Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.



Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию осознать свои позна­вательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

· Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.

· Организация структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

· Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований.
В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

91. Характеристика общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики: методологический анализ.

Процесс онтогенетического развития человеческой психики мо­жет рассматриваться как постепенное освоение и присвоение ин­дивидом устойчивых форм социокультурного опыта, в ходе кото­рого складываются социально детерминированные механизмы по ведения и мышления, как последовательное включение личности в определенные социальные группы и виды деятельности, определя­ющие ее душевную жизнь.

В большинстве своем теории социализации фокусируются на детском, подростковом и юношеском этапах становления личности.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детско­го возраста. Структура возраста, по Выготскому, включает в себя три компонента: социальную ситуацию развития ребенка, ведущий тип деятельности и основные психологические новообразования. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть разре­шено в особом, специфическом для данной возрастной стадии, типе ведущей деятельности. Разрешение противоречия проявля­ется в возникновении психологических новообразований возрас­та. Под возрастными новообразованиями следует понимать но­вый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отноше­ние к среде, весь ход развития в данный период. Эти новообразо­вания не соответствуют прежней социальной ситуации развития, выходят за ее рамки и порождают новое противоречие. Вновь возникшая генетическая задача может быть решена благодаря по­строению новой системы отношений, в новой социальной ситуа­ции развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом непрерывном самодвижении и выражается динамика становления детской психики. Такова его логика и общая схема рассмотрения всех возрастных этапов от рождения до подросткового возраста.

Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:
– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;
– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
– появляется способность заниматься творчеством.
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
– появляется способность к мышлению;
– появляется потребность к общению с другими людьми;
– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-
5. Развитие сознания человека. На этом этапе:
– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.
6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:
– познания себя путем познания других;
– самосознания путем анализа деятельности и поведения;
– самоконтроля и самовоспитания.
7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.
Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.

Под функциональным развитием понимается изменение психических процессов у детей и взрослых в ходе формирующего эксперимента, когда достигается качественно новый уровень решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач уровень, которого у испытуемых до экспериментального обучение не было; когда испытуемые овладевают такими умственными действиями, понятиями и навыками, которые соответствуют объективно установленным общественным критериям. Систематическое изучение функционального развития психики было осуществлен П. Я. Гальпериным.

Возрастное развитие психики - это психическое развитие ребенка от рождения до достижения социальной зрелости. По словам А. В. Запорожца, оно характеризуется не столько усвоением отдельных знаний, сколько более общим изменением детской личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности.

Функциональное развитие может быть рассмотрено в онтогенетическом аспекте. Примером служит развитие интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, изученное Ж. Пиаже.

 

92. Ценности и основные подходы "частной" методологии в психологии.

Методология - это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория - это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений. Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

· сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; " существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

· результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

· все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

Кроме того, естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности - учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека.

Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.007 с.)