Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие форм социо-гуманитарного познания и проблема его типологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классификация видов и форм (типов) соц.-гум. познания: А. предметная область: 1) социально-фил. познание -ориентировано на раскрытие соц. бытия и открытия его общих закономерностей. Оно предполагает уровень социальной метафизики (ориентирование на раскрытие сущности процессов, происходящих вокруг; ориентирована на изучение процессов, происходящих вокруг; ориентирована на изучение сущего как сущего) и социальной физики (ориентирована на изучение сущности в конкретном явлении). 2) социальное познание: ориентировано на изучение функционирования соц. структур и раскрытие закономерности этого функционирования. Оно предполагает абстрагирование от смысловой компоненты, а ставка делается на объяснение. 3) гуманитарное познание: ориентировано на раскрытие ценностей, смыслов, значений, характерных для социально-исторической деятельности. (это исторические и культурологические науки). Б. цели и специфические методы: 1) донаучное познание - 3 компонента: живое чувственное созерцание получает этот опыт непосредственно под влиянием ситуации, в которой находится человек –он неустойчив, мобилен; здравый смысл (житейская мудрость)- этот компонент устойчив, иногда приобретает характер предрассудков; этнический язык - обладает способностью консервации представлений. 2) научное познание: Вебер создал свою методологию «Методология идеальных типов»: идеальные типы несут в себе дух эпохи. Лоренс, Мах, Энштейн. Белл начал с поиска «осевого принципа». В научном мире не любят говорить о теории, больше говорят о концепциях. 3) вненаучное познание (внеинституциональное и институционально-прагматическое): 2 вида- мировоззренческое (художественное; нравственное; мифологическое-А.Розенберг «Миф 20в.». Мифы творят новую виртуальную реальность, которой можно манипулировать. Синкретизм, эмоциональность, чувственность, образность, измышляющая логика; религиозное-удвоение мира) и социально-гум. дисциплинарное знание претендует на получение знания, которое могло бы дать практический эффект. 4. Онтологическое и гносеологическое в обществознании. Проблема транзитивности в познании социума. Волюнтаризм - всё в мире подвижно, всё исправимо и т.д. Древнеиндийская философия- существует Единое, мир-целость, не дифиренцировано. Древнекитайская философия- существуют только вещи тождественные себе. Рене Генон ввёл понятие «восточный синкретизм». Речь есть действие. «предмет мысли и мысль о предмете – одно и тоже» Парменид. Маркс говорит, что превращённые формы сознания влияют на поведение. Эти превращённые формы создают превратный мир. 3 основные превратные (иллюзорные) формы социального бытия: 1) религия - выступает, как существующие в идеальной форме соц. интересы определённых групп общества. Религия имеет земное происхождение, а значит защищает определённые соц. общности (их интересы). Религия- это форма общественного сознания, когда земные силы приобретают силы внеземные, поэтому религия- опиум для народа. 2) гражданское общество (существующая соц. форма). Корыстные интересы определённых слоёв общества, т.е. появилась идеология предпринимательства. 3) идеология - возникает и выражает, не на пустом месте, интересы определённой части общества. Идеи вновь объективируются. Особое место в решении проблемы объективного и субъективного принадлежит феноменологии. Нельзя противопоставлять объективное и субъективное, т.к. они собой представляют феномены сознания. Они одно целое. Теорема Томаса (амер.социолог 20в.). Он обратил внимание, что в Н.-Й. прошла серия убийств, в которых жертвами становились люди с дефектами лица. Сама теория: реально то, что реально по своим последствиям. Фантазии, мысли, больные фантазии не менее реальны, чем то, что мы называем действительностью. В психологии есть принцип «гексель». Гексли стал настраивать себя, что он неудачник. Реальность-это то, что мы создаём своим настроением. Знание не пассивно. Наши знания: Объективизм –наше знание о человеке в обществе и т.д. есть репрезентация. Эти знания абсолютно достоверны. Аутвейт и Пхасха(1992г ). Трансцендентальный идеализм –соц. реальность не больше, чем есть наших интерпретаций. «наш мир поток метафор –поток метафор и символов узоров» О.Хаям. Умеренный транзитивизм или реальный трансцендентализм- «Общество есть то, что есть и то, что мы о нём думаем.» Р.Арон. Все мы живём в одной реальности, но каждый живёт в своём срезе реальности. 5. Истина и правда как характеристики социально-гуманитарного знания. Влияют ли соц. ценности на возможности коллективного познания в обществе. Дж. Вико заложил основы философии истории. Он один из первых обратил внимание на эпистемологические проблемы постижения истории. «Истинное и сделанное обращаемо». Гердер говорил о том, что для постижения сущности происходящего нужно открыть дух эпохи. Баденцы (Виндельбант, Риккёр, Дильтей) одни из первых стали к этой проблеме лицом. Ценность чаще всего рассматривается как представленная индивидуальность, как объективное свойство предмета, явления, представляющего значение для человека и общества. По своей природе ценности объективны. Роль ценностей в социо-гум. познании: соц.-культ. ценности в познании не только естественны и помагают нам постигнуть всё, но без них мы ничего и не сможем постигнуть. Концепция практического природопознания ( развилось в марксизме) человек по своему существу не созерцательное, а практически-действующее существо. Общество динамично, в нём действуют люди, не нужно просто созерацать. Ценности существуют разные. Принципы (Вебер): *принцип отнесения к ценностям; *принцип свободы от ценностных суждений. У Вебера идеал - это познание общественных феноменов. Формализованное знание, лишённое конкретики. Познание общества. 