Формирование мировоззрения школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование мировоззрения школьников



Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направление его деятельности.

Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, междпредметными связями, созданием интегрированных курсов.

Нравственное воспитание

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Содержание нравственного воспитания (НВ) определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько морально-ценностных концепций, чтобы определить содержание нравственного воспитания в современной российской школе. К ним можно отнести коммунистическую концепцию, христианскую (религиозную) мораль, индивидуалистическую мораль свободного западного мира.

Согласно коммунистической морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.

Христианское воспитание предполагает обогащение учащихся знаниями священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту.

Содержание нравственного воспитания в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств.

Нравственное воспитание в России имеет тенденцию освободиться от идейно-политического аспекта и усилить психологическую направленность, сформировать потребность школьника в саморазвитии.

Трудовое воспитание и профориентация учащихся

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).

Труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Задачи трудового воспитания:

1) формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;

2) выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

3) развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.;

4) формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;

5) подготовка к выбору профессии.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлением искусства и действительности; эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

В отечественных школах эстетическое воспитание основывается на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.

Задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием – формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно осуществляется посредством работы кружков, студий, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Физическое воспитание

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

К задачам физического воспитания в школе относятся:

– развитие основных двигательных умений и навыков;

– обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

– воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них;

– формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

– формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Гражданское воспитание

Основная цель гражданского воспитания (ГВ) состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения.

Одним из основополагающих документов российской системы образования сегодня является Межведомственная программа «Формиро­вание установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества), составленная на 2000–2003 гг.

В разделе 1 Программы дается обоснование необходимости этого документа:

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжавшимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все эти явления проявились в 1998–1999 гг. в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

– существенного развития нормативно-правовой базы и общественно-государственных институтов, обеспечивающих становление норм толерантного сознания;

– разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику и противодействию экстремизму, переориентации СМИ с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;

– в полной мере задействовать в решении задачи формирования установок толерантного гражданского поведения у подрастающих поколений, профилактики национализма и экстремизма систему образования России, которая обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на уменьшение риска социальных взрывов в России;

– развития методологической основы национальной политики России.

Разработка и реализация единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, опоры на общественные движения. Комплексный характер задачи обусловил необходимость создания специальной межведомственной программы для ее решения. Необходимо отметить, что подобные программы успешно реализуются во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций.

Межведомственная Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма» продолжает развивать складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества.

 

В сборнике «Ценности гражданского общества и личность» подробно анализируется сущность толерантности как важнейшей социальной ценности.

 

В любом гуманистическом и гуманистически ориентированном мировоззрении терпимость (или толерантность) рассматривается как важная ценность, а среди человеческих качеств – как безусловная добродетель.

Терпимость – это качество, это ценность, значение которых актуализируется в современном мире. Что я имею в виду, говоря о современном мире? Это мир разнонаправленных тенденций. С одной стороны, мир становится все более плюралистичным, т. е. разнообразие и множественность культур становятся доминирующей характеристикой все большего числа стран, причем не только многонациональных или постимпериалистических (например, Великобритании, Бельгии, Португалии или Франции, в которых все более и более растет число выходцев из африканских и азиатских стран – бывших колоний), да и вообще всех экономически развитых стран (привлекательных для иммигрантов из развивающихся стран, a в последнее время из стран Восточной Европы). Плюралистическое – это одновременно и правовое общество: плюрализм должен гарантироваться правом; это – и общество разнонаправленных конкурирующих частных интересов. С другой стороны, современный мир – это мир беспрецедентного роста терроризма, в том числе международного. И хотя у терроризма нет конфессии и национальности, фактически большинство террористических актов окрашены в конфессиональные и этнические цвета. С окончанием эпохи холодной войны и фактическим прекращением блокового противостояния в мире опасность мирового ядерного столкновения, можно сказать, преодолена. Но мир не стал спокойнее. Распад Восточного блока, резкое военное и политическое ослабление России как преемницы СССР привели к развалу сложившегося после Второй мировой войны мирового порядка и, как следствие, к возникновению множества локальных международных и еще большему количеству внутринациональных, гражданских конфликтов. Подавляющее большинство этих конфликтов окрашены конфессиональной и этнической нетерпимостью. Все это делает проблему терпимости и, более широко, проблему культуры мира, в которой терпимость занимает важное место, весьма и весьма важной не только с этической, но и с политической точки зрения.

