Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону: идолы театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону: идолы театра



3. Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику: Гегеля

4. Автор произведения «Бунтующий человек»: Альберт Камю

5. Для материалиста сознание по своей сути материально

6. Как гласит легенда, один из древнегреческих мудрецов ослепил себя, залил уши воском и удалился в пещеру, чтобы “глубже познать мир”. Какое гносеологическое направление он выразил своим поведением: рационализм

7. Измерение, наблюдение, эксперимент – это методы познания, применяемые на уровне: эмпирическом

8. Концепции прав человека, договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии: либеральной

9. Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает: а) Уровень развития производительных сил.

19. Философия иррационализма 19 века. (Шопенгауэр, К…, Ницше)

Как бы параллельно формированию и развитию философии Гегеля, Маркса и тд шло становление взглядов Шопенгауэра и Ницще.

Шопенгауэр: Довольно рано у философа складывается определенная система взглядов на мир, близкая к субъективному реализму..

Ничто не было так ему чуждо, как общественная деятельность. Он отвернулся от мира: лишь в одиночестве можно быть свободным.

видит возможность в иррациональном познании, и с помощью интуиции. Точнее речь идет не о постижении сущности конкретных вещей, а о понимании одного обстоятельства: в основе мира лежит воля.

По мнению философа интуиция – это едва ли не мистическая способность получить даже не знание, представление.

Воля – единственная реальность. Все выросло из воли, все ей подчинено. Воля же не подчиняется никаким законам. Пути ее неисповедимы.

Ш. затрагивает проблемы нравственности. Ш. считает, что все поведение человека продиктовано его характером, а характер человека нельзя изменить. На самом деле поведение любого человека в каждом конкретном случае предопределено.

Все живое кипит волей к жизни, она влечет за собой эгоизм. Именно он – источник всех дел и поступков. Девиз эгоиста: все для меня и ничего для другого.

Существует две ступени эгоизма:

· Эгоизм, направленный на достижение собственного блага

· Эгоизм, возникающий как радость по отношению к чужому горю

Также этот философ ввел в оборот слово пессимизм.

Если любое желание есть эгоистическое по цели проявления воли и оно в конечном итоге источник несчастья, то избавиться от него можно одним единственным способом – не проявлять никакого желания. Учение Ш. в последствие определяется как «пессимистический гуманизм», имеется в виду, что может философ и хотел бы изменить мир в лучшую сторону, но не знает, как достичь этой цели.

Для Серена Кьеркегора, проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии.

Главное в человеке, полагает С. Кьеркегор, не разум, а мистическая иррациональная загадка, которую философ называет экзистенцией. Разум и экзистенция - противоположные вещи. Если Декарт говорите «я мыслю, следовательно, существую», то С. Кьеркегор заявляет: «чем менее я мыслю, тем более я существую», показывая, тем самым, что разум в раскрытии тайны экзистенции оказывается совершенно беспомощен.

Экзистенция — это глубинная мистическая сущность человека, его ядро, тайна, которую нельзя описать или рационально определить в понятиях. Никакие научные или рациональные методы не годятся для познания человека. Проникнуть в сущность человеческого существования, обнаружить смысл своей жизни человек может только в определенных переломных ситуациях жизненно важного выбора, в так называемых экзистенциальных ситуациях, когда обнаруживается смысл человеческой жизни. «Встреча» с собственным существованием происходит не в отвлеченных мыслях, а в трудности, риске и выборе «или-или». Пытаясь раскрыть сущность экзистенции и обнаружить смысл человеческой жизни, С. Кьеркегор в своей работе «Стадии на жизненном пути» рассматривает различные стадии человеческого существования.

На эстетической стадии человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувств. Ценности этой стадии — молодость, здоровье, красота. Человек стремится узнать и испытать все виды наслаждения: от самого низменного, физического до самого высшего интеллектуального. Это позиция гедонизма (жизнь - это наслаждение). Но чем больше человек предается наслаждениям, тем сильнее становятся его неудовлетворенность и разочарования. Человеком овладевает скука, которая приводит его на грань отчаяния. Человек осознает неистинность своего образа жизни и необходимость выбрать более высокую стадию.

На этической стадии господствует чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону. Недостатком этой позиции, считает Кьеркегор, является подчинение человека всеобщему закону, то есть чему-то внешнему по отношению к собственной экзистенции. Получается, что человек и на этой стадии не может быть в подлинном смысле самим собой.

Только на религиозной стадии, когда разум не может спасти человека и помочь ему, человек оказывается наедине с самим собой и подлинным абсолютом. Спасти человека может только абсурдная вера. Кьеркегор полагает, что смысл человеческого существования раскрывается только через экзистенциальный страх, через отчаяние, связанное с отказом от разума. Страх, как огонь, сжигает все мосты, все иллюзии и раскрывает подлинную сущность человека и смысл его существования. Как бы «выворачивая наизнанку» диалектику Гегеля Кьеркегор полагает, что постижение смысла человеческого существования, раскрытие тайны экзистенции и соединение с миром трансцендентного осуществляется мгновенно в результате иррационального скачка.

Идеи Ш. нашли дальнейшее развитие в трудах Ницше.

Он столь же образен и доступен. Его учение последовательно, менее противоречиво.

 

Основные идеи:

1. Переоценка всех ценностей, критическая идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми в учении Ницше. Критикует всю философию, начиная с Сократа, а присущий ей рационализм, идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. Вводит в Европ ф-фию категорию «ценность». Саму ф-фию он считает ценностным мышлением, причем вопрос о ценности для него важнее вопроса об истинности познания. Н ввел понятие нигилизм – высшие ценности теряют свою ценность. Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины. С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценностей всех вещей. Нигилизм “слабых” - это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм “сильных” - это путь абсолютного авторства – создание новой морали, нового человека. Переоценка ценностей предполагает переход от любви к ближнему к любви к “дальнему”. Любовь к “дальнему” - это любовь творческая, это изменение самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается презрением, отчуждением ближнего. В программу “переоценки ” входит и пересмотр человеческого счастья. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Имморализм, это отрицание не морали, это повышение ответственности человека за самого себя и за все человечество.

2.«Воля к власти» Индивидуальная воля человека, сущность любого сущ-я и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». Волю считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и связывает ее с человеческой деят-тью. «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Н понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое в «волей к власти». Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости представляет колоссальное количество власти. Самодовольная человеческая субъективность возомнила себя господином мира, нигде не встречая сопротивления в ей же самой созданном мире. Есть один мир – мир жизни, борьбы и поражения. Жизнь для Ницше находится между природой и культурой. Жить – это значит быть иным, не подчинятся ни природной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реализация человеком “воли к власти” - это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная нормативности.

3. Идея сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу Сверхчеловека – создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование

4. Идея «вечного возвращения». Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возращение – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека.

Вводится понятие “родового субъекта ”, интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость. Идеал у Ницше – деспот художник.

Ницше враждебно относится к женщинам. “Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п., за стремление людей к искусству.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)