Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвариативная часть Вариативная часть

Поиск

       
   

 


+

 

 
 

 


® Задания для работы на лабораторно-практическом занятии

 

1. Рассмотрите авторскую программу «Урок здоровья» объединения Валеологии.

Цель программы: сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены.

2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

5. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста, и спецкурса для старшего возраста. Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 3 года обучения: 1-й год – 36 ч., 2-й и 3-й год – 72 ч. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний. Группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Программой предусмотрено проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по анатомии, физиологии, гигиене с целью определения уровня сформированности валеологической культуры личности и социально-психологического благополучия обучаемых в объединении.

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

- по каким законам ребенок появляется в этот мир;

- о событиях, предшествующих его появлению;

- о клеточном строении всех живых организмов;

- о строении своего тела;

- о том, что полезно и что вредно позвоночнику;

- о полезных и вредных для растущего организма продуктах;

- правила гигиенического ухода за телом;

- об опасности вредных привычек.

Тематический план 1 года обучения представлен в таблице:

Тема занятий Количество часов
всего теор. практ.
  Вводное занятие Ромашка здоровья. Игры   -  
  Как я устроен (строение человека) Путешествие в тайну моего рождения. Дневник здоровья «Я родился» Волшебная клеточка (клеточное строение живых организмов) Рыцарь в латах (скелет). Дневник здоровья «Я взрослею и расту» Резиновые двигатели (мышцы) Пещера-скороварка (желудок). Дневник здоровья «Мое любимое блюдо» Мышца, работающая как насос (сердце) Виноградное дерево с поющим корнем (легкие). Дневник здоровья «Мои любимые запахи»      
  Уроки Мойдодыра Забота а коже. Мыло и микробы Забота о глазах Уход за ушами. Дневник здоровья «Я взрослею и расту» Подвижные и развивающие игры   -  
  Итоговое занятие Праздник «Маскарад вредных привычек»   -  
  Итого      

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

- название частей тела, основных внутренних органов и систем, их функции и назначение (уметь находить их);

- строение скелета, упражнения роста;

- правила рационального питания;

- как заботиться о сердце и органах дыхания;

- об органах чувств, их строении и функциях.

Должны уметь:

- выполнять правила и упражнения, позволяющие укрепить осанку, полезные для сердца и легких;

- выполнять правила сохранения зрения и слуха;

- находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую точку.

 

Тематический план 2 года обучения представлен в таблице:

Тема занятий Количество часов
всего теор. практ.
  Уроки Знайки     -
  Здоровье. Что это такое? Признаки болезни, признаки здоровья Наследственные заболевания (анкета) Почему и как ремонтируется мой организм      
  Твоя надежда, опора и защита (скелет) Для чего нужен скелет, суставы, связки? Что придает скелету прочность и твердость Правила тренировки мышц      
  Зачем человек ест Путешествие по пищеварительному тоннелю (ролевая игра) Что значит правильно питаться Для чего едят растения (вегетарианство)      
  Тайны человеческого сердца Как устроено сердце Эта замечательная жидкость – кровь Как очищается кровь. Как заботиться о сердце      
  Зачем мы дышим Как мы дышим Почему правильно дышать носом Кашель, чихание – наша защита Чем опасно курение      
  Органы чувств Чудесное яблоко (глаза) Самая быстрая улитка Удивительный тоннель с двумя подъездами Наш нежный скафандр      
  Подвижные и развивающие игры   -  
  Итоговое занятие (праздник) «Как стать Неболейкой»   -  
  Итого      

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

- о существовании биологических часов у живых организмов;

- о сбалансированности между всеми системами тела;

- о способностях мозга и значении сна и отдыха;

- о значении иммунитета и прививок;

- правила первой помощи при травмах, ожогах, отравлении;

- значение лекарственных трав;

- правила закаливания. Биологически активные зоны (БАЗ);

- свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

 

Тематический план занятий 3 года обучения представлен в таблице:

Тема занятий Количество часов
всего теор. практ.
  Познай себя      
  Что такое биологические часы? Процессы, происходящие в организме в течение суток Режим дня (практическое задание, самоанализ)      
  Скелет и мышцы Осанка – залог здоровья Плоскостопие и сколиоз Что делать при травмах костей      
  Органы пищеварения Конвейер наоборот (белки, жиры, углеводы) Почему в желудке бывают язвы Признаки пищевого отравления      
  Кровеносная система Малый и большой круг кровообращения Элементы крови Как остановить кровотечение      
  Органы дыхания Гортань, трахея, бронхи, легкие Нос и придаточные пазухи Что такое искусственное дыхание      
  Мой главнокомандующий (мозг) Что умеет мой мозг, как он устроен Нервная система Память – величайшая способность мозга Стресс Сон      
  Развивающие и подвижные игры      
  Итоговое занятие. КВН «Как же вы устроены, господин тело?»   -  
  Дневник здоровья «Когда я стану взрослым»      
  Итого      

 

Задания:

1) Выявите основные компоненты программы

2) Покажите возможности компетентностного подхода при реализации данной авторской программы.

