Методология «наук о духе»: основные принципы и категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология «наук о духе»: основные принципы и категории



Центральным понятием философии Дильтея стало понятие "жизни", понимаемой в качестве способа бытия человека в культурно-исторической реальности и самой этой реальности. Отправным пунктом его исследований явилось осмысление кризиса современного философского мировоззрения, суть которого, по Д., — в отстраненности от конкретного человека, абсолютизации только одной из его познавательных способностей — разума.

Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным, изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностьюпереживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод.

Психическая жизнь признается единым непрерывным потоком, сущность её заключается, в иррациональности, подсознательности и телеологической направленности; методологически Дильтей противопоставляет «предметному» или «естествоведческому» объяснению явлений свой метод «понимания» или «толкования» жизни — описательную психологию.

«Введение в науки о духе». Подзаголовок «Критика исторического разума».

Объект – духовный мир человека как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания – религии, искусства, философского знания и т.д., в кот-ом объективировался дух предшествующих эпох. Духовный мир человека тождественен историческому миру.

Метод Дильтеяуяснить, на каких конкретно познавательных способностях нашего сознания основана сама возможность исторического знания. Это и предполагало необходимость критики исторического разума, а также реальное отделение исторических наук от наук естественных. Исторические науки он назвал науками о духе (в Критике исторического разума).

Вначале Дильтей указывает на то общее что присуще обеим группам наук – имеют эмпирический характер, ориентированы на опыт. Однако науки о духе ориентированы на внутренний «жизненный опыт», а эмпирическую реальность они воспринимают непосредственно, как тотальность жизненно важных связей и значений. А естественные науки лишь приводят в порядок с помощью деятельности рассудка данные органов чувств.

Внутренний, «жизненный опыт», - это первичный способ восприятия человеком реальности, именно он дает непосредственное, неэксплицированное знание, предшествующее мышлению. Будучи, прежде всего, «науками о человеке», «науки о духе» постигают человеческую жизнь через познание человеческой деятельности и ее духовных продуктов, т.е. изучают духовный мир человека, реализовавшийся в различных объективациях - от элементарных человеческих знаний до совершенных произведении истории, философии и т.д. Если в естественных науках главная установка - независимость от человека, то в «науках о духе» конституирующим моментом человеческого мира является сам дух, а знание этого мира опирается на человеческое переживание, а не на концептуализацию. В «науках о духе» нет полярности субъекта и объекта, т.е. принципиальной разницы между духовным миром познающего субъекта и познаваемой им объективированной духовностью. Специфика же их проблематики в том, что их объект это не просто явление, или образ чего-то реального, а сама эта непосредственная реальность. Такая реальность существует в качестве единого «переживаемого» целого.

У Дильтея исторические науки очень близки по своему содержанию обыденному опыту, ибо характер изначальных контактов человека с миром способствует формированию определенной «осведомленности» о существующих здесь связях и значениях, и эта осведомленность как бы предшествует эксплицитному научному знанию. Вопрос, следовательно, еще и в том, как совместить конкретный жизненный опыт с требованием научной достоверности. Как достижимо получение универсально-значимых высказываний, исходя из личного опыта, столь субъективного, ограниченного и неопределенного?

Дильтей считал, что люди обладают изначальным фундаментальным опытом, где «Я» и мир, субъект и объект не расчленены. Это целое разъединяется только нашим интеллектом. Науки о духе и имеют дело с этой нерасчлененной человеческой духовностью - жизнью. Понятие «жизнь» все больше приобретает в его интерпретации скорее психический характер, а все культурные образования рассматриваются как имеющие основу их единства в психологии, как возникающие «из живой связи человеческой души». Поэтому именно психология и становится у него той наукой, которая способна постичь жизнь, дух и т.п. и таким образом, стать фундаментом теории познания «наук о духе». Теперь задачей исторических наук должна стать своеобразная интеграция реальности, описываемой с помощью непосредственного переживания.

