Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы, виды систем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевым понятием, определяющим все системное методологическое направление, является понятие системы как специфического предмета научного исследования. Содержание понятия системы как предмета системного подхода не совпадает со всеми значениями слова "система". Итак, система как предмет системного подхода является составным объектом различной природы со следующими свойствами: 1. система представляет собой совокупность своих элементов и компонентов. Элемент – первичная неделимая часть системы (кирпичик, атом). Компонент – более широкое понятие, включающее как элементы, так и составные части системы – подсистемы; 2. компоненты системы обладают своей собственной внутренне обусловленной активностью (недетерминированным поведением) и находятся во взаимодействии друг с другом; 3. к системе применимо понятие энтропии – меры организованности, упорядоченности системы. Энтропия – основной параметр состояния системы; 4. состояние системы характеризуется вероятностным распределением. 5. система является самоорганизующейся, то есть способна уменьшать или поддерживать на определенном уровне свою энтропию. 6. свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Такие системы встречаются в веществе на молекулярном, квантовом уровнях, в технике, информатике. Биологический организм, социальные группы и в целом общество являются такими системами. Важнейшими признаками являются самоорганизация и несводимость свойств системы к свойствам ее компонентов. Самоорганизация - процесс спонтанного упорядочения в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. Системный подход – это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, а также принцип, руководящий общей стратегией исследования. Системный подход заключается, прежде всего, в осознании, что подлежащий исследованию объект является системой – составным объектом, свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей. Системный подход заставляет прекратить выражение свойств системы через свойства ее компонентов, и искать определения свойств системы как единого целого. Системный подход требует применения к системе специальных исследовательских методов и средств - системного, функционального, корреляционного анализа и пр. В 20 в. Системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае.
Открытые и замкнутые системы (по признаку отношения к внешней среде). Система является замкнутой, если у нее нет окружающей среды, т. е. внешних контактирующих с ней систем. К замкнутым относятся и те системы, на которые внешняя среда не оказывает существенного влияния, или мы считаем, что внешним влиянием можно пренебречь. Примером замкнутой системы, например, может служить часовой механизм. Система называется открытой, если существуют другие, связанные с ней системы, которые оказывают на нее воздействие и на которые она тоже влияет. · Живые и неживые (физические) системы (по признаку происхождения). Живыми называются системы, обладающие биологическими функциями, такими, как рождение, смерть и воспроизводство. Соответственно неживые системы – все остальные. Хотя, иногда понятия “рождение” и “смерть” связывают и с неживыми системами. При описании процессов, которые как бы похожи на живые, но не характеризуют жизнь в ее биологическом смысле. Например, рождение вулкана, рождение новой звезды, старение конструкции и т.п. Неживые системы рассматриваются обычно как замкнутые. Они имеют тенденцию развиваться по направлению к состоянию максимальной неупорядоченности, характеризуются постоянным ростом энтропии. Отличительной чертой живых систем является их открытость. Любая живая система жизнеспособна только во взаимодействии с внешней средой. Для живой системы характерна сопротивляемость процессу роста энтропии. Происходит самоорганизация материи. Развитие систем осуществляется к состояниям более высокой организации. · Естественные и искусственные системы (по природе возникновения). Естественные системы появляются без участия человека, это системы живой и неживой природы. Искусственные системы создаются человеком с определенной целью. К разновидности искусственных систем относятся организации (предприятия). Эти системы обладают определенной целью и создаются человеком для удовлетворения его потребностей. Организации являются системами типа “человек - машина”. Элементами системы являются люди и производственные объекты, которыми они управляют. Системы обладают способностью выбирать направления деятельности, ответственность за которую может быть распределена между элементами системы на основе их функций (торговля, производство, проведение расчетов и т. д.), местоположения или других признаков. Элементы системы распределяют между собой задачи и соответствующие направления деятельности. Организации относятся к классу сложных систем. Их сложность сравнима со сложностью живых систем. Они так же рождаются, развиваются и сознательно движутся в направлении выбранной ими цели. · Непрерывные и дискретные системы (по характеру изменения значений переменных системы). Непрерывные - для них характерен плавный переход из состояния в состояние, обусловленный тем, что переменные, описывающие состояния, могут принимать любые значения из некоторого интервала, т.е. переменные являются непрерывными величинами; Дискретные -для них характерен скачкообразный переход из состояния в состояние, обусловленный тем, что переменные, описывающие состояния системы, изменяются скачкообразно и принимают значения, которые могут быть пронумерованы, т.е. переменные являются дискретными величинами. 61. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии: общая характеристика и "варианты" трактовки.
Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познания и предсказания событий. Детерминизм (в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на механический детерминизм, который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический детерминизм, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический детерминизм представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический детерминизм, получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт).
Иное понимание психологического детерминизма сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического детерминизма привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.007 с.) |