Методологическая характеристика современного состояния психологической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая характеристика современного состояния психологической науки.



 

Современное состояние психологии. В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления. Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития. Однако, если понятия заимствуются из прошлых концепций в неизменной форме, не согласованной с современным положением дел в психологии, это приводит к неприемлемой реставрации донаучных представлений о душе как предмете психологического исследования и принятию интроспекции и понимания как методов психологии. Другим следствием такого подхода может быть эклектичность (взаимная несогласованность понятий, заимствованных из различных источников) разработанных на его основе концепций, как это отмечается у В. Вундта, пытавшегося совместить методы эксперимента и ин­троспекции.

Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки.

1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятель­ности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), ко­торая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индиви­дуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изуче­ние таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные раз­личия и т. п.

2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гумани­стическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целост­ная личность человека. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987). Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детер­минизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детер­минирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее зна­чение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Сле­дует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психо­логией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ори­ентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные иссле­дования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использо­вались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, в 1960- 1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа.

4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследовани­ях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к зада­че психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти прин­ципы потенциально имеют общенаучное значение.

5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка проти­востоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания орга­низации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2). В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделиро­вание мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познаватель­ного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологии личности — когнитивное (Дж. Келли) и социально-когнитивное (А. Бандура) (Солсо Р. Л., 1995; Хьел Л., Зиглер Д., 1997; Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого проис­ходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологи­ей и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генети­ческая психофизиология.

 

28. Методологические основания "множественности" определений предмета психологии.

http://lektsii.org/3-63714.html ребята, нашла материал здесь, но он по какой-то причине нормально не копируется

 

29. Методологический "слой" работы в деятельности практического психолога.

 

30. Методология психологии как самостоятельная область научной деятельности: объект, предмет, задачи и т.д. – общая характеристика

Методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Это специальный предмет рационального познания – система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Существует несколько определений методологии психологии, ее предмета и задач. Методология психологии определяется как отрасль психологии, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой – соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) принципам диалектического материализма (К.К.Платонов). Методология психологии может также определяться как как система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе («Кратком словаре системы психологических понятий»). Методологические проблемы являются ключевыми, кардинальными проблемами психологии. Главной проблемой методологии психологии является проблема понятий, с которыми происходит работа в психологии, - это проблема идей, заключенных в этих понятиях, и проблема формирования идей. Выделяют следующие задачи методологии психологии:
Анализ принципов, концепций, теорий и подходов
Переработка понятийного аппарата и соответствующей терминологии, (языка исследования)
Описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз
Изучение сфер применения (применимости) различных методов, процедур и технологий
Разработка отдельных метолов (от частных до общих)

Важнейшими понятиями методологии являются понятия явления и сущности. Эти два понятия связаны между собой диалектически, так как сущность является, а явление существенно (Гегель).

Уровни методологического знания:
1. уровень методологии в целом (общая, философская методология)
2. уровень общенаучной методологии
3. уровень сферы конкретной деятельности
4. уровень конкретного исследования.

Функции методологии психологии: дескрептивная (описательная) и прескрептивная (предписывающая).

Важнейшим в методологии психологии является принцип научного познания, опирающийся на научных подход к исследованию. Научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования и одновременно как методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах. В соответствии с методологией в психологии был принят ряд принципов, которые считаются главным, некими директивами в данной области знания. В психологии выделяют следующий ряд принципов: принцип развития, принцип объективности исследования, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности (это из Рубинштейна), принцип неразрывности субъекта и объекта (это из Степанова), принцип детерминизма, принцип предметности как оппозиция принципу стимульности, принцип активности как оппозиция принципу реактивности, принцип неадаптивный природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности, принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных эмоциональных связей, принцип интериоризации-экстериоризации как оппозиция социализации в зарубежной психологии, принцип оппозиции анализа по единицам к анализу по элементам, принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

 

31. Научная революция XX века, возникновение "неклассического" естествознания

Третья научная революция, полностью преобразовавшая идеалы и нормы научного познания, произошла в конце XIX — начале XX в. Радикальное изменение картины мира началось еще раньше открытием электричества, когда было введено представление о поле силы, заполняющем пространство между объектами. Именно различные виды взаимодействий между объектами заняли центральное место в новой картине мира. С открытием элементарных частиц и делимости атома, становлением релятивистской и квантовой теории, появлением концепции нестационарной Вселенной в космологии и другими эпохальными открытиями сформировалась новая (неклассическая) парадигма естествознания.

Неклассическая наука (неклассическое естествознание) — система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории), с помощью которых мы познаем мир.

Не существует «чистых» фактов как таковых: если в факте нет места самому субъекту познания, то это не научный факт.

Вслед за возникновением неклассической науки философия стала осмыслять изменения типа рациональности как определенной «онтологии ума», стоящей за представлениями о критериях научного знания. Для классической науки эти критерии предполагали ориентировку научного знания как объективного на классический «идеал рациональности».

Изменились сами вопросы, которые можно считать научными. С точки зрения неклассического естествознания вопрос о том, какова реальность сама по себе, лишен смысла. Познавая мир, мы конституируем его и не только обнаруживаем, но и создаем в нем такие свойства, которые до человеческой деятельности не существовали и возникают только во взаимодействии с человеком. Эта идея, кажущаяся парадоксальной для обыденного сознания, на самом деле прямо вытекает из следующего общепринятого утверждения. Любое свойство любого объекта не принадлежит этому объекту самому по себе, а всегда проявляется только во взаимодействии с каким-либо другим объектом, иначе говоря, существует в пространстве между первым и вторым, третьим и т. д. объектом. И с появлением в мире качественно нового объекта все другие объекты приобретают новые свойства, могущие себя обнаружить только во взаимодействии с этим новым объектом. Таким новым объектом является человек как субъект познавательной деятельности и его сознание. И научная картина мира есть совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия.

 

32. Неопозитивизм и "признание" однонаправленной зависимости теоретического знания от эмпирического

Возникший в 20в. неопозитивизм проставил акцент на роли знаково-теоретических средств научного мышления, отношениях теоретического аппарата и эмпирического базиса, функции математизации и формализации знания.

Неопозитивизм – в узком смысле слова логический позитивизм 30х гг.20в.(или «третий позитивизм»); в широком смысле – все позитивистские течения 1920-1960х.

Основным средством описания и анализа научного знания в неопозитивизме становится аппарат математической или формальной логики. Чувственно воспринимаемые факты были заменены протокольными предложениями. Особое значение придается логическому анализу языков науки и демонстрации зависимости способов рассмотрения действительности от типа используемого языка.

Ведущим для неопозитивистской методологии оставался введенный еще в работах Л.Витгенштейна принцип верификации, который предполагает установление истинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось. М.Шлик обосновал тождество между осмысленностью предложений и их верифицируемостью, т.е. смысл отождествлялся со способом проверки научного утверждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.013 с.)