3 основные варианта решения проблемы одно/полиистинности: 1) К.Поппер «Не считая историцизма». Историцизм- развитие общества релятивно (относительно); 2) существует множество истин. Деятельностная концепция Щедровицкого: не всякое соц.-гум. знание не может претендовать на истинность, а на практическую осуществляемость. Истина и Правда. Проблема истины относится к фундаментальности проблемам гносеологии. 1) корреспондентская концепция (Аристотель)-логическое не противоречие, когерентная связь между субъектом и объектом; 2) конвенциональная концепция истины - явные и неявные договорённости; 3) прагматическая концепция истины - истинные знания полезны. Категория истины –это гносеологическая категория. Категория правды - это аксиологическая (ценностно-оценочная) категория. Есть: правда-истина (обезличенная); правда-справедливость (характеристика, оценивающая ситуацию); правда-необходимость. 6. Понятие и основные типы исследовательских программ в обществознании. Программа (др.-греч. «расписание, объявление») –это форма организации познавательной деятельности, в основе которой лежит система теоретико-методол. принципов и приёмов, обеспечивающих связь между философским и конкретно-научным знанием. Через эти программы происходит влияние философии на конкретные социо-гуманитарные дисциплины. Любая дисциплина пытается создать теорию концепций. Всегда есть философские основания теории. Понятие исследовательских программ в философию пришло из естествознания. Лакатос говорил, что само развитие науки происходит интенсивным (наука периода научных революций) и экстенсивным путём (нормальный путь). 2 основные программы (под ред. Стёпина) –Федотовой: 1) натуралистическая (в качестве образца для изучения общества и его феноменов берётся методология естествознания) и 2) культуро-центрическая (общество –это самостоятельная реальность. Это объективно-субъективная реальность. Эта программа должна быть специфической программой исследования общества. Я.С. Яскевич выделяет: 1) натуралистическая, 2) культуро-центристская, 3) марксистская, 4) неомарксистская. В социологической традиции: 1) натуралистская (всё используется, что и в естествознании), 2) социологическая (возникла на базе натурализма; общество имеет качественное отличие от природы), 3) психологическая (признание того, что в обществе действуют люди, поэтому сознание и т.д. влияют на поведение человека); 4) социо-психологическая (за основу рассмотрения берутся особенности групповой или социальной психики), 5) культурно- историческая (возникает в сер.19 в. в работах Баденской школы, Дильтея; разрабатывали метод постижения мотивов деятельности). 7.Сущность натуралистической программы в обществознании. Методологический редукционизм. Она возникла ещё в 17в. Она связана со становлением классического естествознания. В обществе был интерес к себе и перспективам собственного развития. Возникает потребность в использовании теоретико-методологических наук. Методологический редукционизм (лат. reducere -отодвигать назад) предполагает использование теоретических конструктов, модельных систем и эмпирических схем естественных наук при изучении общества и его явлений. В частности, А. Сен-Симон, высоко ценивший научное творчество И. Ньютона, считал, что в обществе, как и в природе, основной действующий закон - закон всемирного тяготения. Поэтому, по его мнению, из идеи всеобщего тяготения можно вывести более или менее непосредственно объяснение всех явлений. Вариантов методологического редукционизма достаточно много, причем выбор базисной естественнонаучной дисциплины определялся ее статусом в естествознании и ценностными ориентациями исследователя. Возникнув в форме классического механицизма, истолковывавшего общество как механический агрегат (Т. Гоббс, Л. Кет-ле, Г. Кэрри, В. Парето), он в дальнейшем нашел выражение в химизме (М. Шевроль), географизме (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. И. Мечников), квантовом механицизме (Э. Шредингер). Современной формой методологического редукционизма является популярный в обществознании синергетизм, использующий в интерпретации исторического развития общества модели нелинейной термодинамики, что, тем не менее, позволяет по-новому взглянуть на некоторые особенности динамики социума как самоорганизующейся системы 8. Этноцентризм в обществознании. Суть его как особой программы в том, что общество рассматривается как определённая этническая общность. Этноцентризм оформился в нач. 20в. основоположники: Гумплович «Расовая борьба» и Самнер «Народный обычай». Самнер предложил концепцию «Мы- группа и они –группа». Суть её – вся история общества представляет собой историю создания и существования различных этнических общностей. «Они-группа» -это общность, которая по своим биологическим и культурным признанкам отличаются от нас. Вся история человечества рассматривается как история противоборств. В 20в. этноцентризм наиболее отчётливо проявил себя в концепции этногенеза Л.Гумилёва. Этнос - это социально-культурная общность (Бромлей). Этнос- это природно-культурная общность.(климат, ландшафт). У Гумилёва возникновение этноса связано с: процессом пассионарности (стремлению к действию, что связано с космической энергией); процессом комплементарности (общение, объединение в «Мы-группы», это связано с чувством исторического пространства).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.01 с.) |