Основные формы материализма и разновидности идеализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы материализма и разновидности идеализма.



Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды материализма:

Наивный (или стихийный) материализма древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

Метафизический (или механический) материализма 17—18 века. Его известные представители: Ф. Бэкон, Гоббс — в Англии, Ламетри, Гольбах — во Франции и др. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализма и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса и Энгельса. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.


 

Билет 10

1. Представитель материалистического направления в античной философии: Платон

2. Представители средневекового номинализма утверждали, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

3. Европейский мыслитель 17 в основоположник рационализма: Декарт

4. Понятие общественного договора использовавшееся в философии 17-18вв означает: г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми

5. Тип религиозного философствования в России развивал: Соловьев

6. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это ДИАЛЕКТИКА

7. Критерий истины, считающийся главным в максистской гносеологии: практика

8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее: объективность

9. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится: К Маркс

10. Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека: Экзистенциализм

Особенности философии эпохи Возрождения, её основные направления и представители.

Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс).

Ренессанс ознаменован творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали новую культуру.

Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:

· совершенствование орудий труда и производственных отношений;

· кризис феодализма;

· развитие ремесла и торговли;

· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

· повышение уровня образованности в Европе в целом;

· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

· научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии и т.д).

Характерные черты:

· антропоцентризм (человек – центр мира) и гуманизм (человека – высшая ценность) – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство

· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также схоластики – застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии)

· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

· научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.)

· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству

· торжество индивидуализма

· широкое распространение идеи социального равенства

Основные направления философии эпохи Возрождения:

1. Гуманистическое (XIV – XV в.)

Центр внимания – человек и его самоценность, воспевание его достоинств, величия, могущества и свободы, независимость от божественной воли.

Представители:

Франческо Петрарку. Философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости и душевного покоя при наличии страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.

Лоренцо Валла

Мишель Монтень. Философия – наука о человеке и его морали, она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать.

2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.)

Представители: Пико делла Мирандола, Парацельс – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма

3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – философия природы.

Главные черты: пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии).

Представители:

Николай Кузанский (идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бог – «абсолютный максимум». Определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности и бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают)

Джордано Бруно (Рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами)

4. Реформационное (XVI – XVII вв.)

Представители:

Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью

5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – проблема управления государством, поведение правителей

6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.)

ПредставителиТомас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.069 с.)