Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология «наук о духе»: основные принципы и категории↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральным понятием философии Дильтея стало понятие "жизни", понимаемой в качестве способа бытия человека в культурно-исторической реальности и самой этой реальности. Отправным пунктом его исследований явилось осмысление кризиса современного философского мировоззрения, суть которого, по Д., — в отстраненности от конкретного человека, абсолютизации только одной из его познавательных способностей — разума. Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным, изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию. «Введение в науки о духе». Подзаголовок «Критика исторического разума». Объект – духовный мир человека как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания – религии, искусства, философского знания и т.д., в кот-ом объективировался дух предшествующих эпох. Духовный мир человека тождественен историческому миру. Метод Дильтея – уяснить, на каких конкретно познавательных способностях нашего сознания основана сама возможность исторического знания. Это и предполагало необходимость критики исторического разума, а также реальное отделение исторических наук от наук естественных. Исторические науки он назвал науками о духе (в Критике исторического разума). Вначале Дильтей указывает на то общее что присуще обеим группам наук – имеют эмпирический характер, ориентированы на опыт. Однако науки о духе ориентированы на внутренний «жизненный опыт», а эмпирическую реальность они воспринимают непосредственно, как тотальность жизненно важных связей и значений. А естественные науки лишь приводят в порядок с помощью деятельности рассудка данные органов чувств. Внутренний, «жизненный опыт», - это первичный способ восприятия человеком реальности, именно он дает непосредственное, неэксплицированное знание, предшествующее мышлению. Будучи, прежде всего, «науками о человеке», «науки о духе» постигают человеческую жизнь через познание человеческой деятельности и ее духовных продуктов, т.е. изучают духовный мир человека, реализовавшийся в различных объективациях - от элементарных человеческих знаний до совершенных произведении истории, философии и т.д. Если в естественных науках главная установка - независимость от человека, то в «науках о духе» конституирующим моментом человеческого мира является сам дух, а знание этого мира опирается на человеческое переживание, а не на концептуализацию. В «науках о духе» нет полярности субъекта и объекта, т.е. принципиальной разницы между духовным миром познающего субъекта и познаваемой им объективированной духовностью. Специфика же их проблематики в том, что их объект это не просто явление, или образ чего-то реального, а сама эта непосредственная реальность. Такая реальность существует в качестве единого «переживаемого» целого.
У Дильтея исторические науки очень близки по своему содержанию обыденному опыту, ибо характер изначальных контактов человека с миром способствует формированию определенной «осведомленности» о существующих здесь связях и значениях, и эта осведомленность как бы предшествует эксплицитному научному знанию. Вопрос, следовательно, еще и в том, как совместить конкретный жизненный опыт с требованием научной достоверности. Как достижимо получение универсально-значимых высказываний, исходя из личного опыта, столь субъективного, ограниченного и неопределенного? Дильтей считал, что люди обладают изначальным фундаментальным опытом, где «Я» и мир, субъект и объект не расчленены. Это целое разъединяется только нашим интеллектом. Науки о духе и имеют дело с этой нерасчлененной человеческой духовностью - жизнью. Понятие «жизнь» все больше приобретает в его интерпретации скорее психический характер, а все культурные образования рассматриваются как имеющие основу их единства в психологии, как возникающие «из живой связи человеческой души». Поэтому именно психология и становится у него той наукой, которая способна постичь жизнь, дух и т.п. и таким образом, стать фундаментом теории познания «наук о духе». Теперь задачей исторических наук должна стать своеобразная интеграция реальности, описываемой с помощью непосредственного переживания.