Насколько важна эта проблема, говорит то, что 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, а на 28-й сессии ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. была принята Декларация принципов толерантности. Под терпимостью понимается уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

О важности, социальной и политический насущности терпимости для нашего общества говорит то, что в марте 2000 г. российское правительство приняло специальную программу содействия росту терпимости. Правда, в правительственной программе распространение терпимости поставлено в связь с противодействием экстремизму, и в таком соотнесении в терпимости акцентируется противостояние экстремизму, между тем в жизни проявления терпимости гораздо разнообразнее и не исчерпываются только конфликтными ситуациями.

Теперь следовало бы сделать некоторые лексические пояснения, на основе которых легче будет понять смысл терпимости. В наши публичные и академические дискуссии эта проблема вошла как проблема толерантности. Восходящее к латинскому tolerantia слово «толерантность» уже давно вошло в состав русского языка, правда, скорее, как научный термин: во-первых, медицинский, обозначающий, в частности, способность некого организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда, а также положительную восприимчивость организма конкретного пациента к определенному лекарству; во-вторых, как этико-политический термин, обозначающий (довольно близко к обиходному пониманию терпимости) признание каким-то человеком (людьми, группой) права другого человека (людей, группы) на собственное мнение, убеждение, вкус, позицию, независимо от возможного различия их интересов.

В обсуждениях этой проблемы иногда высказывается точка зрения о целесообразности различения терпимости и толерантности. Не вдаваясь в аргументацию этой точки зрения, лишь отмечу, что в ней есть несомненный смысл, обусловленный действительной спецификой того социального опыта, который сегодня легко просматривается за словом «толерантность» – а именно, опыт демократических, либеральных обществ преодоления разногласий, решения конфликтов, согласования социально-политических интересов.

Изначально латинское tolerantia имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI в. Потом в силу определенных социально-культурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течение одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» – как понятия из лексикона гражданского общества.

Как гражданская добродетель, т. е. добродетель общественной жизни, терпимость складывается постепенно, сначала, в XVI–XVII вв., как требование веротерпимости, главным образом терпимости в отношениях между представителями различных христианских церквей – католической и новообразующихся протестантских церквей. Признание веротерпимости в качестве добродетели и даже нравственной обязанности было результатом мировоззренческого компромисса и отказа от религиозного фанатизма. Терпимость – одна из основополагающих ценностей гражданского общества. Что такое гражданское общество? Неверно было бы полагать, что гражданское общество – это некий социально-политический тип общественной организации, скажем, наряду с «капиталистическим обществом» или «обществом потребления». В понятии «гражданское общество» можно выделить несколько аспектов. Во-первых, это сфера негосударственных, т. е. государству не подотчетных, отношений. Во-вторых, гражданское общество – это сфера обнаружения и взаимодействия разнообразных интересов. Наличие гражданского общества – знак плюрализма. В монистическом обществе советской или какой-либо иной тоталитарной модели гражданского общества нет: здесь все подчинено государству. В-третьих, это общество, в котором положен предел всевластию государства. Такой предел задан правом и закреплен законодательно. Государство здесь в лице своих высших политических руководителей, государственных чиновников и государственных институтов ответственно (в смысле подотчетности) перед обществом. Это – демократическое общество. В-четвертых, это общество, в котором конституционно оформлено полноправие каждого гражданина (независимо от его социальной, этнической и конфессиональной принадлежности), гарантированное институтами государственной власти. В-пятых, это общество, в котором граждане имеют возможность реально воздействовать на социальные процессы и тем самым разделять ответственность за то, что происходит в обществе.

Посредством концепции гражданского общества предлагается модель общества, сфокусированная не на политике и не на экономике, а на самом социуме.

Можно сказать, что гражданское общество – это общество, основанное на праве. Это – либеральное общество. Какое общество правовое? Правовое общество – это такое общество, в котором правит закон, стоящий на страже прав человека. Гражданское общество открыто. Это – плюралистическое общество, т. е. общество, которое предполагает и допускает в пределах закона широчайшее разнообразие политических, социальных и культурных норм самоопределения.