 

2. Заполните следующую таблицу:

 

Определения понятия. Содержание образования - это… Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
1. …система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков (Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров).      
2. …основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний (Т. А. Ильина).      
3. …научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формированиепознавательных способностей и творческих сил учащихся (И. Т. Огородников).      
4. …во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека (В. С. Леднев).      
5. …та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему (В. С. Безрукова).      
6. …система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения (И. П. Подласый).      

 

® Работа с текстами

 

1. Как вы думаете, в чем социокультурное предназначение образовательного стандарта?

В Законе Российской Федерации "Об образовании"говорится: В Российской Федерации "…устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, […] определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников".

 

2. О преимуществах разновозрастных детских коллективов рассуждают часто. Только, к сожалению, обычно о них говорят лишь в связи с воспитанием детей, а не с их обучением. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим…

Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

 

(Леонтьева О. Идея разновозрастного коллектива// Первое сентября. 1999. – 14 августа (№ 53). – С.12)

Вопросы и задания к тексту

Дайте ответ на вопрос, поставленный автором, используя известные Вам понятия педагогики и психологии?

® Задания для самостоятельной работы студентов

Задание А.

1. Прочитайте главу 5 «Содержание обучения и формирование индивидуальности человека» в учебнике В. Оконя «Введение в общую дидактику» - М., 1990. - с. 93-110. Ответьте письменно на вопросы в конце главы.

 

Задание Б.

Внимательно прочитайте предложенный текст. Какова главная мысль данного текста? Ответьте письменно.

«Учебник по своей природе противоречив: он может быть вредным и полезным, а подчас и практически нейтральным. Полезен природосообразный, культуросообразный учебник. Вредит детям использование учебника как материала для заучивания, материала, не имеющего отношения к жизни детской души.

Природе детской души более соответствует диалог, иллюстрация, интересное задание, увлекательные способы самопроверки. Важно предусмотреть в учебнике практические задания. Способы обучения примам мышления, демонстрацию основных положений самообоарзования, мобилизацию воссоздающего воображения учащихся, варьирование заданий в соответствии со склонностями и особенностями учащихся, драматизацию, краеведческую работу, систематическое использование справочной литературы, междисциплинарные связи».

(Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. / Б.М. Бим-Бад – М., 1996. – С. 27-28)

 

Задание В.

Прочитайте отрывок из романа Н. Соротокиной «Гардемарины, вперед!». Что вызывает недоумение автора при описании особенностей навигацкой школы? Что лежит в основе отбора содержания образования в настоящее время?

«Навигацию в школе преподавал мрачного вида англичанин по кличке Пират. Изъяснялся он на немыслимом жаргоне из смеси русских, английских и даже испанских слов… понять было невозможно. Штык-юнкер Котов вел… курс «Рыцарская конная езда.. Трудно себе представить что-либо бесполезнее для моряка…».

(Соротокина, Н. М. Гардемарины, вперед! / Н. М. Соротокина. – Т.: Приокское издательство, 1992).

 

Задание Г.* (в рамках компетентностного подхода).

1. Обобщенная формулировка задачи. В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

2. Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий «бизнес-план» по осуществлению проекта на практике.

Критерии оценки решения задач таковы: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения/предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.

 

® Блок самоконтроля

1. Среди ниже перечисленных терминов отметьте термины, не соответствующие остальным:

- метод обучения;

- учебная программа;

- нормативный документ;

- учебный план;

- дидактическая система;

- содержание образования.

 

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию "содержание образования":

 

- действие, доведенное до автоматизма;

- способ достижения конкретной учебной цели;

- межпредметные связи;

- учебное занятие;

- знание;

- календарно-тематический план;

- учебный план;

- умение.

3. Заполните схему:

                           
 
 
 
 
     
 
   
Содержание образования
 
 
 
   
 
 
   
     
 
 
 

 


® Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

Дополнительная

1. Бершадский, М. Содержание образования в школе будущего /М. Бершадский, В. Гузеев // Народное образование. – 2008. - № 8. – С. 167-174.

2. Куркин, Е. Судьба образовательного стандарта: что дальше, каким ему быть? / Е. Куркин // Народное образование. – 2008. – № 4. – С. 50-57.

