![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет науки как методологическая проблемаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объект существует независимо от знания, он существовал и до его появления. Предмет знания, напротив, формируется самим знанием. Начиная изучать или просто «включая» в деятельность какой-либо объект, мы берем его с одной или нескольких сторон. Эти выделенные стороны становятся «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта; они фиксируются в знаковой форме знания. Поскольку это знание об объективно существующем, оно всегда объективируется нами и как таковое образует «предмет». В специально-научном анализе мы всегда рассматриваем его как адекватный объекту. И это правильно. Но при этом надо всегда помнить, а в методологическом исследовании это положение становится главным, что предмет знания не тождествен объекту: он является продуктом человеческой познавательной деятельности и как особое создание человечества подчинен особым закономерностям, не совпадающим с закономерностями самого объекта. Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется тем, что характер предмета знания зависит не только от того, какой объект он отражает, но и от того, зачем этот предмет сформирован, для решения какой задачи.
34. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития "рефлексивной" составляющей научной деятельности Онтология – наука о сущем; философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Уже в античности велись поиски первоначал: философы милетской школы: Анаксимандр, Анаксимен считали, что в основе мира лежит единое правещество, Фалес – вода; элейская школа: Парменид - абсолютная мысль есть основание мира, бытие есть мысль. Затем тема бытия была воспринята европейской культурой, которая овладела в совершенстве способностью мыслить в пространстве чистой мысли, это было применено при построении научных теорий. Учение о бытии открыло возможность метафизики – той особой философии, которая искала начала, причины и принципы всякого бытия в идеальной, духовной сфере, существующей независимо от человека. В Новое время Р. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека, т.е. бытие стало субъектным. Человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как подлинно первичное – это позиция идеализма. Так, И. Кант ставил бытие в зависимость от познавательной деятельности человека. Субъективный идеализм абсолютизировал сознание человека, а потому не востребовал проблему бытия. Она потеряла свою актуальность и для материализма – философии, признающей первичность материального мира и вторичность сознания, мышления человека. Основной вопрос философии – каково отношение сознания к бытию – имеет две стороны. Первой – онтологической – соответствует вопрос «Что первично?». Возможны три ответа, три философские позиции:
1.материализм – первична материя, вторично сознание, дух; 2. идеализм – первично сознание, дух, вторична материя: есть а) объективный идеализм – бытие, природа есть результат развития идеальной сущности, независимой от человека; б) субъективный идеализм – бытие есть продукт порождения сознания субъекта; 3. дуализм – материя и дух есть равнозначные субстанции (Р. Декарт). Вторая сторона — гносеологическая. Гносеология – наука о знании, познании, теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, его источники, формы и методы, условия его достоверности и истинности. Познание – обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом – давно интересовал людей. Большинство ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Хотя есть и другие учения. Второй – гносеологической стороне – соответствует вопрос «Возможно ли истинное познание мира?» Есть также три позиции: 1. возможно (Г. Гегель, К. Маркс); 2. агностицизм – отрицает возможность истинного познания мира (И.Кант); 3. скептицизм – ученые сомневаются в такой возможности (Пиррон). Методология, методологизм – методологизм подразумевает создание системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологическое знание имеет рефлексивный характер, так как оно подразумевает под собой рефлексию о научном знании — так называемую рефлексию «второго порядка», объектом которой служит не реконструкция психического мира личности в определенных научных представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества ученых. Научно-психологическая мысль оборачивается на самое себя с целью объяснить свои источники, возможности и судьбу. В ходе рефлексии, т.е. оборачиваясь на свое прошлое, на опыт прошлых попыток решения и непознанное, научное познание выясняет, на что оно способно, в чем причины прежних успехов и просчетов, в каких условиях успешнее решались исследовательские задачи, с помощью каких методов познания когнитивных процессов.
Определения и основные характеристики процесса развития как базовой категории: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов процесса в уровни структурной организации и др. Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Основными процессуальными характеристиками любого развития являются: 1. Необратимость, которая выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте. В развитии изменение носит необратимый характер и обязательно ведет к появлению нового качества системы. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, которая ведет к появлению нового качества. 2. Прогресс и регресс. Прогрессивные изменения имеют тенденцию к поступательному развитию, прогресс это движение от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивные изменения означают движения вспять, распад существующих структур, потерю функций этой системы. Прогресс и регресс выступают как необходимые противоположности развития, и развитие является диалектическим единством прогрессивных и регрессивных процессов. 3. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. 4. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов. 5. Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. 6. Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-
действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития. 7. Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности. 8. Зигзагообразность процесса развития. Она связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. 9. Переход этапов процесса развития в уровни структурной организации предполагает, что с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются с некоторыми специфичными только для данной стадии функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. 10. Диахроничность — повторяемость определенных процессов развития.
Определения методологии науки: основные концепции Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности. Например, метод тестов, метод формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в данном случае имеется в виду целая группа методик исследования или практической деятельности, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований познания, либо как совокупности приемов, средств и процедур исследования. Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает вопросы о предмете науки, об основных методах данной науки, о строении е концептуального аппарата. К методологическому анализу также относятся анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки. Так как метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией и с мировоззрением.
По мнению В. С. Степина, основа для мировоззренческих представлений и установок — универсалии данной культуры. Формами, в которых они реализуются, являются категории культуры — мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира. Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта. Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная методология– охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это: 1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций. 2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов. 3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.
В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина. Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.47 (0.015 с.) |