Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы отечественной психологии: методологический анализ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принцип детерминизма все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь. Принцип системности для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, • которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления; • которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями; • на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений. Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности. Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений. Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития: • в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез); • в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества; • в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики. Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996): • принцип предметности как оппозиция принципу стимульности; • принцип активности как оппозиция принципу реактивности; • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности; • принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей; • принцип интериоризации — экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации; • принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам; • принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности. А. А. Леонтьев Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений (Леонтьев А. А., 2001): • человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности); • деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности; • «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации); • деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.
47. Особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии (на примере трех-четырех авторов). Абрахам Маслоу (1908—1970) Гуманистическая психология. Мотивационный подход. Теория личности 1. Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности, которые он должен реализовать. 2. В процессе индивидуального развития человека последовательно формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития): • потребности физиологические (органические): голод, жажда, половое влечение и др.; • потребности в безопасности; • потребности в принадлежности и любви: принадлежать к сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и признанным; • потребности в уважении и признании: быть компетентным, успешным и получить одобрение, приобрести авторитет; • познавательные потребности: познавать, уметь, понимать; • эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота; • потребность в самоактуализации: реализация своих позитивных целей и способностей, развитие собственной личности. 3. Для формирования более высоких уровней потребностей в течение жизни необходима удовлетворенность потребностей на нижележащих уровнях. 4. Основная человеческая потребность — потребность в самоактуализации, которая по мере индивидуального развития может приобретать функциональную автономность (независимость от степени удовлетворения других потребностей). Виктор Франкл. Гуманистическая психология. Экзистенциальный подход. Теория личности 1. Стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни — врожденная мотивационная направленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности. 2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации себя в жизни и деятельности. 3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три группы ценностей: • путем того, что человек может дать жизни, — творческую деятельность (ценности творчества); • путем того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания); • посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения). 4. Обретенный смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведет к самоактуализации личности. 5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам. • Способность к самотрансцендентности — возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне. • Способность к самоотстранению — возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. 6. Необходимым условием психического здоровья личности является определенный уровень напряжения, возникающий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить. • Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзистенциального вакуума», которое выступает причиной самых разнообразных неврозов. 7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации. Джон Бродус Уотсон (1878—1958) Бихевиоризм 1. Научная психология должна изучать объективные явления. Предметом психологии должно быть только наблюдаемое поведение и объективно регистрируемые двигательные и физиологические реакции организма на разнообразные стимулы из внешней среды. 2. Основные задачи психологии: • выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы; • исследование процессов (законов) образования новых реакций и их комбинаций. · Реакции организма на различные раздражители могут быть: • врожденными и приобретаемыми; • явными — внешними, непосредственно наблюдаемыми; • неявными — происходящими внутри организма, скрытыми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые с помощью различных приборов. · Решающее значение в развитии человека играют процессы научения и воспитания. Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания. • Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем организации внешних условий и факторов обусловливания. · Эмоции человека есть специфические реакции организма на раздражители, которые проявляются в вегетативных изменениях, изменении частоты сердечных сокращений, показателей кровяного давления, кожных и мимических реакций, тонуса мышц. • Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие. · Мышление человека представляет собой неявные, редуцированные речевые и мышечные (преимущественно мануальные) реакции, а также висцеральные реакции. Б. Ф. Скиннер (1904-1990) Радикальный бихевиоризм 1. Психология должна отказаться как от ментализма, так и от физиологизма. • Воспринимать предмет или мыслить о нем — значит вести себя по отношению к нему определенным способом. При этом поведение контролируется свойствами предметов — различительными стимулами. • Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения действий. 2. Связь «стимул — реакция» в поведении нельзя трактовать только как причинно-следственную; причины формирования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция — стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение. • Оперантное поведение: может быть не связанным с каким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула — стимульный контингент подкрепления. • Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом; осуществляется как ответная реакция на стимул; подкреплением выступает «контингент подкрепления реакций». 3. Поведение организма в процессе научения преимущественно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом. • Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым поведением. • Сложный акт поведения не сводится к последовательности определенных реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет последовательности различных реакций, объединенных в разные структуры —паттерны. • Паттерны поведения детерминируются условиями среды. 4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления: а) подкрепление с фиксированным интервалом времени; б) подкрепление с фиксированной частотой реакций. 5. Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения — использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движения в нужном направлении. Процедура научения обеспечивается рядом факторов: • наличие достаточно сильного для данного животного подкрепляющего стимула; • наличие у животного определенного уровня актуализации потребности (депривации); последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии. • время между желательным поведением животного и подкреплением должно быть минимальным; • наиболее эффективно положительное подкрепление; • подкрепляться должно малейшее движение животного, направленное к цели; • нежелательное поведение должно угашаться путем отсутствия подкрепления; • после обусловливания части сложного поведения подкрепляться должно требуемое движение, следующее за обусловленной частью. 6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.007 с.) |