Многообразие форм социо-гуманитарного познания и проблема его типологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие форм социо-гуманитарного познания и проблема его типологии.



Классификация видов и форм (типов) соц.-гум. познания:

А. предметная область: 1) социально-фил. познание -ориентировано на раскрытие соц. бытия и открытия его общих закономерностей. Оно предполагает уровень социальной метафизики (ориентирование на раскрытие сущности процессов, происходящих вокруг; ориентирована на изучение процессов, происходящих вокруг; ориентирована на изучение сущего как сущего) и социальной физики (ориентирована на изучение сущности в конкретном явлении).

2) социальное познание: ориентировано на изучение функционирования соц. структур и раскрытие закономерности этого функционирования. Оно предполагает абстрагирование от смысловой компоненты, а ставка делается на объяснение.

3) гуманитарное познание: ориентировано на раскрытие ценностей, смыслов, значений, характерных для социально-исторической деятельности. (это исторические и культурологические науки).

Б. цели и специфические методы: 1) донаучное познание - 3 компонента: живое чувственное созерцание получает этот опыт непосредственно под влиянием ситуации, в которой находится человек –он неустойчив, мобилен; здравый смысл (житейская мудрость)- этот компонент устойчив, иногда приобретает характер предрассудков; этнический язык - обладает способностью консервации представлений.

2) научное познание: Вебер создал свою методологию «Методология идеальных типов»: идеальные типы несут в себе дух эпохи. Лоренс, Мах, Энштейн. Белл начал с поиска «осевого принципа». В научном мире не любят говорить о теории, больше говорят о концепциях.

3) вненаучное познание (внеинституциональное и институционально-прагматическое): 2 вида- мировоззренческое (художественное; нравственное; мифологическое-А.Розенберг «Миф 20в.». Мифы творят новую виртуальную реальность, которой можно манипулировать. Синкретизм, эмоциональность, чувственность, образность, измышляющая логика; религиозное-удвоение мира) и социально-гум. дисциплинарное знание претендует на получение знания, которое могло бы дать практический эффект.

4. Онтологическое и гносеологическое в обществознании. Проблема транзитивности в познании социума. Волюнтаризм - всё в мире подвижно, всё исправимо и т.д. Древнеиндийская философия- существует Единое, мир-целость, не дифиренцировано. Древнекитайская философия- существуют только вещи тождественные себе. Рене Генон ввёл понятие «восточный синкретизм». Речь есть действие. «предмет мысли и мысль о предмете – одно и тоже» Парменид.

Маркс говорит, что превращённые формы сознания влияют на поведение. Эти превращённые формы создают превратный мир. 3 основные превратные (иллюзорные) формы социального бытия: 1) религия - выступает, как существующие в идеальной форме соц. интересы определённых групп общества. Религия имеет земное происхождение, а значит защищает определённые соц. общности (их интересы). Религия- это форма общественного сознания, когда земные силы приобретают силы внеземные, поэтому религия- опиум для народа. 2) гражданское общество (существующая соц. форма). Корыстные интересы определённых слоёв общества, т.е. появилась идеология предпринимательства. 3) идеология - возникает и выражает, не на пустом месте, интересы определённой части общества. Идеи вновь объективируются. Особое место в решении проблемы объективного и субъективного принадлежит феноменологии. Нельзя противопоставлять объективное и субъективное, т.к. они собой представляют феномены сознания. Они одно целое.

Теорема Томаса (амер.социолог 20в.). Он обратил внимание, что в Н.-Й. прошла серия убийств, в которых жертвами становились люди с дефектами лица. Сама теория: реально то, что реально по своим последствиям. Фантазии, мысли, больные фантазии не менее реальны, чем то, что мы называем действительностью. В психологии есть принцип «гексель». Гексли стал настраивать себя, что он неудачник. Реальность-это то, что мы создаём своим настроением. Знание не пассивно. Наши знания: Объективизм –наше знание о человеке в обществе и т.д. есть репрезентация. Эти знания абсолютно достоверны. Аутвейт и Пхасха(1992г ). Трансцендентальный идеализм –соц. реальность не больше, чем есть наших интерпретаций. «наш мир поток метафор –поток метафор и символов узоров» О.Хаям. Умеренный транзитивизм или реальный трансцендентализм- «Общество есть то, что есть и то, что мы о нём думаем.» Р.Арон. Все мы живём в одной реальности, но каждый живёт в своём срезе реальности.

5. Истина и правда как характеристики социально-гуманитарного знания. Влияют ли соц. ценности на возможности коллективного познания в обществе. Дж. Вико заложил основы философии истории. Он один из первых обратил внимание на эпистемологические проблемы постижения истории. «Истинное и сделанное обращаемо». Гердер говорил о том, что для постижения сущности происходящего нужно открыть дух эпохи. Баденцы (Виндельбант, Риккёр, Дильтей) одни из первых стали к этой проблеме лицом. Ценность чаще всего рассматривается как представленная индивидуальность, как объективное свойство предмета, явления, представляющего значение для человека и общества. По своей природе ценности объективны. Роль ценностей в социо-гум. познании: соц.-культ. ценности в познании не только естественны и помагают нам постигнуть всё, но без них мы ничего и не сможем постигнуть. Концепция практического природопознания ( развилось в марксизме) человек по своему существу не созерцательное, а практически-действующее существо. Общество динамично, в нём действуют люди, не нужно просто созерацать. Ценности существуют разные. Принципы (Вебер): *принцип отнесения к ценностям; *принцип свободы от ценностных суждений. У Вебера идеал - это познание общественных феноменов. Формализованное знание, лишённое конкретики.

