряде положений (разумеется, речь идет только о самых ключевых), основное из которых – ориентация на единственно правильную методологию исследования, которая безальтернативно приводила бы к столь же однозначной и веками неизменяемой истине и построению точной картины реальности. Натурализм – уверенность в самодостаточности природы, управляемой собственными объективными законами без всякого антропоморфизма и телеологизма. Финализм – установка на поиск неопровержимую, абсолютно истинную истину (и комбинацию истинных систем). Фундаментализм – ориентация на допущение предельных основоположений, составляющих незыблемый фундамент знания и производных от него когнитивных образований. Субстанциональный объективизм – убежденность в возможность получения знания, абсолютно свободного от примесей субъективизма (исследователя), происходящая от понимания природы (объекта) как сферы безличного объективного сущего.
Наивный реализм – утверждение очевидного и непосредственного соответствия действительности и получаемого о ней знания, ментальное содержание знания должно являться ее зеркальным отражением, без примеси субъективности. Сумматизм – установка на сведение сложного к сумме его элементов и свойств. Кумулятивизм – трактовка развития знания как сугубо количественного прибавления новых истин к уже имеющимся, эффект отрицания старого новым отвергается. Каузализм (от лат. сausa – причина) – принятие жестко однозначной зависимости причины и следствия, элиминация случайности, неопределенности в детерминистических связях природного мира. В комплексе перечисленные параметры выражаются концепцией механицизма – понимания структуры мира и человека по аналогии с механизмом (природа – гигантская машина (здесь напоминают о себе деистические традиции), человек в ней одно из звеньев, автомат), отсюда абсолютизация законов механики при изучении природы, ориетация на нее прочих разделов науки. Неклассический тип научной рациональности отталкивается от парадигмального основоположения о том, что не существует единственно верного, «абсолютного» метода исследования, и что получаемое знание должно учитывать характер методов и средств исследования объектов. Отсюда – допущение вероятностных и статистических подходов в научной реконструкции картины мимра. Конкретнее данные положения отражаются в следующих параметрах. Полифундаментализм – признание мира в качестве сложного, разнородного (гетерогенного) образования, лишенного того, что можно назвать его «онтологическим фундаментом». Интегратизм – принятие концепции нераздельности части и целого, сумма свойств целого не редуцируема к сумме свойств составляющих частей, научное исследование объекта должно исходить именно из понятия его структурной целостности. Антисозерцательность – осознание активно-преобразовательной роли воздействия субъекта-исследователя на результаты наблюдения, обусловленного спецификой субъективно (разумеется, допустимого в пределах опыта) выбираемых средств и методов данного познавательного процесса.
Релятивизм – закрепление идеи об относительности величин, значений и их способов фиксации. Речь идет о двух тенденциях. Первое: в различных условиях среды объективные характеристики вещей меняются (на что обратили внимание еще античные скептики). Второй не может быть единственно истинной системы отсчета (измерений) для вычисления исследуемых параметров. Данный пункт, как и предшествующий (антисозерцательность) не означает уклона в чистый субъективизм, просто абсолютные (истинные значения в приближении к ним предполагают плюрализм методологий (наче и наука оказалась бы бессмысленной). Дополнительность – полное знание об объекте возможно лишь в совокупности различных ракурсов наблюдения, каждый из них достаточно независим от прочих. Нелинейность – упрощенно говоря, непредсказуемость. Это означает признание случайности, неопределенности и вариабельности процессов исследуемой реальности. Утрата наглядности – причиной является специфика размерности объектов, изучаемых фундаментальными науками – квантовой физикой и квантовой механикой, т.е. объектов микромира, демонстрирующих существенное расхождение свойств и качеств с объектами, исследуемыми классической наукой (данные объекты подчиняются статистическим, а не механико-динамическим закономерностям). Как видно из вышесказанного, неклассическая рациональность по ряду ключевых пунктов радикально расходится со своим предшествующим типом, причем масштаб различий позволяет теоретикам философии науки постулировать лишь самое формальное тождество: оба типа представляют задачу науки в постижении истины. Неклассика демонстрирует, что установки классики на выявление абсолютной точности и строгости знания интерпретируются как несостоятельные (!). Постнеклассический тип рациональности – соответствует современному этапу развития науки, начавшемуся в последней четверти ХХ века и продолжающегося по сей день, в т. ч. в ходе нынешней четвертой научной революции. Философско- мировоозренческим его основанием выступает отказ от традиционного отношения к природе только как источнику сырьевых запасов, новое понимание субъекта в качестве части единого сложного комплекса биосферы – целостного организма, в связи с чем происходит отказ и от идеи «ценностно нейтрального исследования». Основные черты данного типа: Распространение и использование идей, подходов и методов синергетики – междисциплинарного направления, изучающего процессы порождения и развития упорядоченных структур как способности самоорганизующихся систем. Дальнейшее укрепление концепции интегратизма, который теперь осознается как необходимость всестороннего, глобального взгляда на систему мироздания, центром которой выступает человек. Следствием является конвергенция естественных и социо-гуманитарных областей научного знания. Логической конкретизацией предыдущего пункта выступает преодоление разрыва между объективным и субъективным, обусловленное осознанием (источник его – ядерная физика) того, что абсолютное отделение наблюдателя от феномена наблюдения уже невозможно. Наблюдение – не пассивный процедура, а активное вмешательство в природные процессы с целью выявления опытных данных в рамках предварительно выработанной когнитивной стратегии. Современная научная объективность предполагает действенное присутствие ученых, что, как ни странно, выражается в возрастании объема субъективности. Наиболее наглядно этот факт проявляет себя в утверждении в естествознании антропного принципа. Существует два его варианта: «слабый» и «сильный». Слабый вариант: Вселенная устроена таким образом, что ее законы на определенном этапе эволюции проявляют себя только в присутствии наблюдателя (человека). Сильный вариант: Вселенная эволюционирует таким образом, что на определенном этапе развития она с необходимостью предполагает появление человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.02 с.) |