Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы материализма и разновидности идеализма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды материализма: Наивный (или стихийный) материализма древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Метафизический (или механический) материализма 17—18 века. Его известные представители: Ф. Бэкон, Гоббс — в Англии, Ламетри, Гольбах — во Франции и др. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализма и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса и Энгельса. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией. Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.
Билет 10 1. Представитель материалистического направления в античной философии: Платон 2. Представители средневекового номинализма утверждали, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; 3. Европейский мыслитель 17 в основоположник рационализма: Декарт 4. Понятие общественного договора использовавшееся в философии 17-18вв означает: г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми 5. Тип религиозного философствования в России развивал: Соловьев 6. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это ДИАЛЕКТИКА 7. Критерий истины, считающийся главным в максистской гносеологии: практика 8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее: объективность 9. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится: К Маркс 10. Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека: Экзистенциализм Особенности философии эпохи Возрождения, её основные направления и представители. Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс). Ренессанс ознаменован творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали новую культуру. Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: · совершенствование орудий труда и производственных отношений; · кризис феодализма; · развитие ремесла и торговли; · усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; · укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; · отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; · повышение уровня образованности в Европе в целом; · великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); · научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии и т.д). Характерные черты: · антропоцентризм (человек – центр мира) и гуманизм (человека – высшая ценность) – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство · оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также схоластики – застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии) · перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; · научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.) · большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству · торжество индивидуализма · широкое распространение идеи социального равенства Основные направления философии эпохи Возрождения: 1. Гуманистическое (XIV – XV в.) Центр внимания – человек и его самоценность, воспевание его достоинств, величия, могущества и свободы, независимость от божественной воли. Представители: Франческо Петрарку. Философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости и душевного покоя при наличии страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром. Лоренцо Валла Мишель Монтень. Философия – наука о человеке и его морали, она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. 2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.) Представители: Пико делла Мирандола, Парацельс – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма 3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – философия природы. Главные черты: пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии). Представители: Николай Кузанский (идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бог – «абсолютный максимум». Определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности и бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают) Джордано Бруно (Рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами) 4. Реформационное (XVI – XVII вв.) Представители: Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью 5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – проблема управления государством, поведение правителей 6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) Представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.25.53 (0.008 с.) |