Каковы ценности гражданского общества? Равенство, свобода, вариативность и т. д. Но все это может существовать при условии действенности одной особой ценности – терпимости. Свободы и равенство недостаточно закрепить конституционно. В человеческих отношениях и равенство, и свобода, и плюрализм невозможны без терпимости. Терпимое общество – это общество, не допускающее предвзятости иди дискриминации, т. е. неуважения, понижения в правах и подавления. Дискриминация возможна по расовым признакам (в нашем традиционном политическом лексиконе дискриминация ассоциировалась главным образом с дискриминацией чернокожего населения в Америке), по этническим, социальным, конфессиональным признакам, а также по культурным (в том числе эстетическим), половым, возрастным и т. д.

Рассмотрим теперь терпимость с другой стороны, а именно как личное качество, человеческое качество. Терпимость как гражданская ценность утверждается (в идеале, конечно) самим порядком общественной жизни, внедряется посредством различных форм общественного воспитания. Однако никакой порядок общественной жизни, никакое воспитание не могут гарантировать действительность этой ценности в конкретных самоопределениях личности, в обычных действиях обычных людей. Терпимость должна стать индивидуальной добродетелью, или качеством характера, чтобы проявиться в отношении человека к другому человеку, к другим людям.

Как и в чем проявляется терпимость в отношениях между людьми? Здесь можно выделить по крайней мере три момента. Во-первых, это сознательное подавление в себе чувства неприятия, вызванного инаковостью другого. Это очень важная характеристика и личное психологическое умение – сознательно подавлять в себе неприятие к инаковости в другом. Тем более непростое, что спонтанное неприятие чужого естественно для человека; эта негативная реакция отторжения незнакомого и непривычного является изначальной для него. Например, по опросам социологов, 56 % наших соотечественников не придают значения этническим различиям. Но ведь это не говорит о том, что они, эти 56 % космополиты (в нормальном смысле этого слова) или интернационалисты (тоже в хорошем смысле этого слова). Это говорит лишь о том, что их отношение к национальным различиям нейтрально. Но нейтральность эта не гарантирует того, что в ситуации острого конфликта, в который оказываются вовлеченными представители разных национальностей, эти люди, обычно нейтральные к этническим различиям, не станут себя вести не по существу конфликта, не по существу столкнувшихся интересов, а исходя из того, представители какой национальности в этот конфликт оказались вовлеченными.

Про американское общество нельзя сказать, что толерантность как ценность там торжествует. Но за последние три-четыре десятилетия эта страна проделала огромный путь по преодолению расовых и этнических предубежденностей – в направлении к принципиально толерантному обществу. Там приняты и действуют мощные государственные программы по компенсации ущерба, нанесенного традиционно угнетавшимся меньшинствам, социальная пропаганда направлена на утверждение принципов толерантности. Все это говорит о сознательной установке общества на подавление всех форм неприятия, провоцируемого непривычным.

Во-вторых, терпимость проявляется в признании права другого на сохранение своей самобытности. Другой обладает правом и свободой проявлять себя так, как он желает, в той мере, в какой это не противоречит правам других людей. Это очень важный принцип гражданского общества. Зададимся вопросом: какое самое главное право человека с правовой точки зрения? Принято считать, что это – право на труд, или право на жизнь, или право на полноценный отдых. Все это, конечно, правильно; это то, что называется социальными правами, и право на труд среди них – одно из самых главных. Правда, парадокс в том, что в ХХ в. это право действительно гарантировалось лишь тоталитарными обществами, в частности ценой обязанности каждого трудиться. В демократических обществах основополагающими являются права, которые обеспечивают не благосостояние, а суверенность индивида как личности и как гражданина. И это в первую очередь – право на свободу самовыражения, особым проявлением которого является свобода слова.

В третьих, когда выше было сказано, что терпимость предполагает уважение к самобытности другого – это и значит, что тем самым признается право другого на самовыражение, право другого быть другим и оставаться другим сообразно с собственными ценностными предпочтениями. Отсюда – терпимость выражается именно в уважении самобытности, инаковости другого.

 

® План семинарского занятия

1. Понятие о содержании воспитания. Основные аспекты содержания воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физаческое воспитание.

