Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ психоаналитических концепций (З.Фрейд и др.).

Поиск

Анализ психоаналитических концепций (З.Фрейд и др.).

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.
По конспекту: индивид — сгусток соц. отношений, поведение зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Комплекс — чувство неполноценности, необходимость компенсировать дефект занимает центральное место в личности, фактор развития каждого человека. Условия, способствующие появлению чувства неполноценности: 1. наличие физических недостатков, 2. неправильное воспитание

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного». Конспект: обнаружил бессознательные комплексы — психические фрагменты, возникшие в результате псих. травм. Метод — словесных ассоциаций. Либидо — психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, она имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития(сексуальное — только одна из форм). 2 системы бессознательного: личное и коллективное(совокупность архиетипов)

 

 

5. Атрибуты деятельности человека (предметность, опосредованность, социальность, сознательность, целенаправленность, продуктивность и др.) – методологический анализ.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры. Атрибуты, или свойства деятельсти:

Предметность: предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Деятельность осуществляется только в единстве процессов опредмечивания (превращения деятельных способностей человека в свойства предмета) и распредмечивания (превращения свойств и характеристик предмета в деятельностные способности человека).

Опосредованность: средства опосредования существуют в виде движения, слова, мифа, символа, знака и образа – то есть всего, что только может помочь в осуществлении поставленных целей деятельности. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию.

Целенаправленность: В качестве цели деятельности выступает ее продукт, то, что человек хочет получить в результате деятельности.

Сознательность: человек совершает действия сознательно. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Человек понимает, что он делает, и намечает план дальнейших действий, нужных, по его мнению, для достижения поставленной цели.

Социальность: Человек живет в обществе и реализует свои возможности внутри него, поэтому любая деятельность человека внутри общества может быть охарактеризована как социальная.

Продуктивность: так же, как деятельность не может быть беспредметной, она не может быть безрезультатной: обязательно присутствует продукт деятельности, так как деятельность всегда направлена на преобразование окружающего мира и удовлетворение собственных потребностей.

Мотивация: Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Деятельность может побуждаться несколькими мотивами сразу.

 

Бихевиоризм и его критический анализ.

Это направление возникло в ответ на структурализм Вундта и Титченера. 1913 год – статья Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста». Критика психологии за субъективизм и практическую бесполезность. Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путём с целью служения практике. Методологическая основа – сплав позитивизма и прагматизма. Предмет – поведение человека. Поведение: все врождённые и приобретённые поступки и слова; то, что люди делают от рождения и до смерти; всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которого индивид приспосабливается; совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, изменение желёз, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие «поведение» чрезвычайно широкое и узкое одновременно: любая реакция, но только наблюдаемая. Механистическая трактовка поведения. Две задачи бихевиориста: наблюдаем S, должен знать какая будет R; наблюдаем R, должны знать каким S это вызвано. Виды реакций: наружные или видимые приобретённые (игра в теннис, двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретённые (мышление – то есть внешняя речь в бихевиоризме); наружные или видимые наследственные (хватание, чихание, мигание, а также то, что обычно называют инстинкты и эмоции); внутренние или срытые наследственные (изменения реакции желёз) Сложных врождённых реакций бихевиористы не находят, поэтому главная проблема – навык и научение. Речь и мышление – это тоже навыки. Навык – индивидуально приобретённое или заученное действие. Основа навыка – элементарные движения, которые являются врождёнными. Таким образом навык – это связанные воедино движения. Уотсон построил кривую научения (подъём – плато – подъём – плато, кончается физиологическим пределом индивида). Память – удерживание навыков. Навыки образуются путём проб и ошибок. Вводится принцип обусловливания. Суть его. Безусловные рефлексы – это все наследуемые реакции. Условные рефлексы – это приобретённые реакции. Условие образования связи между ними – одновременность в действии условного и безусловного стимулов. ВАЖНО! Этим бихевиоризм отличается от школы Павлова (Тхостов так, по крайней мере, говорил), в которой не обязательно условие одновременности при выработки условного рефлекса. Критика бихевиоризма Толмен назвал бихевиоризм Уотсона молекулярным. Результаты экспериментов на животных переносятся на человека. Человек – реагирующее существо, игнорируется его активная сознательная деятельность.

 

Методологическая программа Л.С.Выготского.

 

Определения и основные характеристики процесса развития как базовой категории: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов процесса в уровни структурной организации и др.

Развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Основными процессуальными характеристиками любого развития являются:

1. Необратимость, которая выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте. В развитии изменение носит необратимый характер и обязательно ведет к появлению нового качества системы. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, которая ведет к появлению нового качества.

2. Прогресс и регресс. Прогрессивные изменения имеют тенденцию к поступательному развитию, прогресс это движение от простого к сложному, от старого к новому, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивные изменения означают движения вспять, распад существующих структур, потерю функций этой системы. Прогресс и регресс выступают как необходимые противоположности развития, и развитие является диалектическим единством прогрессивных и регрессивных процессов.

3. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции.

4. Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.

5. Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные.

6. Кумулятивность. Эта закономерность развития состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-

действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

7. Дивергентность – конвергентность. Это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

8. Зигзагообразность процесса развития. Она связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые.

9. Переход этапов процесса развития в уровни структурной организации предполагает, что с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются с некоторыми специфичными только для данной стадии функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы.

10. Диахроничность — повторяемость определенных процессов развития.

 

Определения методологии науки: основные концепции

Методология – это учение о методе, который рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле слова метод рассматривается как путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (например, «диалектический метод»). В узком смысле слова метод — способ научного познания или практической деятельности. Например, метод тестов, метод формирующего эксперимента, методе психоанализа. Под методом в данном случае имеется в виду целая группа методик исследования или практической деятельности, имеющих общие значимые признаки. Широкое и узкое понимание метода задает различные трактовки понятия «методология»: либо как философско-мировоззренческих оснований познания, либо как совокупности приемов, средств и процедур исследования.

Таким образом, методология — это учение о методах и принципах познания. А также методология – это особая форма рефлексии, самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает вопросы о предмете науки, об основных методах данной науки, о строении е концептуального аппарата. К методологическому анализу также относятся анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки. Так как метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией и с мировоззрением.

По мнению В. С. Степина, основа для мировоззренческих представлений и установок — универсалии данной культуры. Формами, в которых они реализуются, являются категории культуры — мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт. Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т. д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира. Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию и осознать свои познавательные средства и адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, и влияние этих средств на познание им объекта.

Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная методология– охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления. Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

 

Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, отношение, упорядоченность, связь и др.

Элемент – некоторый неделимый объект (материальный, энергетический, информационный), обладающий рядом свойств и реализующий в системе определенный закон функционирования.

Структура системы — это совокупность элементов и связей между ними. Структура может быть представлена графически, в виде теоретико-множественных описаний, матриц, графов и других языков моделирования структур.

Целостность — появление нового качества в объединении именно этого набора элементов. Важно доказать целостность потерей системных качеств при исключении любого из выделенных элементов системы. Под целостностью понимают внутренне единство и принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих её элементов.

Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов. Элементы считаются взаимосвязанными, если по изменениям происходящим в одном элементе, можно судить об изменениях в других элементах.

Организованность системы – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей системы, обусловленные внутренними законами её строения, а также это совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершению взаимодействий между частями системы.

Отношения играют роль связей между элементами.

Упорядоченность данных показывает, что один пункт шкалы, соответствующий выраженности измеряемого свойства, больше, меньше или равен другому пункту

Точка бифуркации – точка, в которой происходит разветвление траекторий развития системы

 

Анализ психоаналитических концепций (З.Фрейд и др.).

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.
По конспекту: индивид — сгусток соц. отношений, поведение зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Комплекс — чувство неполноценности, необходимость компенсировать дефект занимает центральное место в личности, фактор развития каждого человека. Условия, способствующие появлению чувства неполноценности: 1. наличие физических недостатков, 2. неправильное воспитание

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного». Конспект: обнаружил бессознательные комплексы — психические фрагменты, возникшие в результате псих. травм. Метод — словесных ассоциаций. Либидо — психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, она имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития(сексуальное — только одна из форм). 2 системы бессознательного: личное и коллективное(совокупность архиетипов)

 

 

5. Атрибуты деятельности человека (предметность, опосредованность, социальность, сознательность, целенаправленность, продуктивность и др.) – методологический анализ.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры. Атрибуты, или свойства деятельсти:

Предметность: предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Деятельность осуществляется только в единстве процессов опредмечивания (превращения деятельных способностей человека в свойства предмета) и распредмечивания (превращения свойств и характеристик предмета в деятельностные способности человека).

Опосредованность: средства опосредования существуют в виде движения, слова, мифа, символа, знака и образа – то есть всего, что только может помочь в осуществлении поставленных целей деятельности. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию.

Целенаправленность: В качестве цели деятельности выступает ее продукт, то, что человек хочет получить в результате деятельности.

Сознательность: человек совершает действия сознательно. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Человек понимает, что он делает, и намечает план дальнейших действий, нужных, по его мнению, для достижения поставленной цели.

Социальность: Человек живет в обществе и реализует свои возможности внутри него, поэтому любая деятельность человека внутри общества может быть охарактеризована как социальная.

Продуктивность: так же, как деятельность не может быть беспредметной, она не может быть безрезультатной: обязательно присутствует продукт деятельности, так как деятельность всегда направлена на преобразование окружающего мира и удовлетворение собственных потребностей.

Мотивация: Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Деятельность может побуждаться несколькими мотивами сразу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.109 (0.016 с.)