Познание общества. 3 основные варианта решения проблемы одно/полиистинности: 1) К.Поппер «Не считая историцизма». Историцизм- развитие общества релятивно (относительно); 2) существует множество истин. Деятельностная концепция Щедровицкого: не всякое соц.-гум. знание не может претендовать на истинность, а на практическую осуществляемость.

Истина и Правда. Проблема истины относится к фундаментальности проблемам гносеологии. 1) корреспондентская концепция (Аристотель)-логическое не противоречие, когерентная связь между субъектом и объектом; 2) конвенциональная концепция истины - явные и неявные договорённости; 3) прагматическая концепция истины - истинные знания полезны. Категория истины –это гносеологическая категория. Категория правды - это аксиологическая (ценностно-оценочная) категория. Есть: правда-истина (обезличенная); правда-справедливость (характеристика, оценивающая ситуацию); правда-необходимость.

6. Понятие и основные типы исследовательских программ в обществознании. Программа (др.-греч. «расписание, объявление») –это форма организации познавательной деятельности, в основе которой лежит система теоретико-методол. принципов и приёмов, обеспечивающих связь между философским и конкретно-научным знанием. Через эти программы происходит влияние философии на конкретные социо-гуманитарные дисциплины. Любая дисциплина пытается создать теорию концепций. Всегда есть философские основания теории. Понятие исследовательских программ в философию пришло из естествознания. Лакатос говорил, что само развитие науки происходит интенсивным (наука периода научных революций) и экстенсивным путём (нормальный путь). 2 основные программы (под ред. Стёпина) –Федотовой: 1) натуралистическая (в качестве образца для изучения общества и его феноменов берётся методология естествознания) и 2) культуро-центрическая (общество –это самостоятельная реальность. Это объективно-субъективная реальность. Эта программа должна быть специфической программой исследования общества. Я.С. Яскевич выделяет: 1) натуралистическая, 2) культуро-центристская, 3) марксистская, 4) неомарксистская.

В социологической традиции: 1) натуралистская (всё используется, что и в естествознании), 2) социологическая (возникла на базе натурализма; общество имеет качественное отличие от природы), 3) психологическая (признание того, что в обществе действуют люди, поэтому сознание и т.д. влияют на поведение человека); 4) социо-психологическая (за основу рассмотрения берутся особенности групповой или социальной психики), 5) культурно- историческая (возникает в сер.19 в. в работах Баденской школы, Дильтея; разрабатывали метод постижения мотивов деятельности).

7.Сущность натуралистической программы в обществознании. Методологический редукционизм. Она возникла ещё в 17в. Она связана со становлением классического естествознания. В обществе был интерес к себе и перспективам собственного развития. Возникает потребность в использовании теоретико-методологических наук.

Методологический редукционизм (лат. reducere -отодвигать назад) предполагает использование тео­ретических конструктов, модельных систем и эмпи­рических схем естественных наук при изучении общества и его явлений. В частности, А. Сен-Симон, высоко ценивший научное творчество И. Ньютона, считал, что в обществе, как и в природе, основной действующий закон - закон всемирного тяготения. Поэтому, по его мнению, из идеи всеобщего тяготения можно вывести более или менее непосред­ственно объяснение всех явлений.

Вариантов методологического редукционизма достаточно много, причем выбор базисной естественнонаучной дисциплины определялся ее статусом в естествознании и ценностными ориентациями исследователя. Возникнув в форме классического механицизма, истолковывавшего об­щество как механический агрегат (Т. Гоббс, Л. Кет-ле, Г. Кэрри, В. Парето), он в дальнейшем нашел выражение в химизме (М. Шевроль), географизме (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. И. Мечников), кванто­вом механицизме (Э. Шредингер). Современной формой методологического редукционизма явля­ется популярный в обществознании синергетизм, использующий в интерпретации исторического развития общества модели нелинейной термоди­намики, что, тем не менее, позволяет по-новому взглянуть на некоторые особенности динамики социума как самоорганизующейся системы

8. Этноцентризм в обществознании. Суть его как особой программы в том, что общество рассматривается как определённая этническая общность. Этноцентризм оформился в нач. 20в. основоположники: Гумплович «Расовая борьба» и Самнер «Народный обычай». Самнер предложил концепцию «Мы- группа и они –группа». Суть её – вся история общества представляет собой историю создания и существования различных этнических общностей. «Они-группа» -это общность, которая по своим биологическим и культурным признанкам отличаются от нас. Вся история человечества рассматривается как история противоборств. В 20в. этноцентризм наиболее отчётливо проявил себя в концепции этногенеза Л.Гумилёва. Этнос - это социально-культурная общность (Бромлей). Этнос- это природно-культурная общность.(климат, ландшафт). У Гумилёва возникновение этноса связано с: процессом пассионарности (стремлению к действию, что связано с космической энергией); процессом комплементарности (общение, объединение в «Мы-группы», это связано с чувством исторического пространства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.009 с.)