2. Педагогика межнационального общения и педагогика национальной толерантности. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

3. Пути и средства воспитания патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару вам следует ознакомиться с Межведомственной программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества), составленной на 2000–2003 гг., а также с учебным пособием З. Т. Гасанова «Педагогика межнационального общения». Кроме того, при подготовке первого вопроса надо обратиться к историко-педагогическому аспекту проблемы. Поэтому внимательно проработайте статью К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» (Собрание сочинений: В 7 т.– М., 1952.– Т. 2.– С. 157–166). Сделайте выписки и ответьте на вопросы: что составляет основу народности? как можно пользоваться опытностью другого народа?

При подготовке второго и третьего вопросов семинара вам необходимо прочитать тексты и выполнить задания к ним. Особое внимание обратите на задания 3, 5 и 6.

 

® Работа с понятиями

1. А. С. Макаренко писал, что труд сам по себе является нейтральным процессом, если он не связан с воспитанием. Как вы относитесь к такому утверждению? Из приведенных суждений выберите то, которое соответствует вашему пониманию этого вопроса.

1. Труд вовсе не оказывает влияния на нравственное становление человека. Ведь одну и ту же работу могут выполнять разные люди, а образ мыслей и нравственные устремления у них разные.

2. А. С. Макаренко убедительно показал, что труд без идущего рядом образования, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Труд в качестве воспитательного средства возможен только как часть общей системы.

3. Вряд ли можно согласиться с А. С. Макаренко. Человек трудится потому, что ему надо есть, одеваться, строить жилище и т. п. Эта потребность и является движущей силой трудовой деятельности. Она независима от нравственной позиции конкретного человека.

4. Труд всегда оказывал благотворное влияние на человека. Но это зависит от характера труда. Творческий труд возвышает человека, делает его нравственно богаче. Неинтересный, рутинный труд может лишь разрушить личность.

 

2. Нравственное воспитание тесно связано с понятием духовного развития человека. Сравните два определения духовности. Чем они отличаются? Можно ли считать нравственным человека, занятого лишь своим внутренним миром?

А. Духовность – это практическая деятельность, направленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение.

Зинченко В. П. Духовность. Художественное творчество, нравственность: Матер. «круглого стола» // Вопр. философии.– № 2.– 1996.– С. 10.

Б. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.– М., 1995.– С. 335.

3. Выберите определение, которое раскрывает сущность понятия физическая культура.

А. Физическая культура представляет собой систему знаний человека в области личной гигиены, спорта.

Б. Под физической культурой следует понимать целенаправленный процесс воздействия на человека системы факторов: физических упражнений, природных средств и т. д.

В. Понятие «физическая культура»» тождественно понятию «физическое воспитание». Последнее представляет собой определенные действия личности в борьбе за свое здоровье.

Г. Физическая культура – совокупность общественных достижений и средств, влияющих на физическое развитие человека. Физическая культура – результат физического воспитания.

Д. Правильного ответа нет.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь между процессом овладения предметными знаниями, умениями и навыками и задачами формирования культуры умственного труда.

 

5. Вставьте в определение понятия недостающие слова.

Экологическое воспитание – … взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на развитие у подрастающего поколения экологической …, включающей в себя … о природе и гуманное, ответственное … к ней как к национальной и общечеловеческой…

6. Вставьте пропущенные слова:

А. …представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.

Б. Изучением традиционной культуры воспитания этнической общности занимается…

7. Как вы объясните возникновение этнических стереотипов? Как этнические стереотипы могут помешать межнациональному общению? В чем их польза?

Этническим стереотипом называются относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Например, для немцев «типичный русский» «сердечный, открытый в общении, веселый, гостеприимный», а также «пассивный, ленивый, гордый, любит выпить».

Грушевицкая Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации.– М., 2003.– С.325.

8. Сопоставьте существенные признаки таких понятий, как национализм, этноцентризм, национальное достоинство. Подумайте, как на практике разграничить эти понятия.

А. Национализм – идеология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства ценностей своего народа.

Б. Этноцентризм – склонность человека оценивать жизнь других народов через призму ценностей своего народа, служащих безусловным эталоном.

В. Национальное достоинство – чувство гордости за свой народ, его историю и культуру.