3. Лебедев, О. Восемь проблем модернизации содержания школьного образования / О. Лебедев // Народное образование. – 2007. - №7. - С.142-145.

4. Лернер, П. Новое содержание образования: повседневное знание становится основным / П. Лернер // Народное образование. – 2008. - № 7. – С. 165-172.

5. Новичков, В. Необходима новая теория содержания образования / В. Новичков // Народное образование. - 2007. - №7. - С.147-152.

6. Поташник, М. Чему отдать приоритет: ЗУНам или ценностям?/ М. Поташник // Народное образование. – 2008. - № 1. – С. 208 -212.

7. Разумова, Е. Стандартизация образования - одна из болевых точек образовательной политики / Е. Разумова// Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 34 – 41.

8. Сидоркин, А.М. Факультет ненужных вещей / А.М. Сидоркин // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С.3-6.

9. Теремов А.В.. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника //Преподаватель 21 век. – 2007. - № 1.

Модуль 5

Тема: Современные модели организации обучения. Методы, средства, формы обучения. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения.

 

® Цели изучения

а) формирование понятий: формы организации обучения, их многообразие и динамика; классно-урочная система, новые технологии обучения в школе.

б) формирование умений: сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с формами организации учебной деятельности учащихся;

в) закрепить понятие о методах, приемах и средствах обучения; об обучающей, развивающей и воспитывающей роли различных методов обучения; научить видеть зависимость выбора того или иного метода от условий конкретной дидактической ситуации;

г) дать понятие о различных способах формирования учебно-познавательной мотивации школьников;

д) сформировать представление о реализации компетентностного подхода в процессе обучения.

 

® Основные понятия темы

Метод, прием, средство обучения, мотивация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности учащихся, компетентностный подход в процессе обучения.

® Рекомендуемая форма изучения

Лекция, семинар, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов

 

® Основное содержание темы

Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. (См. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. – М., 1987. – С. 16-30).

Форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Самой старой формой учебного процесса, берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель. Примером непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика в современных условиях является репетиторство.

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения, по сравнению с индивидуальным обучением, имеет ряд преимуществ.

Ее достоинства: четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

Метод – от латинского “method” - “путь”. В дидактике методом обучения называют способ совместной деятельности учителя и ученика, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. С понятием “метод” неразрывно связаны понятия “прием” и “средство” обучения. Прием – это элемент того или иного метода, более узкое понятие, частное по отношению к общему. Средство обучения – это любой носитель информации (слово учителя, учебник, наглядные пособия, компьютеры и т.д.).

Сегодня известны более 100 методов обучения и свыше 10 способов их классификации. Наиболее известны классификации Д.О. Лордкипанидзе, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского.

Многообразие методов обучения создает для учителя проблему выбора. Выбор метода обучения в конкретной дидактической ситуации зависит от: индивидуальных и возрастных особенностей класса; особенностей содержания и объема учебного материала; особенностей материально-технической оснащенности учебного процесса и опосредован особенностями личности учителя.

Дидакты рассматривают процесс обучения не только с операциональной стороны, но и под углом зрения соотношения операциональной и мотивационной сторон учения. Формирование положительных мотивов учения составляет специальную задачу учителя. Это мотивы: социальные, познавательные, коммуникативные, моральные, самовоспитания. В системе мотивов учения ведущая роль должна принадлежать познавательному интересу. Формировать положительную устойчивую мотивацию в учебной деятельности можно через: содержание учебного материала; организацию учебного процесса; использование особых методов и приемов обучения. Большое значение имеют оценка работы ученика и личный пример учителя.

Реализация компетентностного подхода в обучении предполагает применение тех методов, средств и форм обучения, которые обеспечивают эффективное формирование ключевых компетенций. Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования.

К ним относятся:

• когнитивно ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

• деятельностно ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

• личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинга развития, развивающая психодиагностика и др.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что компетентностный подход является важным условием обеспечения непрерывного образования, а смыслообразующие его конструкты выступают как конкретные цели общего и профессионального образования.

 

® План семинарского занятия

1.Понятие форм организации обучения, их многообразие, динамика.

2. Классно-урочная система, ее эффективность и проблемы.

3.Современный урок. Типы, структура, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе, инновационные процессы, новые образовательные технологии в школе.

4.Классификация методов обучения. Характеристика различных групп методов обучения. Возможности различных методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.

5. Компетентностный подход в процессе обучения.