Став своего рода фундаментом исторических наук, психология призвана разработать свои собственные основные категории: 1) «переживание», включающая в себя почти все содержание сознания и во многом совпадающая с жизнью как таковой; это такое отношение сознания к действительности, кот-ое противоположно познанию. Это - жизненное отношение к миру, так как в нем полнота жизни не расчленяется на субъект и объект. Переживание тоже дает знание, но в нем в единстве переплетены чувства, воля, мышление и т.п. Переживание отличается крайней субъективностью, все его содержание зависит только от субъекта. В «переживании» все дано непосредственно, значение каждой части определяется ее отношением к целому. Структура «переживания» (духовная жизнь в ее целостности): живущее сознание; внутренний субъективный мир индивида; его индивидуальная и коллективная психическая деятельность, т.е. вся духовная деятельность в своей нерасчлененности. 2) Но духовная жизнь всегда стремится к «выражению». «Переживания» и «выражения» взаимопереплетены: всякое «переживание» выражает себя, а любое «выражение» есть выражение «переживания». Это два измерения жизни. Средства «выражения» - язык, жесты, мимика, телодвижения и т.д., а также искусство. Выражение – совокупность актов интеллектуальных и эмоциональных проявлений духовного внутреннего мира на языке внешнего, вещного мира. Но «науки о духе» должны от этих чисто внешних проявлений духовной жизни подойти к ее подлинным истокам. 3) Это уже задача «понимания», кот-ое выступает главным во всей триаде - «переживание», «выражение», «понимание». Именно оно замыкает цепь саморазвития жизни. Речь идет, скорее о своеобразном круге отношений «переживания» - «выражения» - «понимания», ибо уже само «переживание» является одновременно и своего рода «осознанием» переживаемого. Другое дело, что это не проясненное осознание, ибо жизнь здесь не «доведена» до сознания. «Доведение» осуществляется только через понимание; оно есть «процесс, в котором от чувственно данных проявлений духовной жизни последняя приходит к самопознанию». Виды понимания, понимание структур духа, по Дильтею, начинается с понимания личностью самой себя, т.е. с самопонимания, когда все пережитое доводится ею до собственного сознания. Но самопонимание у Дильтея не идентично интроспекции, ибо и себя человек способен понять только через внешние самовыражения – объективации. Дильтей считает, что в любом выражении репрезентировано даже больше, чем было пережито; объективируясь, мы открываем в себе некие глубинные внутренние связи. Понимая себя, люди приходят к пониманию других, но опять же не через непосредственную интуицию, так как попытки понять внутренние эмоционально-волевые моменты человеческих действий уходят глубоко в бессознательную сферу и получить объективное знание о других таким образом чрезвычайно трудно. Люди постепенно доходят до осознания некоей общности, существующей как между индивидами, так и между многообразными духовными формами, т.е., к пониманию того, что Дильтей обозначал гегелевским понятием «объективный дух», как объективацию субъективного духа в чувственном мире. Через экстериоризации жизни - стиль жизни, формы общения, обычаи, право, религию, искусство, науки, философию и т:д. мы познаем ее глубочайшее духовное содержание и осознаем некую общность всех жизненных проявлений. Высший тип понимания, с помощью которого мы постигаем всю тотальность исторических объективации, последние основания самой жизни, он называет «герменевтическим пониманием».
Считая главным своим долгом гносеологически оправдать «науки о духе», Дильтей представил весь исторический мир в качестве истории духа, а последнюю - в виде своеобразного текста, подлежащего расшифровке. Историческая действительность - это как бы чистый отпечаток смысла, кот-ый и надо расшифровать подобно тексту. Встреча с текстом (или с историей) есть встреча духа одновременно и с другим, и с самим собой, а образцом герменевтики для Дильтея становится конгениальное понимание, достигаемое в отношении между Я и Ты. Т.о., понимание текста обладает той же возможностью понимания Другого, как и понимание Ты. Разница лишь в том, что здесь речь идет о понимании «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Конгениальное - значит близкое по духу, когда к тексту мы относимся как Я к Ты, к историческому прошлому — как к современнику, превращая это прошлое в настоящее, восстанавливая его во всей целостности его жизненных проявлений и связей. Проникая в душевную целостность текста, я познаю и свою индивидуальность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.81 (0.01 с.) |