9. Сравните между собой понятия мировоззрение, мировосприятие, мироощущение, миросозерцание, менталитет, картина мира, система ценностных ориентаций. Что в них общего и чем они отличаются?

 

® Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

1. Задача лабораторно-практического занятия (ЛПЗ) – обработать применение теоретических положений по теме «Содержание воспитательного процесса» на практике,– поэтому прежде всего надо эти теоретические положения усвоить. Для этого познакомьтесь с основным содержанием темы, а также прочтите соответствующие разделы в учебниках:

2. Постарайтесь вспомнить конкретную ситуацию (участником которой вы были в школе или наблюдали в ходе школьного практикума в университете), где бы пересекались нравственное и физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание и т. п. Кратко запишите эту ситуацию.

3. Вы можете выбрать для выступления на ЛПЗ тему для небольшого (на 5–7 минут) сообщения по одной из следующих работ:

Новичков В. Толерантность: этимология и образовательная практика //Народное образование; 2006. - №9

Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания//Педагогика. – 2006. -№ 2

 

4. На ЛПЗ предполагается обсуждение педагогических ситуаций и решение выделенных в ходе анализа ситуаций педагогических задач. Поэтому внимательно ознакомьтесь с описаниями педагогических ситуаций. Постарайтесь представить себе «картинку» ситуации, взглянуть на нее глазами разных участников. Это поможет вам в процессе анализа ситуации на занятиях.

5. В ходе занятия вы будете анализировать и комментировать разные тексты. Чтобы этот анализ был более полным, при чтении текстов не забывайте выделять их структуру (главные идеи, аргументы, факты, оценки и т. д.) и обязательно старайтесь обосновывать свое мнение.

 

® Задания для работы на лабораторно-практическом занятии

Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы:

а) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

б) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,– мотивами, убеждениями, планами.

(См.: Современный словарь по педагогике. – Минск, 2001.– С. 97.)

 

Какие критерии первого и второго типа вы предложили бы для оценки эстетической воспитанности подростков?

 

Внешние критерии Внутренние критерии
1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________   1. ______________________________ 2. ______________________________ 3. ______________________________  

 

® Педагогические ситуации и тексты для анализа на лабораторно-практическом занятии

Студент Т. В. пединститута был направлен для прохождения педагогической практики в сельскую школу. Сам он закончил городскую среднюю школу, села не знал. Практика прошла успешно, впечатлений было много, и Т. В. делился ими со своими однокурсниками.

– Меня поразило,– рассказывал Т. В.,– как деревенские ребята тонко чувствуют красоту. У них особое эстетическое видение. Пригласили меня на работу. Встали в 4 часа утра. Только занималась заря. Они любовались восходом солнца, пением птиц, приседали возле травинок и показывали мне на бусинки утренней росы. И вообще я был в восторге и от ребят, и от красоты природы. Что ни говорите, а я свое мнение о сельских детях изменил. Не думал я, что у них такой высокий уровень эстетического воспитания.

– Ты ошибаешься,– начала возражать Т. В. Лена А.– Никакой это не показатель эстетического воспитания сельских учеников. А они разбираются в музыке, изобразительном искусстве, в театрах были?

– Не в этом суть, Лена,– отстаивал свою позицию Т. В.– Не только музыка, театр формируют чувство прекрасного.

– Во всяком случае, и не росинки-былинки,– на сдавалась Лена А.

1. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

2. Считаете ли вы, что деревенские ребята достигли определенного уровня эстетического воспитания? Если да, то что способствовало этому?

Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания. После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.

Посетил пять уроков Н. В. и учитель истории С. В. К удивлению Н. В, разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:

– По-моему, уважаемая Н. В., вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То, что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.

– Что же посоветуете начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? – раздраженно спросила Н. В.

– Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?!

– Это уже дело врачей,– горячилась Н. В.

1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках русского языка, литературы, математики и др.

2. В чем ошибаются коллеги?

В одной средней школе не было спортзала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровым площадками. К тому же в школу пришел новый учитель физвоспитания, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:

– Теперь, Сергей Сергеевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания учащихся. Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм… Думается, что мы не будем занимать последние места на районных спартакиадах.

И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занималась спортом, добивалась неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы по физическому воспитанию учеников ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год – новый взлет школы в этой области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.104 с.)