Деятельность как психологическая категория и система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как психологическая категория и система.



Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

1. Гегель даёт принципу Д (характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата. «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений».

2. Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде. Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (АНЛ: «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это есть опредмечивание труда». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д,– все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

 

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

· Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).

· Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности

· Идея единства «внешних» и «внутренних» форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»

· Идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в Д и через Д

· Историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

(АНЛ) Деятельность – «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (ученик Вундта): «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является базисом, на котором основывается поведение человечества. Марксистская т.зр.». не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение. «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 1926 году ввёл в пси понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

ЛСВ. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде». Пиаже ЛСВ критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом: «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ: «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций: мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. В конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.

Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1. Практическая Д ребёнка, реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2. Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а «образ» и «процесс». Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3. Предмет психологииД субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности. Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4. Д структурна. Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача. Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5. Разделение типов Д: игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6. Д - высшая форма жизнедеятельности.

7. Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8. Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9. Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1. Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2. Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3. Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4. Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5. Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1. Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2. Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3. Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4. Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5. Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6. Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

 

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий. Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно. «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

 

9. Деятельность как родовое качество человека и конституирующая характеристика специфики и особенностей его психологии и "механизмов" психического развития.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры.

Исходным вариантом деятельности, наиболее простым по своей структуре, будет неопосредствованный вариант взаимодействия организма со средой. Последующее развитие (и, соответственно, усложнение) деятельности связано с изменением ее структуры — возникновением опосредствованных форм. Спецификой труда как истинно человеческой деятельности в отличие от деятельности животных является то, что это «процесс, опосредствованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно». Акцент ставился на втором факторе — коллективном характере деятельности. Также важна роль разделения труда, появляющегося у человека. Третья стадия – когда не орудие, совершенствующее, увеличивающее возможности органов, и не другой член сообщества, а орудие, замещающее этого другого является специфическим человеческим способом опосредствования деятельности. Таким образом, описание основных стадий эволюции деятельности должно быть дополнено еще одним, качественно новым этапом, во время которого структура деятельности обогатилась третьим опосредствующим звеном — орудиями, функция которых в отличие от естественных орудий предыдущего этапа заключается в замещении других представителей сообщества и, следовательно, в вытеснении общественного опосредствования. Структура психической деятельности на третьем этапе качественно отлична от строения деятельности предшествующих стадий, характерных для мира животных, и универсальна для всех представителей человечества. Специфичным для деятельности человека также является ее творческий характер. Описание деятельности, специфичной для человека, может быть дополнено и новыми отношениями. Например, последовательное развитие деятельности связано не только с введением новых опосредствующих звеньев, но и с преобразованиями субъекта и объекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.011 с.)