® Методические рекомендации по подготовке к семинару и лабораторно-практическому занятию

В процессе подготовки к семинарскому занятию последовательно работайте следующим образом:

- на первом этапе внимательно изучите предлагаемую литературу, сделайте выписки в своих рабочих тетрадях, с тем, чтобы составить теоретическое представление об основном содержании данной темы;

- на втором этапе постарайтесь вспомнить свой личный школьный опыт, особенности разных учителей, стиль их деятельности, наиболее яркие моменты уроков и т.д.;

-на третьем этапе соотнесите теоретические знания и свой опыт, выявив возможные противоречия теории и образовательной практики.

 

® Работа с понятиями

№ 1. Что такое метод обучения?

- взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;

- способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоения содержания образования;

- систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;

- упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;

- часть теории обучения.

 

№ 2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию "метод обучения"?

 

- внешнее выражение процесса обучения;

- способ достижения конкретной дидактической цели;

- совокупность знаний, умений, навыков;

- способ организации общения;

- способ организации взаимодействия;

- форма реализации процесса обучения;

- способ осуществления воспитания и развития;

- способ контроля учебной деятельности;

- способ мотивации деятельности.

№ 3. В чем заключается различие между понятиями "принцип обучения" и "метод обучения"?

Понятие Общие черты Различия
Принцип Обучения      
Метод обучения      

№ 4. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?

- принцип обучения;

- организационная форма обучения;

- структура урока;

- содержание образования;

- метод обучения;

- методический прием.

№ 5. Что такое форма организации обучения?

- согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом

- система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;

- внешняя сторона организации учебного процесса;

- способ организации учебной работы учителя и учащихся;

№ 6. В чем заключается различие между понятиями "форма организации обучения" и "метод обучения"?

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения      
Метод обучения      

№ 7. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок:

«Организационные формы обучения определяются.......... и задачами обучения, учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными..................... школьных предметов,.......... и временем работы учащихся, обеспеченностью............... учебными пособиями и т.п.»

(Ч. Куписевич. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 243.

® Задания для работы на лабораторно-практическомзанятии

№ 1. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия "форма организации обучения". Заполните таблицу.

Определение понятия "форма организации обучения" На чем сделан акцент В чем слабость определения Что общего во всех определениях В чем расходятся определения
«...организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев)            
«...Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И. М. Чередов)        
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П. И. Подласый)        

№ 2. Поставьте в соответствие этапам деятельности ученика элементы структуры урока:

Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

 

№ 3. Какие методы использованы учителем в данном фрагменте урока? В чем их эффективность?

1) Урок географии, тема “От чего зависит погода. Воздушные массы”. Учитель обращается к ученикам: “Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, теплая, настоящая весенняя погода. А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас – видите? – мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет все тот же противный ветер. Интересно, почему так изменилась погода? И какую погоду мы можем ожидать завтра?” После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов, ученики отвечали на них, затем следовали другие вопросы: “Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как зимой? А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? А как изменилась влажность воздуха за эти теплые дни? Какой воздух принес северный ветер? и т.д.”

2) Урок физики, тема “Инерция”. Учитель: “На моем столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Вверху нить натянута грузом, и если дернуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Вы видите, что оборвалась не верхняя, а нижняя нить. Причиной обрыва является новое для вас свойство тел, которое носит название инерции…”

3) Урок природоведения по теме “Дикие звери зимой”. Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: “Звери осенью” и “Звери зимой”. В первом – рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором - лисы, волка, лося. Задание: “Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало? Сравните оба ряда.»

4) Урок ботаники, тема “Строение семян”. “Ребята, наша новая тема – “Строение семян”. Объяснять я вам ее не буду. Посмотрим, сможете ли вы с ней справиться сами. Откройте учебник на 36-й странице. Что написано вверху страницы? (“Семена и посев”). А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом? (“Строение семян”). Еще ниже? (“Строение семени фасоли”). Со всем этим материалом вам следует познакомиться. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рисунок. На рисунке найдите все, о чем говорится в тексте. Когда закончите читать, ответьте на вопросы, которые записаны на доске.»

 

® Работа с текстами

1. В своей деятельности над реализацией цели обучения учитель включает отдельные детали метода, его составные части называемые методическими приемами. "Прием" - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Это:

Ø составление плана изучаемого материала;

Ø постановка вопросов, заданий, задач, подводящих учащихся к необ­ходимости познать новое;

Ø анализ тех или иных жизненных ситуаций и явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в своей практике и т.д.

Между методами и методическими приемами существует взаимос­вязь и переходы.

Необходимость использования учителем широкого арсенала мето­дов обучения вызывается характером содержания образования в сов­ременной школе, спецификой учебного предмета, учетом психологи­ческих особенностей учащихся, уровнем их развития, индивидуальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.02 с.)