Став своего рода фундаментом исторических наук, психология призвана разработать свои собственные основные категории:

1) «переживание», включающая в себя почти все содержание сознания и во многом совпадающая с жизнью как таковой; это такое отношение сознания к действительности, кот-ое противоположно познанию. Это - жизненное отношение к миру, так как в нем полнота жизни не расчленяется на субъект и объект. Переживание тоже дает знание, но в нем в единстве переплетены чувства, воля, мышление и т.п. Переживание отличается крайней субъективностью, все его содержание зависит только от субъекта. В «переживании» все дано непосредственно, значение каждой части определяется ее отношением к целому. Структура «переживания» (духовная жизнь в ее целостности): живущее сознание; внутренний субъективный мир индивида; его индивидуальная и коллективная психическая деятельность, т.е. вся духовная деятельность в своей нерасчлененности.

2) Но духовная жизнь всегда стремится к «выражению». «Переживания» и «выражения» взаимопереплетены: всякое «переживание» выражает себя, а любое «выражение» есть выражение «переживания». Это два измерения жизни. Средства «выражения» - язык, жесты, мимика, телодвижения и т.д., а также искусство. Выражение – совокупность актов интеллектуальных и эмоциональных проявлений духовного внутреннего мира на языке внешнего, вещного мира. Но «науки о духе» должны от этих чисто внешних проявлений духовной жизни подойти к ее подлинным истокам.

3) Это уже задача «понимания», кот-ое выступает главным во всей триаде - «переживание», «выражение», «понимание». Именно оно замыкает цепь саморазвития жизни. Речь идет, скорее о своеобразном круге отношений «переживания» - «выражения» - «понимания», ибо уже само «переживание» является одновременно и своего рода «осознанием» переживаемого. Другое дело, что это не проясненное осознание, ибо жизнь здесь не «доведена» до сознания. «Доведение» осуществляется только через понимание; оно есть «процесс, в котором от чувственно данных проявлений духовной жизни последняя приходит к самопознанию».

Виды понимания, понимание структур духа, по Дильтею, начинается с понимания личностью самой себя, т.е. с самопонимания, когда все пережитое доводится ею до собственного сознания. Но самопонимание у Дильтея не идентично интроспекции, ибо и себя человек способен понять только через внешние самовыражения – объективации.

Дильтей считает, что в любом выражении репрезентировано даже больше, чем было пережито; объективируясь, мы открываем в себе некие глубинные внутренние связи.

Понимая себя, люди приходят к пониманию других, но опять же не через непосредственную интуицию, так как попытки понять внутренние эмоционально-волевые моменты человеческих действий уходят глубоко в бессознательную сферу и получить объективное знание о других таким образом чрезвычайно трудно.

Люди постепенно доходят до осознания некоей общности, существующей как между индивидами, так и между многообразными духовными формами, т.е., к пониманию того, что Дильтей обозначал гегелевским понятием «объективный дух», как объективацию субъективного духа в чувственном мире. Через экстериоризации жизни - стиль жизни, формы общения, обычаи, право, религию, искусство, науки, философию и т:д. мы познаем ее глубочайшее духовное содержание и осознаем некую общность всех жизненных проявлений. Высший тип понимания, с помощью которого мы постигаем всю тотальность исторических объективации, последние основания самой жизни, он называет «герменевтическим пониманием».

Считая главным своим долгом гносеологически оправдать «науки о духе», Дильтей представил весь исторический мир в качестве истории духа, а последнюю - в виде своеобразного текста, подлежащего расшифровке. Историческая действительность - это как бы чистый отпечаток смысла, кот-ый и надо расшифровать подобно тексту.

Встреча с текстом (или с историей) есть встреча духа одновременно и с другим, и с самим собой, а образцом герменевтики для Дильтея становится конгениальное понимание, достигаемое в отношении между Я и Ты. Т.о., понимание текста обладает той же возможностью понимания Другого, как и понимание Ты. Разница лишь в том, что здесь речь идет о понимании «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Конгениальное - значит близкое по духу, когда к тексту мы относимся как Я к Ты, к историческому прошлому — как к современнику, превращая это прошлое в настоящее, восстанавливая его во всей целостности его жизненных проявлений и связей. Проникая в душевную целостность текста, я познаю и свою индивидуальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.006 с.)