Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы отечественной психологии: методологический анализ.

Поиск

Принцип детерминизма все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,

• которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;

• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;

• на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);

• в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;

• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития.

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

• принцип предметности как оппозиция принципу стимульности;

• принцип активности как оппозиция принципу реактивности;

• принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности;

• принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;

• принцип интериоризации — экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации;

• принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам;

• принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.

А. А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений (Леонтьев А. А., 2001):

• человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности;

• «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.

 

47. Особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии (на примере трех-четырех авторов).

Абрахам Маслоу (1908—1970) Гуманистическая психология. Мотивационный подход. Теория личности

1. Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, которые он должен реализовать.

2. В процессе индивидуального развития человека последовательно формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):

• потребности физиологические (органические): голод, жажда, половое влечение и др.;

• потребности в безопасности;

• потребности в принадлежности и любви: принадлежать к сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и признанным;

• потребности в уважении и признании: быть компетентным, успешным и получить одобрение, приобрести авторитет;

• познавательные потребности: познавать, уметь, понимать;

• эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота;

• потребность в самоактуализации: реализация своих позитивных целей и способностей, развитие собственной личности.

3. Для формирования более высоких уровней потребностей в течение жизни необходима удовлетворенность потребностей на нижележащих уровнях.

4. Основная человеческая потребность — потребность в самоактуализации, которая по мере индивидуального развития может приобретать функциональную автономность (независимость от степени удовлетворения других потребностей).

Виктор Франкл. Гуманистическая психология. Экзистенциальный подход. Теория личности

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни — врожденная мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности.

3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три группы ценностей:

• путем того, что человек может дать жизни, — творческую деятельность (ценности творчества);

• путем того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания);

• посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).

4. Обретенный смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведет к самоактуализации личности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

• Способность к самотрансцендентности — возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне.

• Способность к самоотстранению — возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья личности является определенный уровень напряжения, возникающий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить.

• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзистенциального вакуума», которое выступает причиной самых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

Джон Бродус Уотсон (1878—1958) Бихевиоризм

1. Научная психология должна изучать объективные явления. Предметом психологии должно быть только наблюдаемое поведение и объективно регистрируемые двигательные и физиологические реакции организма на разнообразные стимулы из внешней среды.

2. Основные задачи психологии:

• выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы;

• исследование процессов (законов) образования новых реакций и их комбинаций.

· Реакции организма на различные раздражители могут быть:

• врожденными и приобретаемыми;

• явными — внешними, непосредственно наблюдаемыми;

• неявными — происходящими внутри организма, скрытыми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые с помощью различных приборов.

· Решающее значение в развитии человека играют процессы научения и воспитания. Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания.

• Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем организации внешних условий и факторов обусловливания.

· Эмоции человека есть специфические реакции организма на раздражители, которые проявляются в вегетативных изменениях, изменении частоты сердечных сокращений, показателей кровяного давления, кожных и мимических реакций, тонуса мышц.

• Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие.

· Мышление человека представляет собой неявные, редуцированные речевые и мышечные (преимущественно мануальные) реакции, а также висцеральные реакции.

Б. Ф. Скиннер (1904-1990) Радикальный бихевиоризм

1. Психология должна отказаться как от ментализма, так и от физиологизма.

• Воспринимать предмет или мыслить о нем — значит вести себя по отношению к нему определенным способом. При этом поведение контролируется свойствами предметов — различительными стимулами.

• Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения действий.

2. Связь «стимул — реакция» в поведении нельзя трактовать только как причинно-следственную; причины формирования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция — стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение.

• Оперантное поведение: может быть не связанным с каким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула — стимульный контингент подкрепления.

• Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом; осуществляется как ответная реакция на стимул; подкреплением выступает «контингент подкрепления реакций».

3. Поведение организма в процессе научения преимущественно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.

• Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым поведением.

• Сложный акт поведения не сводится к последовательности определенных реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет последовательности различных реакций, объединенных в разные структуры —паттерны.

• Паттерны поведения детерминируются условиями среды.

4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:

а) подкрепление с фиксированным интервалом времени;

б) подкрепление с фиксированной частотой реакций.

5. Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения — использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движения в нужном направлении. Процедура научения обеспечивается рядом факторов:

• наличие достаточно сильного для данного животного подкрепляющего стимула;

• наличие у животного определенного уровня актуализации потребности (депривации); последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии.

• время между желательным поведением животного и подкреплением должно быть минимальным;

• наиболее эффективно положительное подкрепление;

• подкрепляться должно малейшее движение животного, направленное к цели;

• нежелательное поведение должно угашаться путем отсутствия подкрепления;

• после обусловливания части сложного поведения подкрепляться должно требуемое движение, следующее за обусловленной частью.

6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.007 с.)