Философские проблемы экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы экологии



Ключевые понятия и термины: экология, социальная экология, глобальный эволюционизм, природа, общество, биосфера, ноосфера.

Проблемы экологии находят свое начало в том периоде существования человечества, когда оно промышленно-технически обнаружило себя способным к масштабному использованию природных ресурсов и преобразованию природы под нужды человека, а духовно – с момента десакрализации природы, произведенной эпохой Возрождения и протестантизмом (кальвинизмом), - речь идет о XVII в. европейской культурной истории. Дальнейший прогресс науки и промышленно-технической деятельности продемонстрировал растущую мощь человеческих способностей в ходе трансформации естественного природного мира, приостановить которую оказалось только осознание угрозы существования жизни и исчезновения ее видов. Современная философия, в ряду существенных, занимается и решением вопроса о совместимости развитой науки и предельных оснований жизни, - в данном случае имеется в виду смыслы и соотнесение живой и неживой природы. В истории еще древние мыслители предложили принцип различения одного и другого: неживая природа характеризуется порядком и мерой (космос), живая – хаосом, нелинейностью, изменением и смертью. Квантовая механика и физика ХХ в. подвигли понятийные интерпретации к выходу за границы физико-математических построений, тем самым, поставив задачу углубления понятийной координации столь различных миров.

Для настоящего времени базисной, в рамках экологии, постановкой проблемы является осмысление глобального эволюционизма. Его теория оформилась к концу ХХ столетия, во многом благодаря развитию термодинамики неравновесных и систем и синергетике, устранивших границу между живым и неживым, что в итоге позволило сложиться концепции единой Вселенской эволюции. Длительное время биология, как естественная наука, избегала использования телеологических понятий (соответствующих вопросам «для чего?» или «с какой целью?»). Сейчас же данная ситуация радикально изменилась, причем так, что подобные термины фигурируют едва ли не в качестве ключевых при объяснении феномена жизни, которая понимается как биологическая форма совместного и гармонически упорядоченного, целостного существования организмов, в рамках чего существование человека представляется еще и в ракурсе творческой преобразовательной деятельности. Современный вариант эволюции материи Космоса определяется не в смысле непрерывного, поступательного процесса, но как комплекс различных форм саморазвития, иногда с непредсказуемыми последствиями. Элементы Вселенной, будучи единой системой, подразделяются на три структурных уровня: растения, животные и человек. Живое есть производное от сложнейших космических процессов, в их синергетическом единстве (что в свое время подчеркивали отечественные ученые- «космисты» В. Вернадский, А. Чижевский, К. Циолковский: весь Космос, включая планету Земля, является единой живой системой, процессы, протекающие в земных условиях коррелируются с космическими и наоборот, - о чем еще на уровне интуитивных догадок высказывались средневековые алхимики).

Таковы, вкратце, мировоззренческие основоположения существующей экологии. Сам термин «экология» был предложен Э. Геккелем (1834-1919) в формулировке: «Экология изучает физиологические отношения организмов со средой и друг с другом». Дальнейшие разработки привели к признанию необходимости построения системы рационального взаимодействия биосферы с продуктивной деятельностью человечества. Глобальный эволюционизм полагает человека главной ценностью Вселенной, который принципиально отличен от прочих живых существ в ходе обмена материей, энергией и информацией с окружающей средой, человечество образует надбиологическое явление, «биогенную силу», обуславливающую прочие процессы проявления жизни и увеличивающуюся с развитием НТР. Главным образом, это проявляется в возможностях преобразования планетного ландшафта и всего, что от этого зависит, - ни одно из живых существ не способно на столь катастрофическое деструктивное вмешательство в окружающий мир (к примеру, потребление кислорода, в результате чего неуклонно истощается озоновый слой Земли). В наше время человечество восприняло концепцию моральной ответственности за научно-технические новшества, отражающиеся на его непосредственной сфере обитания. Разумеется, она оказывает и обратное воздействие на самоиндентификацию социума в отношении своего реципиента, в связи с чем возникли новые глобальные проблемы в науке о человеке, в том числе на уровне медицинской антропологии: способен ли современный индивидуум к адекватному взаимодействию с миром без привлечения привычных средств технологической манипуляции или - насколько актуальна и реализуема в решении извечная проблема «смысла жизни», определяем ли пока еще ответ субъектом или же он уже диктуется техногенной средой как необходимостью? Проблемы генной инженерии добавляют собственную проблематику – искажения на молекулярном уровне при лечении тяжелых наследственных заболеваний, устранении тканиевой несовместимости, болезней иммунной системы, оправданность стремлений генетиков усовершенствовать природу человека. Специфическим здесь является опосредованный характер взаимодействия с природой благодаря применению всякого рода технических артефактов - от каменного топора до ядерного ускорителя. Так или иначе, но современный человек в своей жизнедеятельности стал зависим от своей же формы координации с миром, проще говоря, от самого себя… Такова современная парадигма существования человечества.

Сущность глобальных проблем проявляется в том, что они касаются не отдельного индивида или социальной группы, но всего человечества в целом, их решение достигается в масштабе коллективного взаимодействия и никоим образом не силовыми мерами. Необходимо понимание социального объединения с позиций места и роли в природном универсуме, согласование традиционного пути неограниченного роста производства с возможностями природной среды и просто человеческого организма, на что и должна ответить новая отрасль социального знания – социальная экология. Смысловым центром данной дисциплины является понятие «общество – природа» или «социоэкосистема», в которой каждый компонент тесно связан с другим в органическую целостность, единство живой и неживой природы. Сказанное означает, что требуется построение новой сетки отношений природы и общества, тем более, если учесть все возрастающий потенциал воздействия на биосферу продуктов НТР, а также радикальное ускорение процесса превращения биосферы в «ноосферу» (данный термин, «сфера разума», по предложению акад. В.И. Вернадского, имеет в виду материальный мир, преобразованный разумной деятельностью людей). Гуманизм, в фокусе которого всегда находился человек, нуждается в корректировке, дополнении его «экоцентризмом», а современный социальный субъект обязан усвоить свое предназначение в качестве homo ecologus.

В числе наиболее актуальных требований на сегодняшний день выступает умеренность в расходовании природных ресурсов, преодоление расточительности в их использовании. Из общего объема природного вещества, необходимого для материального производства, около 99% превращается в отходы, причем высокотоксичные (нефтехимия). В атмосферу Земли ежегодно выбрасывается около 250 млн. тонн пыли, 70 млн. кубометров газа и прочих вредных веществ. В итоге - разрушение озонового слоя Земли, защищающего планету от губительного спектра солнечного излучения, что ведет к изменению климата, химического состава атмосферы (повышению содержания углекислоты), деструктивно сказывается на клетках растений и животных. Согласно данным исследования, проведенного под эгидой Американского национального управления по океану и атмосфере (NOAA), предпринимать решительные действия в данном направлении уже поздно – глобальное потепление стало необратимым процессом, и ситуация потенциально способна изменится не ранее, чем через тысячу лет. Вопрос в том, удастся ли человечеству дожить до этого момента.

Бесспорно, подобных примеров можно привести гораздо больше, но основное заключается в предотвращении опасности, исходящей от изменений природной среды, если таковые происходят во вред и самому человеку, как субъекту деятельности, так и формам жизни на нашей планете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.36.100 (0.005 с.)