Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет науки как методологическая проблемаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект существует независимо от знания, он существовал и до его появления. Предмет знания, напротив, формируется самим знанием. Начиная изучать или просто «включая» в деятельность какой-либо объект, мы берем его с одной или нескольких сторон. Эти выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме знания. Поскольку это знание об объективно существующем, оно всегда объективируется нами и как таковое образует «предмет». В специально-научном анализе мы всегда рассматриваем его как адекватный объекту. И это правильно. Но при этом надо всегда помнить, а в методологическом исследовании это положение становится главным, что предмет знания не тождествен объекту: он является продуктом человеческой познавательной деятельности и как особое создание человечества подчинен особым закономерностям, не совпадающим с закономерностями самого объекта. Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи.
34. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития "рефлексивной" составляющей научной деятельности Онтология – наука о сущем; философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Уже в античности велись поиски первоначал: философы милетской школы: Анаксимандр, Анаксимен считали, что в основе мира лежит единое правещество, Фалес – вода; элейская школа: Парменид - абсолютная мысль есть основание мира, бытие есть мысль. Затем тема бытия была воспринята европейской культурой, которая овладела в совершенстве способностью мыслить в пространстве чистой мысли, это было применено при построении научных теорий. Учение о бытии открыло возможность метафизики – той особой философии, которая искала начала, причины и принципы всякого бытия в идеальной, духовной сфере, существующей независимо от человека. В Новое время Р. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека, т.е. бытие стало субъектным. Человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как подлинно первичное – это позиция идеализма. Так, И. Кант ставил бытие в зависимость от познавательной деятельности человека. Субъективный идеализм абсолютизировал сознание человека, а потому не востребовал проблему бытия. Она потеряла свою актуальность и для материализма – философии, признающей первичность материального мира и вторичность сознания, мышления человека. Основной вопрос философии – каково отношение сознания к бытию – имеет две стороны. Первой – онтологической – соответствует вопрос «Что первично?». Возможны три ответа, три философские позиции: 1.материализм – первична материя, вторично сознание, дух; 2. идеализм – первично сознание, дух, вторична материя: есть а) объективный идеализм – бытие, природа есть результат развития идеальной сущности, независимой от человека; б) субъективный идеализм – бытие есть продукт порождения сознания субъекта; 3. дуализм – материя и дух есть равнозначные субстанции (Р. Декарт). Вторая сторона — гносеологическая. Гносеология – наука о знании, познании, теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, его источники, формы и методы, условия его достоверности и истинности. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом – давно интересовал людей. Большинство ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Хотя есть и другие учения. Второй – гносеологической стороне – соответствует вопрос «Возможно ли истинное познание мира?» Есть также три позиции: 1. возможно (Г. Гегель, К. Маркс); 2. агностицизм – отрицает возможность истинного познания мира (И.Кант); 3. скептицизм – ученые сомневаются в такой возможности (Пиррон). Методология, методологизм – методологизм подразумевает создание системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологическое знание имеет рефлексивный характер, так как оно подразумевает под собой рефлексию о научном знании — так называемую рефлексию «второго порядка», объектом которой служит не реконструкция психического мира личности в определенных научных представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества ученых. Научно-психологическая мысль оборачивается на самое себя с целью объяснить свои источники, возможности и судьбу. В ходе рефлексии, т.е. оборачиваясь на свое прошлое, на опыт прошлых попыток решения и непознанное, научное познание выясняет, на что оно способно, в чем причины прежних успехов и просчетов, в каких условиях успешнее решались исследовательские задачи, с помощью каких методов познания когнитивных процессов.
Определения и основные характеристики процесса развития как базовой категории: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов процесса в уровни структурной организации и др. Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Основными процессуальными характеристиками любого развития являются: 1. Необратимость, которая выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте. В развитии изменение носит необратимый характер и обязательно ведет к появлению нового качества системы. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, которая ведет к появлению нового качества. 2. Прогресс и регресс. Прогрессивные изменения имеют тенденцию к поступательному развитию, прогресс это движение от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивные изменения означают движения вспять, распад существующих структур, потерю функций этой системы. Прогресс и регресс выступают как необходимые противоположности развития, и развитие является диалектическим единством прогрессивных и регрессивных процессов. 3. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. 4. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов. 5. Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. 6. Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно- действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития. 7. Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности. 8. Зигзагообразность процесса развития. Она связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. 9. Переход этапов процесса развития в уровни структурной организации предполагает, что с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются с некоторыми специфичными только для данной стадии функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. 10. Диахроничность — повторяемость определенных процессов развития.
Определения методологии науки: основные концепции Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности. Например, метод тестов, метод формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в данном случае имеется в виду целая группа методик исследования или практической деятельности, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований познания, либо как совокупности приемов, средств и процедур исследования. Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает вопросы о предмете науки, об основных методах данной науки, о строении е концептуального аппарата. К методологическому анализу также относятся анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки. Так как метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией и с мировоззрением. По мнению В. С. Степина, основа для мировоззренческих представлений и установок — универсалии данной культуры. Формами, в которых они реализуются, являются категории культуры — мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира. Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта. Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная методология– охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это: 1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций. 2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов. 3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований. В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина. Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.008 с.) |